Школьный сад

Надежда Мурзина
               
               

       - Ах, как я люблю эту весеннюю пору, когда цветёт черёмуха в школьном саду! Белоснежные красавицы похожи на пышных невест. Боже, какой сладкий аромат разливается по всему селу,- размышляла Ольга, семнадцатилетняя девушка. Натура очень сентиментальная и романтическая, она иногда любила выражать свои мысли и наблюдения вслух. Сейчас она испытывала необъяснимое чувство восторга и нежности, потому что спешила на свидание с любимым. Место свиданий было одно - школьный сад.
 -Ох, опять опаздываю!- недовольно прошептала она. Да он и привык, мой Юрий. Вот опять стоит под старой развесистой черёмухой и ждёт, ждёт, ждёт.
 - А вот и я, дорогой! Прости, что опять опоздала! Ты, конечно, заждался!- выпалила она.
 - Всё нормально, Оленька. Я готов тебя ждать хоть всю жизнь,- ответил он и крепко прижал девушку к своей груди. - В наказание я буду тебя целовать и целовать, моя прекрасная леди.
Он горячо целовал её пухлые девичьи губы, щёки, нос, лоб, волосы.
 - Как я тебя люблю, Оленька!
 - И я люблю очень-очень!
 - Как сильно бьётся твоё сердце, Оленька! Вот - вот выпрыгнет! Знаешь, я его поймаю и успокою.
 - Да ты и так давно поймал моё сердце, Юрочка! - шёпотом произнесла она. Вот скоро сдадим экзамены и всё, прощай, школьная жизнь. Поедем учиться: я в свой педагогический институт, а ты в военное училище. Чудесно! Мы будем жить в одном городе, и, разумеется, встречаться!
 - Пять лет пролетят быстро, моя любимая, потом сыграем свадьбу и уедем по моему распределению. Ведь так, Оленька! У нас ещё всё впереди, не правда ли?
Оля слушала восторженную речь Юры,  и ей представлялось прекрасное будущее: вот он, её Юра, лейтенант, военный лётчик, высокий, спортивный, симпатичный и очень-очень умный, а вот она, учительница французского и английского языков. Да-да, у них обязательно будут дети - девочка и мальчик. Юра быстро залез на старую черёмуху и стал трясти её ветви.
 - Оленька, ты сейчас будешь в свадебном белом платье, таком нежном и ароматном, вот смотри.
 Цветы черёмухи, как лёгкий пушистый снежок, покрывали её волосы, плечи, лёгкий плащ. Она давно уже стояла в черёмуховом сугробе.
 - Как ты красива, Оленька!- выдохнул он. Ты сейчас невеста, а я жених.
 - Эй, жених, а где твой свадебный костюм?- засмеялась она.
 - А сейчас свадебный танец!- весело произнёс Юра.
 - Этот танец называется вальс - вальс Мендельсона, Юра,- поправила Ольга.
Она подала руку партнёру, и они плавно закружились по белоснежным дорожкам сада, счастливые и красивые.
               
               
        Они встречались в саду, пока цвела черёмуха. Это были самые счастливые дни и вечера для влюблённых. Вот и позади выпускные экзамены. В этом году во всех учебных заведениях был большой конкурс. У Юры был аттестат без троек, а вот у Оли три тройки: по алгебре, геометрии и химии. Юре давались легко все предметы математического цикла, а Оле - гуманитарного. К вступительным экзаменам ребята готовились ответственно. Юра прошёл по конкурсу и поступил в своё военное училище, а Оля не смогла поступить - баллов не хватило. Мечта девушки рухнула. Переживала, плакала, но потом неожиданно для всех поехала в областной город и поступила в культпросветучилище на библиотекарский факультет. Она не хотела сидеть дома, а потом можно и работать, и учиться заочно в пединституте. Юра тоже говорил, что так будет правильно. Сейчас ребята встречались только в летние каникулы. Любимым местом встречи был тот же школьный сад, уже не весенний, а летний. Оля успешно окончила училище и приехала работать домой, в свою сельскую библиотеку. Работа не только приносила ей удовлетворение, но и радость  от общения с людьми. Юрий учился ещё два с половиной года.
 - Ничего,- говорил он Оленьке, - скоро уедем по моему распределению, а заочно в институте можешь учиться и в другом городе. Ты же знаешь, куда иголочка, туда и ниточка.
 - Да, уедем, - согласилась с ним Оля.
               
