Я тебя подожду

Александр Щербаков 5
Пожилая семидесятилетняя женщина, несмотря на свой возраст, вполне сохранная, сидела, держа в руках телефонную трубку городского телефона, не обращая внимания на гудки.  Потом очнулась, положила трубку на место, и снова погрузилась в размышления. Только что у неё состоялся разговор с её еще школьной подругой. Нет, они не были очень близки, сердечными тайнами не делились и в школе, и поэтому, когда подруга, у которой муж был немец, родившийся в СССР, уехала с мужем в Германию, они не поддерживали связь. И вот этот неожиданный телефонный звонок.  Когда женщина, которую звали Эмма Александровна,  подняла трубку, она услышала знакомый голос школьной подруги:
- Эммочка, это ты? Очень рада тебя услышать. Как ты поживаешь?
- Это ты, Нелля? Вот уж не ожидала тебя услышать. Ты же вроде как в Германии живешь, а звонок не международный.
- Да, в Германии, но приехала на свадьбу внучки. Моя дочь осталась в России, не захотела уезжать, и вот дочь уже замуж вышла.  Молодые еще гуляют, уже второй день, а я устала.  Нашла твой номер телефона, дай, думаю, позвоню. Вдруг ты дома. И не ошиблась. Боялась, что у тебя квартира другая.
- Да, была другая. Сейчас сдаю в аренду, с этого живу.  Ну,  рассказывай, как у тебя жизнь в Германии?  Как сыр в масле катаешься, небось?
- Да жизнь неплохая, размеренная.  Да нам разве много с мужем надо, вдвоем-то.
- Так к тебе дочь-то приезжала?
- Конечно, почти каждый год были с мужем и внучкой моей. Но Германия страна для развлечений мало приспособлена. Немцы работают много, и мало отдыхают. А если отдыхают, то за границей. В Италию ездят, в Испанию. Раньше даже в Турцию ездили, туда выгодно путевки покупать для отдыха на море.
- А вы-то с мужем отдыхали за границей?
- Да, нам нравится Испания.  Но ты-то как живешь?
- Да вот, после смерти третьего мужа вдовой осталась. Одной-то трудновато.  Я ведь так и не родила ребенка.  Ну, эта тема для меня больная, ты же знаешь.  Правда, меня племянница навещает, но ей уже тоже за 50, да и здоровье неважное.
- А ты знаешь, кого я случайно встретила? Альку из нашего класса! У вас ведь вроде в школе любовь была. Ты что-то знаешь о нем?
- Нет, он порвал со мной всякие отношения, после того, как я не дождалась его из армии, и я даже не знаю, куда он делся. Ведь и его родители куда-то уехали в те годы.
- Ой, он такой солидный стал, хотя и не толстый. С ним сын был, ему тоже лет около 40. Тоже представительный. Встретились в аэропорту Домодедово. Приехал в Москву в командировку. Алька меня узнал, пригласил посидеть в ресторан. Но о себе почти ничего не говорил, но вот сын, пока Алька уходил по каким-то делам минут на 5-10, рассказал, что отец академик, директор какого-то секретного института, лауреат Государственной премии. И сын у него в институте работает, доктор наук. Я удивилась, в школе–то Алька не в числе лучших учеников был.
- Да, он не очень любил всякие гуманитарные науки в школе учить, у него однобокое образование получилось. И еще он любил с учителями спорить, доказывать свое. Вот за это ему и занижали оценки. Только учитель физики его очень ценил, мне как-то Алька поделился его мнением о себе. Рекомендовал пойти учиться на физико-математический факультет в МГУ. Видимо, добился Алька своего.
- А почему он в армию попал, ты знаешь?
- Он же после выпускных экзаменов сильно заболел, и не смог сдавать экзамен в институт. А тут и срок служить подошел. Он юноша был принципиальный, не стал искать лазейки, и пошел служить. В какие-то секретные войска попал, он мне даже из армии про них ничего не писал. Обычно мальчишки хвастают, а он ни-ни.
- Ну вот, сейчас они живут в закрытом городе, типа наукограда, все там есть.  У Альки недавно жена умерла, есть еще второй сын, тот полковник, в ракетных войсках служит. В общем, у Альки жизнь сложилась неплохо, а ведь шалопаем казался в школе.
- Да, он никогда не делал карьеру в школе. Не выступал на комсомольских собраниях, много читал серьезной литературы, и знал, кем он хочет стать. По крайней мере, в старших классах именно так и было.  Сетовал, что заболел и не смог поступить в МГУ.
- Эмма, ты не будешь возражать, если я к тебе в гости загляну? Собираюсь побыть в нашем городе еще недельку, чайку попьем, поболтаем о жизни. А то по телефону много не поговоришь.
- Я буду очень рада, если ты ко мне зайдешь в гости. Только позвони заранее, чтобы я никуда не ушла.

