Старый любовный письмoвник

Леонид Ейльман
Старый любовный письмовник.

Письма, письма лично на почту ношу. 
Словно роман с продолжением пишу.
Знаю, знаю точно, где мой адресат:
В доме, где резной палисад.
                Михаил Матусовский

Однажды я зашел к своему другу Рудику Николаеву. Его старший брат Володя раздраженно мне сообщил о том, что Рудик пошел в библиотеку менять книги и теперь не вернется домой пока я не уйду на работу. У брата Рудика руки были в чернилах. Он что то пытался старательно написать на листе бумаги, постоянно заглядывая в какую то старую книгу. Дело в том, что Володя был старше Рудика и его мобилизовали в трудовую армию во время войны. Так что он не успел закончить школу.
- Володя, чем ты занят?
Володя оценивающе посмотрел на меня: ” Вот я не могу понять какой буквой заменить букву фита, да и вообще в старину по другому слова писали.Я знаю, что букву ять вообще выбросили, а твердый знак оставили, но где он нужен? Я у Рудика спрашивал, а он удрал. Фита какая то странная буква- что то вроде фиги: внутри кружка торчит какая то полоска вроде пальца”.
Я взял в руки книгу. Это был любовный письмовник 1906 года издания,отпечатанный в типографии Сытина И Д.
- Ты мне друг или портянка? Перепиши это письмо. Мне дaли адреса нескольких невест. Та, что откликнется и станет моей женой. Я верю в судьбу. Я дам тебе почитать в помощь книгу этого же издателя:-” Верное средство для обоего пола нравиться друг другу”.
 И я взял у него ручку со стальным пером “лягушка” и начал старательно выводить:  ”Как только мне дали Ваш адрес, так стрела шаловливого амура вонзилась в мое сердце и действует там, как бальзам. Вы разожги в моей душе пожар фантастических эмоций!  Умоляю, скорее откликнитесь и пошлите свое фото! Я положу фото под подушку и Вы придете ко мне ночью во сне. Я осыплю Вас поцелуями, я встану перед Вами на колени. Я дарю Вам самое ценное: свою жизнь. Приезжайте и  берите ее! Она уже Ваша!”….
О, если бы дело ограничилось только этим письмом. Володя заставил меня в этот день пять раз его переписать и отправить по пяти разным адресам.
И вдруг пришло письмо из украинского города Николаева. Молодая девушка писала Володе: “Вы- романтик, а как вы относитесь к вареникам с вишней со сметаной? У нас тут хлопцы увлекаются салом с лучком и горилкой. Я надеюсь, что Вы не избалованы и мой украинский борщ, галушки будут хорошими дровами для костра любви!”
Володя сразу забыл про остальных своих невест и ринулся на вокзал. Больше я его не видел, но вдруг ко мне зашел Рудик.
- Это ты писал любовные письма для Володи? Я признался. Сколько же ты их написал?
- Мы отправили, наверное, порядка тридцати писем. Ты читал эти письма из старого письмовника.Что тебя встревожило? Ведь в этих письмах все неискренно, неестественно, высокопарно! Ты хочешь сказать, что сейчас любовные письма должны быть о успехах в социалистическом соревновании, о премиях за доблестный труд , а не о проказах шалунишки - ангела или о неземной любви. Я с Володей шутили, хотели повеселить девчат, завязать шутливую переписку. Надо быть совсем ребенком, чтобы поверить в эту мою писанину. Никто поэтому и не откликнулся, кроме украинки из Николаева, которая решила, что из такого романтика, как Вовка, можно будет веревки вить.
-  Ты так считаешь! Слова могут оторваться от письма и проникнуть в детскую душу девченки. Тут к нам приехала одна его невеста. Такая вся худенькая. Мы ей соврали, что жених в командировке. Она попросила остаться. Мы, конечно, ее приютили, положили на Вовкину кровать, а она под кроватью нашла Ваш письмовник, открыла по закладке в книжке и прочла Ваше письмо. Она все поняла и как начала реветь, а ночью кашлять и с кровью. Мы повели ее к врачу. Он поставил диагноз: открытый туберкулез. Моя мама хотела ее оставить у нас, как свою дочь.  Мама созналась в том, что всю жизнь мечтала иметь дочь, а Бог посылал ей сыновей. Какой толк от сына? Ведь парень живет с матерью лишь до свадьбы, а потом его держит у себя жена. (Так и случилось. Мать Рудика и Володи не стала жить с невестками. Осталась одна и быстро превратилась в слепнувшую старушку).
 Я же не хотел Володе помогать, а ты влез. Теперь нам еще тридцать невест ждать по твоей милости.
- А приехавшая горемыка теперь будет жить у Вас?
 - Нет! Врач отправил ее в туберкулезный диспансер. Если бы ты видел, как глубоко она переживала обман, то понял, что жизнь для нее потеряла всякий смысл. Молодой девченке нужна ласка, вера в то, что она кому то нужна в этом суровом мире.  У тебя есть адреса этих невест? Надо остановить их приезд.
Я признался, что адресов невест не имею, но может быть Володя их сохранил. Он их брал у какой то старухи.Эта старуха подрабатывала сводничеством и брала деньги только с невест поскольку женихов после войны был дефицит.
- Он  нам не пишет, забыл: уж очень нравится ему на Украине. Где искать эту старуху?
Прошло много лет. Я неожиданно встретил Рудика Николаева на конференции в городе металлургов уральской Салде. Мы разговорились: вспомнили детство, годы учебы и я спросил о судьбе Володи.
- Он стал щирым украинцем: носит старую соломенную шляпу отпустил себе отвислые усы, любит сало, когда выпьет горилку, то поет:
“У сусидa хата била, у сусида жинка мила,
А у мене ни хатинки, нема сщатя, нема жинки.
Е у мене сусидонька: люба, мила дивчиненка,
То не знаю що робить, бо боюсь туда ходить”….
Как писал Юрий Левитанский:  
   “Каждый выбирает для себя
    женщину, религию, дорогу.
    Дьяволу служить или пророку -
    каждый выбирает для себя.
    Каждый выбирает по себе
    слово для любви и для молитвы”.