Как однажды горячий чай нас от беды спас

Пётр Васильевич Качур
                КАК ОДНАЖДЫ ГОРЯЧИЙ ЧАЙ НАС ОТ БЕДЫ СПАС

               Однажды в Северо-Енисейске мы с папой собрались пить чай. Это было где-то в самом начале пятидесятых. Жили мы тогда в маленькой комнатушке в бараке на Донского, 5. Мне было лет тринадцать. Папа вскипятил воду, разлил по кружкам, из кружек идёт ещё пар от кипятка, и вдруг дверь нашей комнатушки распахивается и вваливается наш сосед Михаил Кузьмин, живший с женой и дочерью через стенку от нас. Пьяный, с огромным тесаком – ножом, которым пользовались, когда мыли пол в коридоре, выскребая грязь.

        Лицо соседа Михаила было залито кровью.
        Мы с папой застыли от неожиданности.
                - Ты снял дверь? Мне сказали, что это ты, Василий, снял! – в ярости закричал сосед Михаил, размахивая ножом.
                - Неужели он нападёт на папу? – засверлила мысль мою голову - этим  ножом можно насквозь пробить человека! Папа дверь не снимал. Он только что с работы пришёл. Это снял её Василий Шабанов, живший с женой в этом же коридоре, но в другом его конце. (Василий снял наружную, входную в барак дверь и прислонил её к стенке барака, и она упала на пьяного Михаила, который, видимо, пошатнулся и за эту дверь ухватился, ...).
                Неужели он ударит папу сверлило у меня в голове! Он же убьёт его! Надо остановить его! У меня же кипяток в кружке! Я плесну кипятком в его лицо, и папа успеет отнять у Михаила нож! Ведь убил же недавно во дворе барака мужик четырёхлетнего мальчишку соседней семьи топором, все разбежались, а мальчик не успел убежать, …, - носилось в моей голове, …
             
                Так думал я и напрягся, подготовился плеснуть кипятком в лицо соседу. Тем более, я сидел к нему ближе, чем отец. К отцу соседу с ножом надо было пройти мимо меня. А папа испугался за меня: ведь я к Михаилу был ближе, чем он, ... Я буквально застыл с кружкой кипятка в руке, не отрывая своих глаз от глаз бушевавшего Михаила, ... Я был готов немедленно при следующем малейшем его движении в сторону отца плеснуть кипятком в его глаза, ... Ведь он мог убить нашего отца этим огромным ножом!
                Сосед, видимо, почувствовал моё состояние, мою напряжённость, движение моей руки с кружкой, мою готовность плеснуть кипятком в его лицо, и на слова папы, что он не трогал никакую дверь, ... Михаил вдруг заговорил, что, наверное, это Шабанов, а он подумал на другого, … , и стал успокаивать меня, спрашивать не напугал ли он меня, и рассказал, что кто-то снял входную дверь барака, а он шёл и пошатнулся и схватился за дверь, тяжёлая дверь упала и разбила ему голову, …
                К Василию Шабанову выяснять отношения он уже не пошёл, от чая отказался, мол, надо помыться и раной заняться, и на этом инцидент закончился, ... Видимо, он вспомнил, что у Шабанова были свои неприятности: недавно какой-то пьяный мужик зашёл к его молодой, красивой жене (Василий и его жена были очень красивой парой), наверное,это был их знакомый, и наверное, он стал приставать к ней, и она стала кричать и кричала довольно долго: "Спасите!", и когда люди стали стучать в их дверь, тогда этот пьяный убежал, ...
                А моё сердце долго ещё колотилось от пережитого, от переживаний за папу и от того, что так, к сожалению, бывает, когда неправда, нежелание спокойно разобраться и найти истинного виновника, заводит иногда людей в тупик, в готовность к жестокой мести, к убийству, … Как это и случилось совсем недавно у нас во дворе с невинным соседским мальчишкой, которого пьяный мужик зарубил топором, чтобы отомстить родителям, …
                Так вот, предчувствие, психология, или, как говорят в народе, «неведомые силы», спасли нас всех от возможных тяжёлых последствий - нашего соседа от ожогов кипятком и от убийства или тяжёлого ранения ножом, а меня от тяжёлого поступка, сделавшего бы больно другому человеку, соседу, … Михаил мужик был неплохой, но имел привычку пить спирт ежедневно. Водки и вина в пятидесятые в магазинах Северо-Енисейска не было. Был только спирт и продавался он по 40, 80, 120,... грамм. Обычно, если у Михаила заканчивалась выпивка, он кричал на весь барак "Живот болит! Болит живот!" и кричал до тех пор, пока жена его не приносила из магазина или ларька спирт. Мне жаль было его, а особенно жену его и дочь, когда он бушевал, буянил, кричал, что ему больно, ... Возможно, у него были заболевания поджелудочной железы или других внутренних органов, ... Хотя говорили, что это он просто не мог без алкоголя и так скандалил и заставлял жену приносить ему спирт.
                Как говорят, "по пьяни" много чего натворить можно, ...
                И в огромных бараках, да и на улицах, в те времена после незабытых ещё нескольких лет тяжелейшей войны с фашизмом и послевоенных репрессий - войны властей с собственным народом, победившим в страшной войне - во многих городах и поселках страны, "по пьяни" и без "пьяни" творилось очень много чего, ... Даже кинофильмы снимали о том, что происходило в стране летом 1953 года, ...
                Но это уже история о тех страшных военных и послевоенных временах, когда были уничтожены и искалечены десятки миллионов жизней и судеб, ...
                А наша семья вскоре переехала из барака в домик на краю посёлка, буквально на опушке тайги, на тихой улице имени Ломоносова. И жили мы там уже тихой семейной жизнью, вдали от криков, ругани, драк и "всякой пьяни", ... Об этом я также рассказывал в рассказах "Наш первый опыт", "Однажды в Северо-Енисейске Красноярского края", "Заброшенный шурф", "Северо-Енисейск-Тея" и в некоторых других рассказах, ...