По следам библиотеки Ивана Грозного! Глава 23

Михаил Глибоцкий
Глава  двадцать третья   В  ВОДУ  ЗА… ИСТИНОЙ                Грешен, каюсь,  в том, что с детства не верил  русским народным сказкам  и сказкам  других народов СССР в той их части, где они повествуют о неизмеримых муках простого и бедного человека после свалившегося на него дармового богатства. Но после визита ко мне  московских кладоискателей  полностью лишился еды и сна. Формально, я получил кучу денег в результате законной сдели: я  продал  воняющую конской мочой фанерку – покупатель мне отвалил «десять штук зелёных»; я  указал московским дворянам место захоронения «Тысяцкой книги», они мне – гонорар! Всё вроде правильно, а вот страх гложет сердце, будто  червь яблоко. Конечно, я не Чубайс с его командой получателей стотысячных гонораров за книги о развале СССР. И меня не то что Борис Николаевич Ельцин , родная жена не  защитит в случае скандала из-за странной сделки. Я даже не сказал ей, бедолаге, о полученных «баксах» дабы не сеять в её  сознании подозрения о моих умственных способностях во время похвальбы моими купеческими успехами: осколок  дверцы от тёплой кареты Самсоновых за 10000 долларов? Да полно врать-то! А вдруг мои нежданные гости скоро вернутся в село Бектышево  с приказом от своего пахана отвезти меня на плотину пруда чтобы я  лопатой откопал  вручную все могильные памятники фамильного кладбища потомков царя Симеона. И не скажешь ведь, разбойникам, что за землеройные работы надо бы доплатить… Утопят нахала, утопят. Но пролетали друг за другом дни и недели, а никто из москвичей меня не беспокоил. И я это радостное для меня обстоятельство я связал с сообщением  в районной газете «Переславские вести» об автокатастрофе около села Голицино именно в тот вечер, когда Лжестерлигов и Лжесамсонов уехали от меня в Москву. Не иначе как всю дорогу ругались да жили на газ, но за  скользской дорогой внимательно не следили. Два-три месяца спустя я не выдержал эдакой неопределённости, сложил неправедно наторгованную выручку в целофановый пакет да повёз «зелень» в Сбербанк города Переслвыля. Завёл валютный счёт на всю сумму да всй трясся от страха когда у меня потребовали паспорт с пропиской. С ужасом ждал вопроса оператора банка: - Откуда у жителя села Бектышево такие «бабки»? Простите, деньги… Но всё обошлось благополучно. С валютной сберкнижкой в кармане я  пошёл на  городской автовокзал  привычно коротать два часа до отхода рейсового автобуса к родным пенатам. Я не хвастаю, но с гордостю смотрю на строительный вагончик-туалет за азданием вокзала. Это после моего фельетона под названием «Свояки»  в нашей газете  на радость пассажирам транзитных и местных  автобусных маршрутов был срочно возведён этот временный очаг  санитарии и гигиены. Теперь мне не надо было идти в историко-краеведческий музей с тайной целью, теперь я купил в газетном киоске  очередной номер «Переялавских вестей» да направился к свободному столику знакомого кафе «Ларец». Чего греха таить? Надеялся я встретить тут рыбака Ваську и выведать-таки у него координаты Синего камня… Доллары-то надо отработать до конца. В «Ларце купил пару бутылок пива и бутербродов, ещё раз пощупал в акрмане куртки валютный счёт на своё имя и… раскрыл газету!  С детства я невезучий. И сегодняшний день лишний раз подтвердил мой печальный жизненный удел. Ведь я открыл одну бутылку… Уже сделал добрый глоток из горла… Но вместо кайфа после пива и бутербродов я почувствовал нехорошее беспокойство, ибо увидел на страницах районного органа печати «аршинные буквы» заголовка какой-то там журналистки Е.Шаховской: «СИНИЙ КАМЕНЬ -  И  НЕ  «СИНИЙ»  ВОВСЕ?»  