Приспособленец

Леонид Ейльман
ПРИСПОСОБЛЕНЕЦ.



Знакомство с Левой произошло когда мне было примерно десять лет. Лева был старше меня на пару лет и отличался от меня любовью к книжкам. Где он их доставал я не знаю, но в городской библиотеке их не было. Это были полузапрещенные тогда книги в разгар борьбы с космополитизмом. Чтение иностранных авторов не рекомендовалось школам: Стивенсона, Джека Лондона, Майн Рида. Однажды он принес мне книгу А. С. Некрасова “Путешествие капитана Врунгеля”, а потом книги Илья Ильфа и Евгения Петрова “Двенадцать стульев и Золотой теленок”,Джонатана Свифта; “Гулливер в стране лилипутов” и Леонида Соловьева: “Повесть о Ходже Насреддине или Возмутитель спокойствия:. Он смаковал цитаты из этих книг.
- Ты понимаешь то, что борьба с космополитами похожа на войну между остроконечниками и тупоконечниками в вопросах ширины брюк.
Я смеялся вместе с ним, как у корабля капитана Врунгеля смыло две буквы названия корабля и если раньше корабль назывался:-” Победа”, то после потери букв он стал называться:-” Беда”. Лева заметил что слово “полк”, если прочитать его справа нелево станет: “клоп”. Следовательно, слово “полковник” имеет тайный намек на то, что этот человек просто: “клоповник”.
Практически я вырос под его влиянием с насмешкой к окружающей меня действительности. Лева жил с матерью, работающей заводским библиотекарем. Зарплата библиотекаря была небольшая да еще они должны были платить за съемную квартиру, т. е. маленькую комнатку. раннее служившую хозяевам кладовкой.
Зимой он весь продрогший прибегал к нам, снимал полуразвалившиеся ботинки и ставил их на теплую батарею у окна. Он увлекался коллекционированием марок и этим занятием заразил меня. Потом он придумал прятать от меня марку. Я должен был стоять в углу комнаты с завязанными глазами и ждать пока Лева срячет марку. Если я находил марку, то она становилась моей. Но я подглядывал и обнаружил то, что Лева подбегает к тарелке с паштетом и жадно запихивает его в свой рот, а потом ложкой выравнивает образовавшуюся пустоту. Я сделал вид, что ничего не видел.
Прошло много лет.Лева дважды пытался поступить во ВГИК. Его увлекала кинорежесура, но его не взяли. Так случилось, что мы оба поступили в один и тот же институт и оказались в одной и той же группе студентов. Поскольку первокурсникам места в общежитии не давали, то я и Лева сняли одну комнатку на двоих в самом начале улицы Горького (ныне Тверская).
Неожиданно для меня Лева начал по вечерам исчезать.
- Если мы друзья с детства, то расскажи куда ты исчезаешь?
- Институт наш это рынок распродажи имущества, полученного каждым при рождении. Надо устраивать свою жизнь: хватит мне нищенствовать. Вот Шевырева. Ее отец геофизик. Вот Хитрик. Ее отец заместитель конструктора самолетов Лавочкина. Перцова. Ее отец литературный критик. Выбор есть.  Тебе сначала надо пройти школу танца Соломона Скляра прежде чем я смогу тебя взять с собой:
“Не сморкайтесь в занавеску,
Это неприлично Вам говорят.
Не хватайте дам ниже талии
Это возбуждает их Вам говорят.
Два шиги налево,
Два шаги направо,
Шаг вперед.
Шаг назад!”
- Обнимая даму, почувствуй себя в раю!
- А если она чувствует себя, как в полном автобусе то, что делать?
