Игорь Кравченко. Мы из тех...

Виталий Бердышев
Фотография И. Кравченко из личного архива Л.И. Балашевича


Игорь Кравченко

МЫ

Мы из тех, кто детьми пережили войну,
мы из тех, кто потом защищали страну,
кто разведывал недра и плавил металл,
поднимал целину, первым в космос взлетал.
Мы прошли через время, сквозь бурю годин,
мы из тех, кто не предал страну, ни один,
тех, кто помнит, что было всегда и у всех,
тех, кто жил в СССР. Мы из тех, мы из тех…
06.01.2019


Игорь Кравченко

ЗАДУМЧИВЫЙ СВЕТ

Над Краснодаром ветер степной,
в памяти первая в жизни картина —
комната, лампа, стоят надо мной
бабушка, мама и тётя Нина.

Лист тополиный на ветке дрожит,
падает прямо в раскрытую книжку.
Маленький мальчик по лугу бежит,
ловит стрекоз или скачет вприпрыжку.

Вот уже праздник ступил на порог,
запах хвои, кожура мандарина,
в доме пекут новогодний пирог
бабушка, мама и тётя Нина.

Скоро от грохота вздрогнет страна,
прошлое канет песенкой спетой.
В сумрачном небе повиснет луна
неугасимой сигнальной ракетой.

Жизни моей беззащитный сосуд,
зёрнышко внука, племянника, сына
через войну, сохранив, пронесут
бабушка, мама и тётя Нина.

Сколько прошёл я путей и дорог?
Сколько с деревьев листвы облетело?
Вот и принёс я на старый порог
вечную душу и бренное тело.

Та же акация, то же окно,
ставня на петлях висит голубая...
Бабушки с мамой нету давно
и голова моя стала седая.

Только далёкий задумчивый свет
льётся из окон снесённого дома.
И тёти Нины теперь уже нет,
всё здесь иначе и всё незнакомо.

Я возвращаюсь на круги свои
через моря, облака и трясины,
снова спасённый светом любви
бабушки, мамы и тёти Нины.
1989



Игорь Кравченко

КОЗЕТТА

Трассирует ночное небо
мильоном звёзд над головой.
И пахнет степь горелым хлебом
и свежескошенной травой.

Колёсами стучит теплушка,
состав уходит на восток.
А я жалею об игрушках,
о мишке плюшевом без ног.

Хоть от свечи немного света,
читает бабка из угла
о том, как девочка Козетта
в красивой Франции жила.

И мы минут пятнадцать едем,
а после три часа стоим.
Приглядываюсь я к соседям,
притихшим сверстникам своим.

И вижу: в кофточку одета,
в больших солдатских сапогах,
сидит ожившая Козетта
с огромной куклою в руках.

Не знаю — мало или много
ещё читать бы нам могли,
я помню только крик: «Тревога!»
и тело тёплое земли.

Потом неведомая сила
нас между взрывов и огней
так в насыпь мягкую вдавила,
что нам хотелось слиться с ней.

Ещё я помню: из кювета
глазами, как осенний лёд,
смотрела мертвая Козетта
на уходящий самолёт.
1965


               
Игорь Кравченко

ЭШЕЛОНЫ               
               
                Маме


Железнодорожная ветка
                от Москвы до Ростова,
железнодорожная ветка
                от Ростова и до Москвы...
Память сносит меня,
       как теченье пловца, и я снова
пробегаю босым
  среди пыльной, пожухлой травы.
Эшелоны стучат...
           Всё на запад идут эшелоны
мимо маленькой станции,
        где мы с бабкой моею живём.
А вверху облака,
   словно витязи в белых шеломах,
прикрывают их с неба,
               увы, ненадёжным щитом.
Шпалы в землю вросли
   и насквозь пропитались мазутом...
А за шпалами поле,
              там ветер гудит по стерне.
Эшелоны стучат...
          Эшелоны стучат и как будто
день и ночь по кусочкам
                развозят меня по стране.
Я на фронт собираюсь...
               Застревает обида у горла,
что меня не берут,
        что негоден я, мал для войны.
И усталых бойцов
           я водой сорок первого года
у теплушек пою,
             как поили мы все, пацаны.
А ещё с нетерпеньем
           я жду санитарных составов,
с белым кругом на крыше,
          с мельканьем купе и кабин,
что хрустят буферами
        разбитых коротких суставов,
грязный, порванный дым
            волоча за собою, как бинт.
Как я ждал их!
 А их проходило тогда очень мало,
потому что, наверное,
                было немало дорог...
И в одном из них где-то
                полгода работала мама.
только этого поезда
              всё ж я дождаться не смог.
1965
               


Игорь Кравченко

* * *
Сорок третий, сорок третий,
чёрная стерня.
Бьёт в лицо январский ветер,
бьёт озноб меня.

На разъезде эшелоны,
а вокруг война —
запах гари, взрывы, стоны,
рушится стена.

Детский сад ползёт в сторонку —
страшно на войне!
Кто-то спрятался в воронку,
кто, как я, в стерне.

На щеках и грязь, и слёзы,
взрослых рядом нет.
Почему в нелепой позе
замер мой сосед?

Снова бомбы... Небо встало
дыбом надо мной.
Вновь дыхание металла
с дымною волной...

Ясно вижу сорок третий,
как вчерашний день.
Память жизни шестилетней
рядом, словно тень.

Не расстаться, не забыться...
Уж в который раз
в январе мне будет сниться
девочка без глаз.

Та, что встала из воронки
в стареньком пальто.
Не получит похоронки
на неё никто.

Нас не всех потом отыщут
мёртвых и живых.
Слышу — снова ветер свищет,
как в тот самый миг.

И опять в больших ушанках,
посреди войны,
мы стоим на полустанках
памятью страны.
1985–1986