Разгадка феномена Владимира Соловьева

Олег Сенатов
«Расчет был на дураков, а они взяли, да поумнели»
Вл. Даль. Пословицы русского народа


В последнее время телеведущий ВГТРК Владимир Соловьев занялся навязчивой пропагандой коммунизма, конкурируя в этом вопросе даже с КПРФ. Возникает вопрос: чего ради, этот, вроде бы вменяемый журналист принялся вдруг вовсю размахивать этой дохлой кошкой с преотвратительным душком?
В последнее время коммунистическая идея основательно пожухла по целому ряду объективных причин. Перечислю главные из них.
1. Вплоть до начала XX века в антропологии господствовала концепция Дарвина о решающей роли условий в формировании индивида. Поэтому коммунистическая доктрина утверждала: если всем людям создать одинаковые условия, то они станут неотличимы друг от друга, и полное равенство всех людей (оно является главной целью коммунизма) станет достижимым.
В настоящее же время даже школьникам известно, что человеческие свойства определяются генетически. Более того, оказалось, что талантливость – рецессивный признак, поэтому лишь 10 – 15% людей имеют хотя бы один талант. Кроме того, замечено, что бездарный человек, как правило, воспринимает присутствие рядом с собой таланта, чуть ли не как личное оскорбление.
Поэтому принцип равенства, проповедуемый коммунистическим учением, воспринимается, как месть бездарей талантливым людям за свою бездарность.
Вместе с тем, эпоха капитализма началась с лозунга Наполеона: «Дорогу талантам!»
2. Классический коммунизм по Марксу полагал, что пролетариат будет осуществлять свое господство в интересах всех людей. Опыт СССР показал, что пролетариат стал именно господствующим классом с присущими ему атрибутами: высокомерием и спесью; и если их было трудно выносить даже от культурных и образованных людей, то во сколько же раз трудней – от тупых, безграмотных и одержимых чувством классовой мести шариковых.
Предполагалось, что, выполнив свою историческую роль, пролетариат растворится в коммунистической общине, но в Советском Союзе этого не произошло: в «общенародном государстве», несмотря на то, что индустриальное общество сменилось постиндустриальным, была декретирована руководящая роль рабочего класса. Таким образом, если мыслить в понятиях советского новояза, диктатура пролетариата фактически сохранялась в СССР до 1991 года. Это сказалось на всем облике общества: люди всегда подражают правящему классу; - отсюда широкое распространение среди населения СССР таких «качеств», как хамство, пьянство, и разгильдяйство.
3. Классическая коммунистическая доктрина делала основной упор на установление материального равенства, видимо, считая, что в этих условиях люди как-нибудь сами между собою разберутся в вопросах престижа. Но, как показал опыт реального социализма, самые ничтожные люди требуют к себе максимального уважения. Выполнение этого требования разрушает общество, так как всех уважать – значит – никого не уважать. Буква же коммунистического учения игнорирует вертикаль, вдоль которой выстраивается иерархия личностной ценности. По этой причине скандинавские страны, где достигнут очень высокий уровень материального равенства, имели мало общего с СССР, от которого на версту шибало духом воинствующего плебейства.
4. Люди поняли, что рабочие и пролетарии – не одно и то же, так как рабочий – это профессия, а пролетариат – это отстой.
5. Коммунистические руководители считали, что для построения коммунизма нужно создать нового человека, и они усиленно занимались его воспитанием, но они даже и не пытались образить отстой, понимая, что это бессмысленно; они воспитывали нормальных людей, приучая их смирять свою гордость, и соглашаться с тем, что их приравняли к отстою. И люди, наконец, возмутились, и послали своих «воспитателей» на…
6. Успехи Китая связаны с тем, что Дэн Сяопин из коммунистической доктрины вырвал ее самоубийственное жало – принцип равенства всех людей, и поэтому Китай нельзя считать коммунистической страной; там успешно функционирует капитализм, но не по Милтону Фридману, а по Джону Мейнарду Кейнсу. Китай никогда не вернется к коммунизму, так как во время так называемой Великой Пролетарской Культурной революции китайцы едва не потеряли страну.
Я далек от того, чтобы считать, что все, перечисленное выше, не известно Владимиру Соловьеву, некогда читавшему лекции по экономике…в Америке.
Чем же объяснить его противоестественную любовь к коммунизму?
Может быть, он думает, что в грядущую эпоху жесткой конкуренции между странами за влияние Россия выиграет, приняв идеологию, отдающую приоритет неконкурентоспособной части общества? Вряд ли.
Мне кажется, дело в другом:
Добившись высшего успеха на поприще телеведущего, Соловьев, еще молодой человек, задумался: что делать дальше, если его амбиции кипят и ищут выхода. И Соловьев решил сделаться пророком, так как это издавна – престижная работа. Тем более, что, в отличие от древних времен, ныне пророк – это не анахорет и не столпник, а – телевизионный проповедник. Как новый Савонарола, он бичует капитализм; чтобы избежать неприятных вопросов, Соловьев не разъясняет, что такое коммунизм, а лишь произносит это слово с придыханьем; он цитирует Ленина и подражает его позам, он угрожает посадками, а то и чем похуже, он устраивает пятиминутки ненависти к либералам; на шабаше «Вечера с Владимиром Соловьевым» в окружении своры озлобленных бесов вроде Кургиняна, он  взывает не к разуму, а к неким «праведным» чувствам.
И я думаю: Соловьев, у Вас есть совесть? Наш народ и так пострадал от коммунизма, как никакой другой. Сейчас он одумался, как это было предсказано в пословице, приведенной в эпиграфе. И вот Вам опять неймется подтолкнуть его наступить на те же грабли.
Господа! Не слишком ли велика цена за возможность самоутверждения этого дьявольски неутомимого медийного манипулятора?
                Апрель 2019 г.