Закончив разговор, Эмма Александровна задумалась. Вот ведь как сложилась жизнь. Казалось, еще недавно она училась в школе, а уже прошло больше полувека.  Она достала альбом с фотографиями, и стала искать школьные.  Вот фото их выпускного класса, вот Алька стоит в заднем ряду. Высокий, худой, с вихрами на голове. Ему всегда было лень их расчесывать. А вот те две фотографии, где Алька один. Одну он подарил, когда уходил в армию, а вторую прислал, когда служил. Чуть повзрослел, в военной форме, с тремя нашивками на погонах.  Женщина вытащила фотографию и посмотрела на обратную сторону. Там убористым почерком Альки было написано: «Любимой от сержанта срочной службы. Спи спокойно, я тебя защищаю».

Когда начинался их школьный роман, очень популярны были песни из цикла «А у нас во дворе», которые исполняли Иосиф Кобзон и Майя Кристалинская. Эти песни нравились и Альке, и Эмме, она примеряли их на себя. Как-то, когда Алька провожал её домой после танцев, он сказал:
- Эмма, я больше всего в жизни не терплю предательства. Если обещал что-то сделать, расшиби нос, но сделай. Если пообещал ждать, то дождись, а если отношение к человеку изменилось, скажи честно, глядя в глаза, а не обманывай за спиной.  Ты мне очень нравишься, я это не скрываю, весь класс знает, как я к тебе отношусь. Но это сейчас, когда нам по 16 лет, а станем взрослее, всякое может случиться.  И со мной, и с тобой. Так что давай поступим честно, не скрывая ничего.
- Ты мне тоже очень нравишься, Алька, но я не знаю, любовь это или что-то другое. Но обещаю тебя не предавать.
- Как Майя Кристалинская обещала дождаться  и не сдержала слово?
- Ну,  так это в песне. Да там и не говорится, почему так у них получилась. У всех бывает первая любовь, но не у всех она бывает единственной.
- А мне нравится первая песня «А у нас во дворе». Как у нас с тобой получилось. Я ведь к тебе давно хорошо отношусь, еще с 6 класса приметил. А Кобзон спел свою песню, и я решился подойти и предложить дружбу.
- Да, а я тебе не отказала. Ты мне тоже давно нравишься. Только вот ты какой-то несобранный. Умный, а учишься неважно. Почему?
- Да мне жаль свое время тратить на всякие литературы, истории, географии, то ли дело физика.  Это наука, которая двинет человечество вперед. Мне она интересна.  Мне физик наш сказал, что у меня оригинальное мышление, и в физике такие люди далеко пойдут.
- Ну, так надо же, чтобы в аттестате хорошие оценки по всем предметам были, чтобы в институт поступить.
- Да надо отлично знать те предметы, что будут на экзаменах в институт. И я их знаю.  Всякие пении и физкультуры зачем ученому-физику?
- Так ты собираешься стать ученым?
- Есть такая мечта. Если есть способности у человека, их надо реализовать на 100%.  Я так считаю.
- Странный ты, Алька. А как же любовь, семья, дети?
- Это для вас, девчонок, это важно. А для парней работа, занятие любимым делом, реализация себя, та же карьера. 

