Великие скрипичные концерты

Михаил Гольдентул
    Я в долгу  у скрипичных концертов, в том смысле,  в каком Маяковский писал, что он в долгу у вишень Японии. Проза.ру не  платит гонораров, но она позволяет расплатиться с долгами. А мы все  в долгу у Родины, у родителей, у друзей, у любимых женщин, у любимых писателей, художников,  композиторов, музыкантов....

   Я, пользуясь этой замечательной возможностью, уже расплатился кое с кем, и вот пришла очередь скрипичных концертов.

   Великих скрипичных концертов  довольно много, и что интересно,  почти всегда композиторы в них выкладывались по полной. Например, у Брамса скрипичный концерт чуть ли не самое известное произведение. У Паганини вообще только концерты (4 штуки), но с ним-то понятно.
   Или Мендельсон. Спросите что он написал. Кто-то музыку к Шекспировскому Сну упомянет, но все назовут концерт. Такой же пример и с Сибелиусом.
Я как-то задался вопросом, почему?
Скрипка - уникальный инструмент, очень чувственна, ни на чем другом душу не раскроешь. Вот они и разоткровенничались.
   Когда в Харькове учился музыке, в консерватории устроили один раз цикл скрипичных концертов. Студенты там были как на подбор. Высшего класса.  Начали, помню, со Второго концерта Венявского, что правильно было сделано. Второй концерт Венявского ослепительно прекрасен -  чистое воплощение романтизма.
Потом Мендельсон пошел, и так далее, по наростающей трудности.
   Мендельсона  я и сам пытался играть, но как раз мое обучение на этом закончилось, но ноты до сих пор сохранились.

    Какой у Вас самый любимый скрипичный концерт?  Уморил, да? Я сам не в счет, конечно. Я на конкурсе Чайковского в финале концерт Чайковского слушал по десять раз – это понятно. Это уже в Москве. В финал отбирали 10 скрипачей и все должны были сыграть два концерта – обязательно Чайковского, и второй по выбору конкурсанта. Чайковского я могу пропеть от начала до конца.

    И Сибелиуса я полюбил именно после конкурса. Гидон Кремер как раз вторым концертом выбрал Сибелиуса.
    Для финского темперамента, Сибелиус совершил чудо, даже норвежца Грига  перещеголял. Таких красот и такого драматизма ни у кого нет.
    А Моцарт со своими «детскими» концертами! Он их все в 19 лет написал.  Пять  концертов, и что важно, из них все скрипичные концерты потом вышли.  Но Моцарт сложен, слишком сложен, для понимания. Это хорошо известно.
 
     С Моцартом такая забавная история произошла, верующие могут подтвердить. Бог сидел,  еще когда темно было, и играл Баха. Играл, и играл, и играл... Фуги.
Но сколько Баха можно играть. И тогда он создал свет,  а потом Моцарта,  или даже одновременно,  и Моцарт написал музыку, из которой вся наша музыка и вышла, как русская литература из гоголевской Шинели. А у Бога там в семействе с тех пор стали слушать только Моцарта.

    Потом Бетховен написал свой концерт для скрипки.  Но Бетховен  слишком могуч  для скрипки.

   Самый сокровенный концерт у Мендельсона. Его лучше всех Леонид Коган играл.  Его концерт, что называется - еврейская музыка. Тоски много. Вагнер- юдофоб осуждал его за еврейскость в музыке и писал, что она чужда немецкому духу. Что правда, то правда. У Гитлера Вагнер был в почете. Не Мендельсон.
    Пожалуй, Мендельсоновский концерт – самая грустная музыка.  Шестая симфония  Чайковского и Реквием Моцарта верх  трагичности, а Мендельсон – грустен.

   Грустной музыки не так уж много в мире. Например, Адажио Томазо Альбинони, которое на самом деле, как установлено,  написал Ремо Джадзотто, который не исключено,  имел еврейские корни. Так что с грустью в музыке  все нормально.

   Кто там дальше?  Иоганнес Брамс и Макс Брух.  Брух  написал совершенно   волшебный скрипичный концерта, кстати, под влиянием именно мендельсоновского концерта, и еще Брух написал  Кол Нидрей для виолончели. Весьма часто исполняемая вещь. На Пасху  его обычно исполняют.

   Брамсовский концерт - это монументальное совершенство, ничего лучше Брамс не написал. Брамса хорошо исполняли  сильные личности, например,  Давид Ойстрах или Иегуди Менухин.
О Брамсе и Брухе – чистейших немцах,  ходит такая  история, мне ее рассказал  Ицхак Перлман - американский скрипач.
 (За обедом в честь завершения фестиваля современной музыки у нас в городе).
   Брух  спросил у Брамса, куда он подевал букву "А"  в начале своей фамилии (Абрамс), на что  Брамс  спросил у Бруха,  куда он подевал вторую букву "О", (Борух).  Такие, вот, они были шутники.

   Паганини Первый и Второй концерты кроме понятных технических трудностей, (от кого же их еще было бы ожидать,  как не от Паганини), еще знамениты своей мелодичной популярностью. Многие знают Кампанеллу из Второго концерта. Но это опять же понятно, потому что это итальянская музыка. Только итальянцы распевают на улицах музыку из своих любимых опер. А Рахманинов написал Рапсодию на тему Кампанеллы – вещь из ряда вон выходящую, хотя и для фортепиано.

    Еще я люблю из современных композиторов  Хачатуряновский концерт. Все написали концерты  и Шостакович и Кабалевский и Прокофьев и Барток, и Стравинский,  но  меня очаровал Хачатурян еще с давних пор. У него  в концерте звучат мелодии Армении. Хачатурян много  прекрасной музыки написал, но этим концертом он вывел Армению на мировую арену такой жгучей солнечной экспрессией.

   Ну, вот и все   От финских хладных скал до пламенной Армении  заключим мы чуть перефразировав Александра Сергеевича.   От Сибелиуса до Хачатуряна.

Обычно я в своих музыкальных заметках даю ссылки  на Ютюб, но на этот раз ссылок нет, потому что, чтобы все эти концерты прослушать, нужна целая жизнь..

Дополнение.

Пропустив Шостаковича, Кабалевского, Прокофьева, Бартока и Стравинскиго, я решил добавить два гениальных концерта. Збигнев Радзинский посоветовал мне добавить скрипичный концерт Альбана Берга и я сам решил добавить Оферториум Губайдулиной.
Это музыка с другой планеты. Я когда уж очень заземляюсь, то прибегаю к этой музыке как средству ухода в трансцендетальные сферы мироздания с риском не вернуться.