         Юрий Громов окончил военное училище с отличием и его уже ждали в Германии. Олю в Германию не пустили. После тщательной проверки выяснилось, что её старший брат Сергей был когда-то осуждён - просто превысил самооборону. В селе все знали, что он сидит ни за что, ведь тот, кого он ударил, был сынком начальника милиции. Вот так. Провожая любимого, она плакала навзрыд. Девушка чувствовала, что они долго не увидятся и вряд ли будут вместе когда-нибудь. Юра уговаривал её, что три года пролетят быстро, а он будет просить командование перевести его на Родину, в любую лётную часть. Сначала писали друг другу часто, но потом письма от Юры стали приходить всё реже и реже. В отпуск он не приезжал, иначе она бы знала. В последнем письме написал, что будет учиться в академии, а затем уедет работать в Алжир. Вскоре его родители переехали жить в райцентр, и живая связь с ним потерялась.
               
         Прошли годы. Оленька - Ольга Петровна Грязных по-прежнему работала в сельской библиотеке, но уже заведующей библиотекой. Жила с мамой - Еленой Ивановной. Ольга Петровна - человек уважаемый в селе - депутат сельсовета, Она активно участвовала в жизни села. Всё бы хорошо, но вот личная жизнь не сложилась. Одноклассницы давно вышли замуж. Она лихо отплясывала на всех свадьбах своих подруг. Видимо, однолюбка она. Ведь и ухаживали за ней, и предлагали руку и сердце, но отвергала она всех и всё. В селе кто-то говорил, что она ждёт своего Юрия, кто-то просто жалел, а кто-то втайне смеялся над ней. Она была похожа на крепость. А мечта окончить пединститут и стать учительницей французского и английского языков так и осталась мечтой. Зато каждую весну она бегала в школьный сад и плакала под старой черёмухой. В этом году старая черёмуха стала засыхать, но зато рядом с ней буйно цвёл молодой куст.
 - Вот и ты постарела, моя верная подружка. И я старею. Мне уже тридцать семь лет. Я тоже клялась ему, что буду ждать только его и любить только его, значит, не могу обмануть - буду ждать, - решила она.
Она доверяла ей все свои тайны. Оля вспоминала, сидя под черёмухой, все счастливые моменты, связанные с Юрием, но эта любовь, как гвоздь в сердце, не давала ей покоя. Она понимала, что время давно ушло, а старое не вернёшь, но ничего не могла с собой поделать. Она всё ещё надеялась на чудо и ждала, ждала, ждала.
               