К этому разговору Эмма не раз возвращалась, когда думала о своем будущем. Она всегда слушала свою мать, которая советовала выходить замуж по расчету, мол, любовь пройдет, а положение останется. Сама она вышла замуж за майора, старше её на 10 лет, которому светила перспектива учебы в военной академии. Поэтому у Эммы в паспорте место рождения - Москва. Это потом отец попал служить в штаб округа, и хотя генералом не стал, но и полковничья должность давала возможность безбедно жить.

В армию Альку девушка не провожала, парень сам не захотел. Были родители, друзья. Накануне вечером погуляли, он проводил её до подъезда дома, где она жила. На прощанье она не бросалась на грудь, не рыдала, не клялась ждать до гроба, хотя это подразумевалось. Просто поцеловала его в щеку и, как дочь военного, пожелала достойно служить и не нарушать воинскую дисциплину.  И они расстались. Как оказалось навсегда.

Когда за Эммой стал ухаживать молодой капитан из штаба округа, мать посоветовала дочери ответить на его ухаживания,  мол, потом отец поможет тому попасть в академию и тоже стать полковником.  Девушка не знала, как ей поступить с Алькой. То, что у капитана с протекцией больше перспектив в жизни, чем у сержанта с его прожектами о МГУ и научной карьере, ей было понятно. Но, исходя из мнения Альки о предательстве, что надо объясниться, глядя глаза в глаза, он все ждала, что он приедет в отпуск, но Алька все не ехал и не ехал. И она вышла замуж, так и не сообщив своему школьному другу об этом. Просто совершенно перестав отвечать на его письма. Видимо, Алька все понял, потому что прислал к свадьбе телеграмму с одним словом «поздравляю».  Счастья он не пожелал, и поэтому счастья и не было в жизни Эммы.  Вместо академии капитан попал в строевую часть, где были подчиненные, нарушения воинской дисциплины у мужа и жизнь в военном гарнизоне у жены, без работы по специальности.

Мама в письмах к дочери старалась поддержать её, мол, папа что-нибудь сделает, но  возможности полковника совсем не такие, как у генерала,  и, в конце концов, такая жизнь надоела Эмме. Тем более что настоящей любви к своему мужу у неё не было.  Они развелись с мужем, и молодая женщина вернулась в большую полковничью квартиру родителей.

Потом было еще два замужества за военными, но у тех хоть карьера сложилась. Оба стали полковниками. Но если первый погиб во время командировки в Афганистан, то второй умер своей смертью несколько лет назад. Он был старше Эммы на несколько лет, и прошел тяжелую службу в войсках, был и в горячих точках, и лишь в конце службы осел в  штабе военного округа.  Когда родители Эммы ушли в мир иной, она переехала в их квартиру, а приватизированную служебную квартиру сдавала в наем, что позволяло безбедно жить, с учетом хорошей пенсии мужей.

Детей у Эммы так и не появилось.  С маленьким ребенком в гарнизоне жить не хотелось,  а вот с возрастным вторым мужем не получилось, а с третьим поздно было заводить ребенка. И сейчас она жила одна в большой квартире, где и началась ей жизнь в этом городе.

А вот как сложилась жизнь у Альки, она узнала только что от школьной подруги. Академик, лауреат госпремии, директор института – это очень высокая ступень служебной карьеры. Видимо, как человек, работающий на оборону, он запросто общается с генералами, на которых её мужья смотрели снизу вверх.

Она подумала, что после демобилизации он поступил в МГУ, после армии это проще, другой конкурс.  В институте стал заниматься научной работой, потом аспирантура, защита вначале кандидатской, а потом и докторской диссертаций. А что, Алька к 30 годам запросто мог стать профессором, а за такого молодого профессора любая пойдет.  Видимо, он в такое время и женился, судя по возрасту его сына. Ну, а потом продолжение научной карьеры в отрасли, которая после провала в 90-х годах снова на коне.  Вот тебе и академик, лауреат премии. У Альки жизнь определенно удалась. Не то,  что у неё.

