Нити любви - 6. Школа

Светлана Петровская
               Предыдущая глава  http://proza.ru/2019/05/04/971

              НИТИ ЛЮБВИ – 6.

                ШКОЛА. 

    Я не согласна, что сегодня дети идут в школу неохотней, чем раньше. Лентяев всегда хватало вдоволь.

  Напротив, сегодня меньше боятся учителей, экзаменов.  Школа стала обязательной ступенькой жизни – не более того. Учителей надо перетерпеть, экзамены – проскочить, надеясь не на знания, а на удачу.  Сейчас, по-моему, и не знания важны, а быстрота, с которой ты добываешь информацию, умение пользоваться технологиями.

    Всё есть в интернете, только надо быстро найти, качественно скопировать, скомпилировать. А это, как ни странно, тоже талант!

   Тем более, что ни аттестат, ни диплом вуза не гарантируют ни заработка, ни положения в обществе, где работают другие законы, перед которыми порой беспомощны воспитанные по-советски родители, а значит, что и их авторитет уже не столь важен (!!!)
    
    Моя школа была самой обычной – тихой стандартной школой южного городка. Был хороший дружный интернациональный класс. Только к восьмому классу я стала понимать, что у нас много национальностей: русские, армяне, греки, украинцы, евреи, белорусы. Национальных конфликтов не было и в помине. Шутки – да, были!
 
    Учителей воспринимали такими, какие есть. Математика называли Колобок – за кругленькую фигуру.  Был он суров: если, объясняя тему, слышал шум, мог, развернувшись от доски, метнуть кусок мела так, что еле успеешь голову пригнуть, а мел об стенку  в белую пыль взрывался.  Но с какой любовью он говорил о своём предмете! После уроков подойдёшь – мог долго объяснять, пока не уляжется в голову и не станет понятным новый материал.
 
    Историк был вообще талантливым педагогом. Он погружал нас в свой мир, называя класс  Машиной времени. Давал всем разные роли: от фараона до Коперника, и мы перевоплощались. А как увлекательно рассказывал. На его уроке мы забывали, что находимся в школе. Заворожённые талантом, могли очнуться лишь от звонка.
 
   С пятого класса русский и литературу преподавала мама. Она много читала наизусть, ведь так важно было увидеть сопереживание в глазах учеников.  Много задавала вопросов, заставлявших думать. Стыдно было не иметь собственного мнения. .
   По вечерам я помогала ей проверять тетрадки. И мы порой вместе хохотали от ученических «перлов» типа: «закрыв глаза   и опустив руки, Муму упала в воду».

   Она была и нашим классным руководителем. Мы всем классом часто ходили в походы, репетировали сценки для концертов, принимали участие в работе популярного тогда КИДа (Клуба интернациональной дружбы)

     Были и другие учителя. Кстати, географичка «Бородавка» преподавала потом и у старшего сына, и у моей дочери. Казалось, с давних времён она словно законсервировалась, не меняя ни внешнего вида старой девы, ни привычки орать в классе, напружинив жилы на шее. А так, беззлобная была тётка, но географию я помню плохо.

   
    ЧТО НАДО ИЗМЕНИТЬ В ШКОЛАХ, ЧТОБЫ ВЕРНУТЬ ЛЮБОВЬ
                УЧЕНИКОВ К НЕЙ?
 
   Всё просто: вернуть любовь учителей к учащимся.

    Вообще в мире, на мой взгляд, стало меньше любви, словно ей приходится пробираться сквозь колючие  и дремучие заросли. А впрочем, если верить законам равновесия, делаем вывод: если стало меньше любви, стало меньше и зла.

   Всё вытесняет РАВНОДУШИЕ, по-церковному – теплохладность.

   А любовь всегда притягивает любовь. Поверьте, я давно работаю с детьми. И когда перед уроком они бросаются ко мне делать «обнимашки», я понимаю, что это аванс. Что ещё много любви мне надо им отдать, чтобы оправдать их доверие ко мне.

     -  Как находите контакт с детьми? И как надо это делать?

   Есть прекрасная французская поговорка: «У вас никогда не будет второго шанса  произвести первое впечатление». Возможно, это чей-то афоризм, но он точен. Именно так надо находить контакт с детьми: ярко, компетентно, изящно, артистично, профессионально, с драйвом и любовью завоевать их внимание – и никогда потом не разочаровывать.

    У каждого урока есть эффективность и эффектность. Да, дети должны понять тему. Моя квалификация и опыт позволяют это сделать. Но это надо делать не занудно – надо придумать особый путь знаний к мозгу КАЖДОГО  ученика – через сердце! 

  Пусть азартному будет брошен вызов: сделай! Тихоне  надо подбросить уверенности: «Вот это ты точно сможешь понять!»

     Лидеру предложить научить этому другого: «Я уверен, у тебя это получится лучше, чем у меня».
 
   Ассоциации, каверзные вопросы, факты и гипотезы.. Есть куча психологических приёмчиков.

    Помню, мама, идя на урок к младшим объяснять довольно сложную тему по русскому языку, надела яркий пиджак и пёстрые, бесконечно  длинные бусы. Вернувшись, пояснила:

- Пока они меня разглядывали, я успела им всё пояснить до того, как им стало скучно!
 
  Со старшими надо говорить много. Ослабишь внимание – они уже в гаджетах. Умудряются одним глазом на экран, другим – в натюрморт. Приходится отвлекать, спрашивать, рассказывать, ходить по классу – лишь бы не прервать эту связующую нить взгляда – от души к душе.

   На каждом уроке должен быть свой мир. Нужно быть готовым ко всему. И выручает Пушкин: «Учитесь властвовать собой!»
   
 Любимый возраст учеников для меня – 7-9 лет, возраст чистоты, наивности и озарений в творчестве.  Ещё нет у них подростковых комплексов и на вопрос «Кто считает себя художником?» - поднимают руки все.

                Продолжение на  http://proza.ru/2019/05/04/988