- У тебя недостаток умственых способностей!Женщины любят ушами, а мужчины глазами. Поэтму мужчины врут женщинам, а женщины красят лица. Под их макияжем скрывается половой разбойник. Их маска дружелюбия опаснее боевого наряда свирепого индейца. Романы о женской измене, наши газеты с сомнительным юмором и пропагандой популистских акций в политике и искусстве- все это нужно партийной элите, чтоб держать народ в состоянии дебильности. Вот я недавно показал в комитете комсомола нашего института заголовок статьи газеты “Комсомольская правда”: “Если делать, так делать по большому!” Так они меня чуть не выгнали из комсомола поскольку я указал им на скрытый намек : “побольшому”. А ведь они мысленно со мной согласились и улыбнулись: ведь они не законченные дураки! Я это почувствовал и чуть не ляпнул:-” Наша страна это “Лапутия” Джонатана Свифта, где власть поддерживает прожектеров, пытающихся претворить в жизнь смехотворные проекты, которые приводят страну в упадок. Только годами выработанное чувство приспособления меня остановило. Помнишь мы зашли в  булочную Филиппова, а там выставили торт в виде Большого театра. Портик театра поддерживали двенадцать колонн, а у театра их только восемь. Я попросил лишние колонны убрать и отдать нам на съедение. Качество образования кулинара было такое. чтоб невежество, отделяющее его от элиты было непреодолимым. Он не понял моего юмора”.
Однажды из комнаты хозяев раздался ужасный крик. Мы вошли в комнату хозяев. Мать таскала свою двенадцателетнюю дочь за косы и лупила ее деревянной скалкой для раскатки теста. Бабка пыталась остановить дочь и защитить свою внучку.
- Ты же себя вспомни. Она же ребенок!
- Завтра пойду в школу к директору, чтоб исключили негодяя из школы.
- Ты сошла с ума! Если его исключат, то все будут понимать за что! Надо скрывать это!
Мы поняли в чем дело и вышли, но прислушались через фанерную стенку к рассказу девченки о произошедшем.
“Мы целовались за бочками с квашенной капустой нашего овощного магазина.Я все время поглядывала на дверь подсобки магазина: вдруг нас заметят, а он полез рукой в мои глупости.Я сначала доверилась ему поскольку мы давно дружим, потом очень испугалась, но он побожился, что только будет меня ласкать поскольку безумно любит. Как доказательство своей любви он вытащил свои глупости в горячем состоянии. Я поверила ему в том, что он меня побережет и только чуть охладит свои глупости у меня сверху. Я успокоилась и тут он вошел в меня. Мне стало так больно. Я закричала, вдруг мне стало все безразличным. Даже если кто то нас заметил, выходя из подсобки магазина !”
-Бабушка, а можно все заклеить?
- Не беспокойся. Я заштопаю, когда надо будет. Я ведь в молодости работала белошвейкой.
- Куда смотрит пионерская организация школы? Теперь на пионерский призыв: “Будь готов!” ее ничто не остнавливает ответить:-” Всегда готова!”, а он спокойно повесит ей лапшу на уши:
“Я искренне люблю тебя одну, но моя вина лишь в том, что нахожу тебя во многих”. Да знаешь ли ты, дурачек, то, что половина наших сокурсниц пережили нечто подобное, поэтому я ищу не любовь, а квартиту и приданное,- прокоментировал ситуацию Лева.
- И ты удачен в своих поисках?
- Есть несколько вариантов, но или надо жить с родителями жены или дом удален от центра. Есть и другая проблема родители невесты смотрят являюсь ли я перспективным мужем! А я являюсь объектом отвлечения внимания от важных проблем, которые не может решить наша партийная элита! Я два раза поступал в ВГИК, но не взяли. Пришлось приспособиться и стать инженером. Теперь надо использовать время учебы в институте, чтобы больше не валяться по чужим квартирам или общежитиям. Я увлекаюсь коллекционированием марок и завязал переписку с такими же марочниками. Многие из них живут заграницей и не понимают русского языка поэтому мы переписываемся на языке Эсперанто. Меня вызвали в комитет комсомола:
- А знаете ли Вы то, что Ваша переписка может привести к тому, что Ваш адресат попросится к Вам в гости. А вдруг это шпион, который попытается Вас завербовать. Вам надо сотрудничать с нами. Что мне оставалось делать, как не приспособиться к возникшей ситуации. Ведь филателист это больной находящийся в непрерывном поиске исцеления от своей зависимости. Я собираю только гашенные марки, которые не соответствуют заявленной стоимости, но со временем растут в цене в твоей личной коллекции.Рост цены марки и греет душу! Мне не разрешили стать кинорежисером так я нахожу удовотворение своей потребности в творчестве в переписке с интеллектуалами по эсперанто и собирателями марок.
- Тебя раздражает несоответствие действительности с радужной пропагандой и ты соорудил себе карточный домик из эсперанто и коллекции марок, а намерение выгодно жениться это способ избавиться от материальных проблем, котрые отвлекают от эсперанто и марок.