Мог ведь пересилить свой  любознательный характер, да  куда там… Читаю: «Загадки, которые ставит перед нами природа, - пишет автор статьи, - всегда привлекают нас  именно своею таинственностью. Сегодня  переславцы снова оказались переславцы снова оаказались перед диллемой: действительно ли  на берегу Плещеева озера  лежит настоящий Синий камень? Действительно ли весенние льды могли вытолкнуть «мерянского бога» из озёрных глубин, поглотивших его много веков назад? …По мнению переславских рыбаков и наших экологов, камень такого веса  льды озера Плещеево просто  НЕ  МОГЛИ вытолкнуть со дна на берег. Этому предположению есть и подтверждение. Не один раз старые рыбаки где-то на середине озера  находили  небольшой островок с каменистой поверхностью и чётко ограниченными краями. Вероятно это и есть настоящий Синий Камень, совершивший во времена ледникового периода планеты путешествие со Скандинавского полуострова до Плещеева озера. Если согласиться с этой версией, то возникает закономерный вопрос: - что же тогда за камень, которому мы так  трепетно относимся лежит сейчас около ручья Рябцовка? Может быть, это обломок того самого, настоящего Синего Камня?  А может  быть, это обыкновенный громадный булыжник – «самозванец на звание мерянского бога»? Это  мы можем узнать после того, как со дна Плещеева озера поднимут подводный валун, мирно лежащий в его глубинах, и проведут сравнительные исследования физико-химических характеристик. При сегодняшних достижениях науки и техники это совсем несложно, тем более примерный квадрат поисков известен. Только вот какой из камней принимать за эталон – тот, что лежит на дне либо на берегу водоёма? Скорее всего, сложным подъёмом займётся наша рыболовецкая бригада, естественно, в свободное от основной работы время. Трудно и дорого, но что делать – истина дороже! А может, кто-нибудь сможет подтвердить или опровергнуть выдвинутую рыбаками версию? Милости просим, любое ваше мнение, дорогие читатели, мы выслушаем со вниманием».                В знаменитой книге Ильфа и Петрова «12 стульев» описана похоронная контора под названием «Милости просим», - начал я разговор сам с собой после читки статьи Е. Шаховской,  -  значит  Товарищество с ограниченной ответственностью по подъёму Синего Камня со дня  Плещеева озера следует назвать ТОО «Рыбий корм»… Ха-ха-ха… - Об  чём смех? Об чём пишут в газетах? – громко обратился  ко мне молодой  человек, оказывается, ставший с другого края моего столика  и уже пьющий с милой непосредственностью пиво из… моей второй бутылки. - Да о затопленном на дне озера Синем Камне пишут, - ответил я, - о каком-то островке посередине озера  пишут, на который рыбаки становятся ногами и вода им по шейку. - Пусть рыбаки-дураки чаще стоят на этом месте, пусть! – со заметным злорадством в голосе проговорил мой незваный сотрапезник. – В один прекрасный  день эти дураки взорвут не только себя, но и половину Переславля…  Что,  не веришь мне, батя?  А ты купи мне ещё один пузырь и послушай. - Какой-то вы беспардонный, молодой человек. – обиделся, было, я за выпитое им пиво, но вовремя вспомнил о валютной сберкнижке  в нагрудном кармане куртке и пообещал: - Я куплю пузырь, но после вашего рассказа об ожидаемом взрыве. А то есть такие сказочники Андерсоны –  им бы только выпить им,  а расплачиваются  за угощение откровенной брехнёй. - Душа горит, батя, горит с похмелья… Язык во рту даже не ворочается… - Нет  уж!, - отрезал я. – Уже одну мою бутылку пива выдул без спроса. - Скупой ты, однако. – потускнел мой собеседник. - Я  что-то не  пойму: кто чьё пиво пьёт? ты моё или я твоё? – возмутился я в ответ на его замечание о моей скупости. - Да ладно тебе, дед, считаться… Твоё, моё – всё наше! – подвёл итог нашему диспуту молодой нахал и схватил без спроса один из моих бутербродов. - Ты, я вижу, приезжий? Да?  Поэтому не знаешь о том, что я сын Василия Иосифовича Сталина… Да не тряси башкой, не тряси… Во-о-он  на том берегу озера, отседа не видать, есть местность Семак. Там у моего отца, у Василия Сталина, было охотничье хозяйство. Ох и отчаянный был мужик, мой папаша. Однажды они рыбу глушили в воде знаешь чем?  «РС» из боезапаса бомбардировщиков… Что такое «РС», спрашиваешь?  Реактивный снаряд, значит. Только не для «Катюши», а для самолёта. Так в тот день «РС» взорвался в руках у военного инженера. Растяпу разорвало на куски, моему отцу хоть бы что – полгода только в госпитале провалялся… Давай купим пузырь, а. Не могу спокойно вспоминать все несправедливости от Хрущёва к Василию Сталину… Не могу и всё тут. - Ладно не христорадничай, – миролюбиво  сказал   я, - про взрыв города Переславля поведаешь, тогда купим. И без пузыря ты такого туману напустил мне в мозги, что они размягчились. Послушай себя со стороны сам – обхохочешься: сын Василия Иосифовича, внук Иосифа Виссарионовича… Хочешь сказать, что твой отчаянный батя оставил в Плещеевом озере  много «РС» рыбу глушить, а они взорвутся лишь в этом году? - Нет, не «РС» мой отец составил на дне. – вполне серьёзно заявил «потомок генералиссимуса», не обращая внимания на мою иронию. – Василий Сталин   Летающую   ракету  в  воду посадил, а её выпустили наши ракетчики из ПВО по самолёту отца… - Да полно тюльку-то гнать. – обиделся я. – Ракетчики что, самоубийцы?  Чего же это они по рации не опросили пилота перед тем как пальнуть Летающей ракетой?  Или самолёта его они не опознали? Да за это же верный расстрел за покушение на сына вождя! - Запрашивали по рации, не бойся… Но батя мой сильно квасил, часто за штурвалом пьяным садился. Посылал радистов по матери в микрофон-шлемофон… А что до самолёта, то ты не знаешь того, что мой отец летал сюда из Москвы на американском «Дугласе»! Понятно? Вот тебе и трибунал… Он ракетчиков от расстрела спас тем, что вину всю на себя взял: на радиозапрос, дескать, не ответил; летал не на отечественном самолёте, а на иномарке. «Ракетчиков наградить надо, - сказал он. – а не ставить к стенке!» Стой,  о чём  я  рассказывал?  Ах, да… О летающей ракете… Её как выпустили в отца, то у него в кабине самолёта  лампочка загорелась о смертельной опасности. Только тогда он  с запросом  к  ракетчикам, а те ему в ответ:  так точно, товарищ генерал-полковник, извините, не признали вас и пальнули. Что тут делать? Но отец отчаянным мужиком был, он «Дуглас»   свечкой за облака пустил, летающая ракета за ним. Она ведь с наведённым прицелом. Батя в штопор, ракета за ним… Лишь перед самым льдом озера асс вывел самолёт из пики, аж колёсами чуть-чуть лёд проломил… - Да не трепись ты, сказочник!  - не верю я. – Лёд-то зачем портить? - В этом и секрет заключился. «Дуглас» надо льдом озера полетел себе на  аэродром, который был там, где сейчас Чкаловский посёлок. А  ракете куда деваться? Вот она  - нырь под лёд! В воде скорость потеряла, детонатор в мягкой среде не сработал и вот почему железная рыбина на дне колом встала… И до сих пор стоит, а рыбаки-дураки на стабилизатор той ракеты  копытами встают сегодня  да про Синий Камень тупо лепечут… Взорвут однажды и себя, и полгорода впридачу, попомни меня… Я не люблю пьяниц. Я не даю им в долг денег на водку по принципиальным соображениям. Но в этот раз я изменил своим правилам, купил рассказчику пузырь и пусть бросит в меня камень тот, кто поступил бы иначе после такой занимательной басни. Конечно, я не поверил «сыну Василия и внуку Иосифа», но об охотничьем хозяйстве на Северном берегу  Плещеева озера слышал уже от старожилов города. Правда, в разных воспоминаниях о лихом лётчике Василии Сталине часто  кочевал  эпизод о том, как вспыльчивый командир ВВС Московского военного округа бил нерадивого повара по лицу недожаренной уткой… Что же,  разве осудишь скупую память народную? И ещё каюсь я в том, что в тот день в общественном месте едва ли не на виду у всех посетителей автовокзала я выпил полстакана водки в компании нового знакомого. Нехорошо, знаю, но  такого рассказа не услышишь каждое десятилетие, не говоря уже о каждом дне. Это  одна  причина моей недисциплинированности. Второй же причиной стало моё решение отдать доллары москвичей на учреждение ТОО «Рыбий корм», целью которого будет подъём со дна озёрного либо настоящего Синего Камня, либо крылатой ракеты. Уверен, что и сам Герман Львович Стерлигов одобрит моё намерение, да внесёт в это свой собственный куш. Деловые люди не прогадают на вкладах своих денег свой собственный куш. Деловые люди не прогадают на вкладах своих денег в деятельность упомянутого ТОО. Не верите?  