Конечно, она прожила за спинами мужем, как у Христа за пазухой. Ничего особенного не нажила, но и ни в чем не нуждалась.  И хотя пенсия у неё была небольшая, но зато пенсии второго мужа, погибшего в Афганистане,  и денег за сдачу квартиры в наем было достаточно, чтобы ни в чем себе не отказывать.  Но жизнь одинокой женщины, да еще с небольшими проблемами в здоровье, не сахар. 

Она снова подумала о своей первой школьной любви.  Теперь она поняла, что это была любовь, потому что ни второй, ни третьей у неё так и не случилось. Наверно, у Альки есть хорошая квартира, персональный автомобиль, как у директора института. Только вот где этот секретный город? Внуки его навещают, как водится, если сын с ним в одном институте работает,  и в одном городе живут. Было бы интересно увидеть. Узнал бы он её, а она его?

Машинально, размышляя о превратностях судьба, Эмма Александровна приготовила себе ужин, по привычке сервировала стол, села, включив небольшой телевизор на кухне. Передавали какой-то репортаж с выставки вооружений российской армии. И вдруг женщина увидела высокого, поджарого, седовласого мужчину, у которого корреспондент Первого канала спросил:
- Олег Александрович, вы, как главный разработчик этого оружия, как могли бы охарактеризовать его преимущества?
И Алька, а это был он, она узнала его бы из тысяч мужчин, начал обстоятельно рассказывать корреспонденту ТВ, в чем преимущества нашего оружия перед зарубежными аналогами.  Но в этом Эмма совершенно не разбиралась, хотя и прожила с военными всю жизнь, но никогда не интересовалась их жизнью и проблемами. Она во все глаза глядела на мужчину, который больше 50 лет назад любил её, теперь-то она точно это поняла.  Она оценивала его как женщина, знавшая толк в мужчинах, и была вполне удовлетворена его внешним видом, и тем, с каким достоинством он давала пояснения о своем детище.

Когда репортаж закончился, она выключила телевизор и задумалась:
- Интересно, где можно узнать хотя бы телефон Альки? Может, на телевидении знают, они же снимали репортаж. Хотя бы в гостинице, если он еще в Москве?

Ни о чем другом Эмма Александровна больше не думала, только о том, как найти связь с Алькой.  Она села на телефон, обзвонила знакомых офицеров своего последнего мужа, и через час один из них позвонил:
- Эмма Александровна, записывайте телефон Олега Александровича в гостинице.
И он продиктовал ей московский номер. Она записала, сверила, правильно ли, не ошиблась, поблагодарила бывшего адъютанта мужа за оказанную ей услугу. Потом долго не решалась набрать записанный номер телефона. Накапала себе валерьянки, потому что очень уж колотилось сердце, выпила, и стала набирать номер.  Трубку долго не поднимали. Наконец, знакомый голос Альки ответил:
- Алло. Слушаю вас.
- Алька, это я, Эмма, твоя одноклассница.
- Эмма, ты? Как ты меня нашла?
- Счастливый случай помог. А ты меня вспомнил?
- Да я тебя никогда и не забывал.  Ты же моя первая любовь, такое не забывается.  А ты где?
- Ты не поверишь, но в той же квартире родителей, возле подъезда которой мы с тобой расстались.
- Ты замужем?
- Была три раза. Сейчас вдова.
- Тогда ты не будешь возражать, если я к тебе приеду в гости? У меня тут свободная от дел неделя появилась.  Хотелось бы увидеться через полвека.
- Нет, какие могут быть возражения. Я бы тоже хотела увидеть тебя, поэтому и стала искать твой номер телефона.
- Хорошо, продиктуй мне свой номер, я позвоню, когда куплю билет на самолет и буду вылетать. Думаю, завтра к концу дня приеду.
- Я тебя подожду. Записывай телефон…
- Ты так будешь ждать, как 50 лет назад?
Женщина счастливо засмеялась и ответила:
- На этот раз дождусь, - и стала диктовать номер телефона.