Майский бизнес...

Эмануил Бланк
                Как только кленовые листья в парке Шевченко стали достаточно крупными, на них поселились первые майские жуки. К вечеру Сокиряны наполнились радостным жужжанием тысяч и тысяч насекомых.

                - Они любят есть кленовые листья потому, что они сладкие,- безапелляционно заявил Мика  . Он был завзятым  футболистом. Но его мнение по этому важному вопросу не имело достаточного веса

                - И никакие они не сладкие!,- сморщившись, выплюнул лист Ромка Бортман,- любитель бутербродов, посыпанных сахаром и слегка политых водой. Поесть он любил. Поэтому был слегка полноват и не любил лишней беготни. В футболе он, как правило, отвечал за ворота, занимая добрую четверть просвета между деревьями.

                - Его сосед по дому, Алик Березин, был гораздо худее и предпочитал выносить на улицу и поедать подсоленный чёрный хлеб, политый ароматным подсолнечным маслом
 
                - Мне аптекарша сегодня сказала по секрету,- Алик драматически понизил голос,- что с завтрашнего дня  начнёт принимать крылышки майских жуков по два рубля за килограмм.

                - Давай соберём килограмм десять ,- немедленно предложил я,- можно будет целый год семечки жареные щелкать

                - Лучше завтра с утра и соберёмся, - предложил Борька Зайцев. Он был намного старше и  точно знал толк в этих делах

                - Утром,- уверенно заявил он,- можно будет потрясти деревья , и жуки будут падать с листьев  как миленькие. Завтра как раз воскресенье и в школу топать не надо!

                На следующий день работа в парке закипела на славу. Все оказалось точь в точь как предсказывал Борька. Жуки с деревьев сыпались как из рога изобилия. Крылышки мы тут же обдирали, заполняя ими жестяные банки из под консервов.

                Они  валялись в окрестностях соседней чайной в неимоверных количествах. Чая там я никогда не видел. Но помещение всегда было заполнено толпой мужчин и затянуто  густым табачным дымом. 

                От чайной всегда очень вкусно пахло жаренными пирожками. Как-то раз, пройдя узким проходом между двумя соседними домами из темного кирпича, я вышел на улицу 28 июня. Хотел заскочить в чайную и попробовать эти чудо-пирожки. Однако напрасно.

                - Это закуска. Отдельно не продаём,- жестко заявила буфетчица,- каждому давать...

                - Поломается кровать,- громко рассмеялся мужик с кружкой пива в одной и половиной стакана  водки, в другой руке

                - Причём тут кровать?!,- Я расстроенно удалился, споткнувшись на выходе об инвалида, заснувшего у самых ступенек. Вообще, в то время - начала шестидесятых, на  улицах, особенно в центре городка, можно было встретить большое количество безногих и безруких инвалидов Отечественной.

                Они передвигались, кто на костылях, кто на простой доске с маленькими колесиками, кто с подвыпившей женщиной или юношей  в качестве поводырей. Все они, как правило, были подшофе и часто спали прямо на траве или в лопухах. Потом они как-то быстро исчезли. Поумирали от пьянства и ран, наверное.

                Наше предприятие по сбору крылышек быстро завершилось. Несмотря на мое предложение накопить десять килограмм, мы собрали только грамм двести. Уж очень они были легкими. Потом понеслись в аптеку быстрее ветра.

                Двухэтажное здание со знаменитой эмблемой змеи и чаши располагалась совсем неподалёку -  метрах в пятидесяти от бюста Тараса Григорьевича Шевченко , рядом с нашим единственным продуктовым магазином. Там мы и решили потратить первые деньги. Уж очень хотелось попробовать карамелек со сливовым или яблочным джемом.

                - Какие крылышки? Какие жуки?,- рассмеялась женщина за прилавком аптеки,- вы лучше, вон, ромашки бы насобирали! Ее мы точно готовы закупать.

                Всей гурьбой мы понеслись разыскивать Алика, ввергшего нас в эту авантюру. Но его и след простыл.

                Горевали, однако, недолго. Ровно минуты две- пока Мика не сбегал домой за футбольным мячом .  А вечером, после всей этой беготни,  устроили ещё и грандиозные соревнования между страшными жуками Рогачами и нашими майскими жужжалками.

                Рогачи легко хватали и переламывали любую тонкую палочку. Зато майские жуки быстрее передвигались и легко летали с привязанными за лапки длинными нитками.

                Дел у нас было невпроворот. До самой темноты. А на горизонте маячил самый настоящий конец первого учебного года и , как сказывали бывалые школьники, просто бесконечное и  счастливое лето...