1. 43. Китайцы

Борис Иванов 41
Моя бабушка, Прасковья Никифоровна Шестакова, родила двух дочерей: Нину и Людмилу от разных мужей – китайцев. Для простоты общения их называли русскими именами, например, у моего деда – китайца было имя Василий, а вот с фамилией не повезло Ко-Кун-***.   
       
Поп, крестивший маму Нину, сказал: «Фамилия весьма не благозвучная, особенно у нас в России. Пусть будет Поповой». И помог справить метрики не только Нине, но и ее родной сестре Людмиле.
      
На прииске Октябрьском было много китайцев – это Сан-Да-Си, У-Ван-_Тай,  Ван –Хун –Че и другие.
      
Осталось в памяти так это их удивительное трудолюбие.
       
Начало весны, утро начинается  с крика «Луга», а  это по улицам прииска, быстро идет китаец с коромыслом и двумя плетеными корзинами на нем, наполненными зеленым лугом.
      
Спрашиваем: «почем?» Ответ: «Рубль пучога».
      
Был на прииске «водовоз», который по  жетонам жителям прииска разливал воду из бочки, на конной тяге. Звали его дядя Ваня -  «Самолет», многие  знают, что у китайцев глаза узкие, а у дяди Вани они были настолько узкие, что он смотрел на окружающих,  откинув голову далеко за плечи.
      
Ван – Хун –Че земледелец, у него в огороде росли подсолнухи, ни у кого не было таких больших и  вкусных  семян.
      
Я,  с Генкой Масленниковым, моим другом, рано-рано утром ползли по огороду, сорвали две «головы» и вернулись с трофеями к нам домой. Где нас уже ждали: отец и Ван-Хун-Че, который сказал отцу:  «Вижу, ползут,  ну попросили бы,  я просто дал бы – однако плохо делал». И мы с Генкой сразу поняли это, получив, по заднице ремнем и при этом попросили  прощения у китайца.
      
1959 год.  Мне 18 лет, правительство приняло постановление  -  все граждане Китая,  не  имеющие  гражданства России,  должны покинуть ее территорию.
      
Принять,  не принять гражданство, конечно, все они     приняли гражданство т.к. жены - то русские, а дети – метисы учатся в русской школе.
      
В то время в Китае был голод. Какие-то дальние родственники мамы приезжали, купили им несколько мешков риса. На этом родственные отношения закончились.
      
Мама очень сожалела по этому поводу, т.к. не осталось на одного адреса.
      
К маме, полукитаянке, которая понимала  разговорный язык – китайцы всегда относились с большим уважением, видя в ней соотечественницу. С ней всегда находили взаимопонимание.
      
Отец работал главным маркшейдером, старался, чем можно помочь им.