          В школе решили организовать юбилейный вечер встречи с выпускниками. Двадцать лет назад Оля окончила школу. Она по этому поводу съездила в город за обновами. А вот и он - долгожданный вечер встречи. В школе было шумно и весело. Звучали школьные песни. Её бывшие одноклассницы-подружки располнели, а кто-то просто на себя не обращал внимания, а она была в этот вечер неотразима: новый светлый костюм и туфли на высоком каблучке её совершенно преобразили. Длинные каштановые волосы она заплела и уложила венцом на голове. В ушах красовались серёжки, правда, не из драгоценного металла, но такие дорогие, их когда-то подарил ей Юра, её Юра. Она танцевала со всеми, кто её приглашал. От мужчин слышала комплименты. Смеялась, шутила, а потом снова лихо отплясывала в центре круга с Васькой Ивановым, то есть с Василием Григорьевичем Ивановым - бывшим одноклассником, а нынче председателем сельсовета. Он никогда, в отличие от других одноклассников, не лез в душу. В разгар вечера в зал вошёл он, Юрий, её Юра - Юрий Иванович Громов. Сначала она его и не заметила, потом по залу пронёсся какой-то шумок:
 - Какой блестящий военный, кто это, посмотрите!
 - Это же Юра Громов,- уверенно сказал Василий Иванов и внимательно посмотрел на Олю.
 Юрий стоял возле сцены, спиной к Оле и оживлённо разговаривал с директором школы Павлом Ивановичем, старыми учителями и  группой однокашников. Сейчас она узнала его: всё та же косая сажень в плечах, гордая посадка головы, но всё равно что-то изменилось. Конечно, он возмужал.
 - Какой он важный! - думала она. Как ему идёт этот генеральский мундир!
 Он искал её глазами и уже приближался к ней: всё та же ослепительная улыбка, тот же взгляд.
 - Здравствуй, Оля,- тихо произнёс он.
 - Добрый вечер, Юра,- спокойно ответила она, как будто видела его только вчера.
Когда-то она мечтала об этой встрече и думала, что только увидит его, бросится ему на шею, будет, как раньше, целовать, целовать, целовать и говорить ему о своей долгой любви. Когда - то мечтала... А сейчас стала какой-то спокойной и рассудительной. На них смотрели все, потому что все знали историю их любви. Затянулась пауза. Оба молчали и смотрели друг на друга, как будто вспоминали что-то. Снова зазвучал «Школьный вальс» и Юра, взяв её руку, сказал:
 - Пойдём танцевать вальс - наш вальс. Дай твою руку.
 - Пойдём, потанцуем.
Они молчали и кружились по залу.  Наверно, каждый вспоминал тот свадебный вальс в школьном саду. Окончилась музыка. Ольга и Юрий стояли посреди зала и смотрели друг на друга.
 - Какая ты красивая, Оля! Как ты жила всё это время? Замужем?
 Оле стало как-то не по себе от последнего вопроса. 
 - Хорошо, - сухо ответила она. Работаю в родном селе, в библиотеке. Не замужем.
 - И ни разу не была?- удивлённо спросил Юрий.
Оле стало обидно и горько.
 - Ни разу. Я клятву сдержала. Всё ждала тебя, но, видимо, напрасно. Как хорошо, что ты приехал на вечер встречи! Я сейчас много чего поняла.
 -А как ты, Юра? Женился? - спокойно спросила она.
 - Нет, не женат и не был женат, соответственно, детей нет. Я служил. Учился. Любил тебя. Ждал встречи.
Его голос чуть дрожал от волнения.
 - Мы сейчас можем быть вместе: меня перевели в Москву, в генеральный штаб. Ты поедешь со мной, Оленька?!\
 - Да что ты, Юрочка! Когда-то я мечтала быть женой курсанта, молодого лейтенанта, а тут сразу - генерала? Да, я хотела быть тебе верной подружкой, но ты в подружки выбрал карьеру, вот этот генеральский мундир, на который у тебя ушло двадцать лет!- выпалила она громко. Сейчас уже ничего не вернёшь: и молодость, и старую черёмуху, которая засохла, возможно, и от моих слёз. Наши дети - мальчик и девочка, о которых я мечтала, так и не родились. Я ждала тебя, а сейчас всё куда-то ушло, перегорело, наверно. Прощай, Юра!
Она высвободила свою руку из его руки и выбежала из зала. Она бежала прямо туда, в школьный сад, туда, где гордо шумела уже отцветшая молодая черёмуха. Она прижалась к её  молодому стволику и заплакала. Она в последний раз выплакала, высказала, выдохнула ей всё наболевшее и уже ненужное, всё, что было в её сердце, и пошла домой. С Юрой она больше никогда не встречалась.
               
         Через полгода Оля, Ольга Петровна вышла замуж за своего одноклассника, председателя сельсовета Василия Григорьевича Иванова, который остался вдовцом. Когда-то она мечтала о девочке и мальчике, вот они – дети - семнадцатилетние Паша и Лена стали ей такими родными. Всю свою любовь и нежность, яркую, жгучую, нереализованную, она отдала им.
 Да, жизнь прекрасна, несмотря ни на что. И она, эта Жизнь - про-дол-жа - ет - ся!