Я сам не верил до тех пор, как вдруг после долгих поисков в районной библиотеке прочёл «Протокол допроса арестованного Сталина Василия Иосифовича от 9-11 мая 1953  года», направленный Маленкову Г.М. с сопроводительной  запиской за №62/б от 16.05.53г. за подписью Л.Берия: «Вопрос:  Что собою представляло это «охотничье хозяйство», когда и для чего оно было вами создано? Ответ: «Охотничье хозяйство» было мною создано в 1948 году на месте закрытого по моему распоряжению Переславль-Залесского полигона ВВС МВО. По моему указанию на территории 55 тысяч гектаров были построены три финских дома, переделана и исправлена имевшаяся узколейная железная дорога. Из заповедника «Аскания-Нова» в охотничье хозяйство были завезены 20 пятнистых оленей, а также доставлены, не знаю откуда, бобры и белые куропатки. Кроме штата специальных егерей в «охотничьем хозяйстве» содержалась охрана из военнослужащих срочной службы. Фактически егеря,  охрана и работники «управления охотничьим хозяйством» - бездельничали, так как там я был всего лишь два раза в пять лет, а больше туда никого не допускали. Если же кто-то из  местных охотников осмеливался появиться на территории «хозяйства», то стража отбирала у них ружья. Мои поездки на охоту, конечно, выглядят весьма неприглядно. На охоту я вылетал на самолёте «Дуглас» в сопровождении сожительницы Васильевой, шофёра Чистякова и ряда сослуживцев. Одновременно на Переславль-Залесский аэродром направлялся  самолёт ЯК-12.  Этот самолёт использовался мною для связи с Москвой и доставки оттуда продуктов, водки и вина, так как на охоте мы находились по несколько дней. Эти мои поручения выполнял мой адъютант Капелькин. Кроме того, из Москвы в «охотничье хозяйство» по моём распоряжению прибывали несколько автомашин, в том числе и «Виллис» со специальной радиоустановкой ЦРС-399. Этой радиоустановкой я пользовался для связи с Переславль-Залесским авиационно-техническим училищем, которое имеет радиотелефонную связь с ВВС МВО. Когда мне надо было во время пребывания  на охоте вызывать самолёт или  отдать какое-либо иное распоряжение для штаба ВВС МВО, я делал это используя свою радиоустановку через Переславское училище, посколько мощность ЦРС-399 была недостаточной для  прямой связи с Москвой. Из Тулы доставлялся сюда известный охотник на волков Сафонов со своей сворой собак. Конечно, такая охота стоило государству немалых расходов, так как они целиком производились за счёт государства… Протокол записан с моих слов верно, мною прочитан. В.Сталин Допросили: Начальник Следчасти по Особо Важным делам МВД СССР Генерал-лейтенант (Влодзимирский) Зам. Начальника Следчасти по Особо Важным делам МВД СССР полковник   (Козлов ) АП РФ.Ф.45  Оп.1. Д.1557. Л. 83-98 Заверенная копия».                Вот тебе и сказка «внука вождя»! Да его, пожалуй, в долю надо будет взять, а не смеяться над его выдумками… А выдумки ли?  Вдруг вместо Синего Камня или летающей ракеты мы добудем  со дна Плещеева озера «Золотую  Карету»  с архивом Опричнины, утопленную царём Василием Шуйским? Не верите?  А я верю и вот почему. Вон сколько веков в истории Государства Российского бытуют сказки про  беспричинное устройство царём Иваном Грозным  пародии на монастырь и доминиканский орден; про стольный град Опричнины в  глухой и  деревянной заимке под названием Александрова Слобода; про загадочного царя Симеона; про  мифическую книжную сокровищницу «Либерию»… А  на поверку выходит что? То-то же!