Прозрение

Леонид Ейльман
Прозрение.

Я подождал выхода с работы своего дяди Бориса около забора министерства цветной металлургии. Это министерство располагалось тогда по адресу Большой Толмачевский переулок, дом 5. На этот раз Борис был в хорошем настроении и пригласил меня посидеть с ним в небольшом садике.
-  Если ты сможешь держать язык за зубами, я покажу тебе один документ.  Борис полез в свой потёртый портфель и вынул листок плотной белой бумаги, торжественно ткнув пальцем под резолюцией я прочёл:
-Разрешаю, - И.Сталин. Подпись была факсимиле. Но она вызвала у меня благоговение, хотя Сталина уже не было.
-Гений, ничего не скажешь. Только гений может решать такую массу вопросов. Ведь в этом письме речь идёт о передаче какого-то небольшого пресса от одного завода другому! Недаром ему приходилось работать по ночам. Как его нам не хватает!
-Ох, -смутился Борис, -какой же ты провинциал.  Вникнуть в смысл такого потока пустяковой информации не может даже гений. И это не нужно! Это только тормозит работу на местах.  Местная власть сама должна решать свои текущие дела. Ведь поток таких дел требует огромного числа бюрократов. Дело в другом.
 У нас никто чихнуть не смеет без вождя. Власть не доверяет человеку.Это привело к тому, что в армии была только проводная телефонная связь, а у летчиков вообще не было связи с землей в начале войны, несмотря на существование радио. Власть изобретает методы подчинения человека  себе. Власть знает, что, не имея возможности обогатиться, человек не захочет и подчиниться, поэтому разработана система наказания. Верхушка подкармливается.  Думая о своём благополучии, человек приобретает привычку повиноваться.
- Но власть у нас народная, она руководствуется в своих действиях благом народа, - возразил уже неуверенно я.
- Власть не знает родственных связей, ей необходимо скорее отделение от народа, чем связь с ним. Наивысшая власть это произвол, безнаказанное убийство, а истинное Богоподобие -не щадить и невинных. Лучше убить невиновных, чем просмотреть врага. Так было в знаменитом 1937 году. Тогда я случайно уцелел потому, что пять раз сменил работу. Сидишь на собрании: дураки выступают с речами, а умники им хлопают в ладоши. Тогда у нас был выращен новый вид Иуды, тайный. Библейский Иуда имел совесть. Она заставила его покончить с собой. Наш, русский Иуда, тайный. Он преспокойно въезжал на жилплощадь оговоренного им своего товарища и процветал на работе.
- Корысть, зависть, антисемитизм существовали всегда, -возразил я.
- Но в наше время эти низменные страсти расцвели пышным цветом. Зависть,  умноженная на природную подлость бывшего крепостного раба, подсказали ему гнусный расчёт, и плодородный слой нации -интеллигенция- был уничтожен беспощадным плугом сначала социальной, а в 1937 году кадровой революцией.
  Наверху оказался мусор: поколение рвачей.  Эти хапуги теперь только и спорят, как заяц и курица, кто же из них больше любит волка.
Источник антисемитизма это конкуренция. В средние века между религиями, между купцами, при капитализме между промышленниками, а в наше время между политиками. Отсюда и Холокост- способ связывания политиков кровью евреев, круговой порукой, общим преступлением. Если бы Сталин перед войной пошел бы на это преступление, то Гитлер ему поверил бы. Но тогда Сталин еще побаивался окружающих его евреев.
- Но почему под топор палача попали именно евреи?
- Потому  что малый и беззащитный народ, рассеянный среди народа, претендующего на лидерство, начинает смотреть на себя глазами окружающей среды, стремится убрать все, что его выделяет: лидеры евреев решили реформировать религию, ассимилироваться. Увы! Это движение, прорыв вековой изоляции пугает обывателя, лишает его традиционного способа защиты в конкурентной борьбе. Отсюда новая вспышка вековой ненависти.
- Борис, ты злишься, что не увидишь нашего счастливого завтра, а я увижу. Ведь вся страна трудится во имя завтра, значит оно придёт, у нас решена национальная проблема, - упорствовал я.
- Смотри, вон под деревом лежит пьяный мужик, - заметил Борис, -вот он наш герой революции на селе. Отправил на смерть раскулаченных своих соседей, а сам сбежал от голодухи в город. Воистину беден не тот, у кого мало, а тот, кому мало. Это он придумал новые слова: шлёпнуть, пришить, списать в расход, поставить к стенке - опора мертвой монопольной экономики, экономики без мотора конкурентной борьбы.
- Но Сталин развернул индустрилизацию аграрной страны, которая дала возможность выстоять в войне с фашистами.
- На собрании докладчик расписывает яркими красками все блага, которые принесет трудящимся пятилетка индустрилизации. Он даже упоминает про целых «два килограма мяса на человека». Слушатели, как всегда, сидят молча, неподвижно, тупо уставившись в землю. Наконец, из задних рядов кто-то спрашивает: «Товарищ докладчик, извините, я не расслышал. Вы сказали, что через пять лет будет по два кило мяса на человека или на человеке?». Эта индустрилизация привела к обнищанию народа, жилищному кризису и гонке вооружений. Все заводы были куплены у капиталистов на народные деньги.  Народ обнищал. Европа испугалась и поддержала Гитлера поскольку индустрилизацию восприняла, как милитаризацию страны.
- Сегодня тебя укусила какая-то муха.
- Не муха, а ты. Неужели ты не понимаешь, что Бог объявил себя Генсеком! Творится произвол! Застой в экономике! Только на кладбище все могут быть равны! Ленин мечтал о власти рабочих и крестьян, а Сталин о власти НКВД!
- Бездоказательно!
- Доказательств полно! На одном крупном заводе директор был арестован, как враг народа. На его место из Ленинграда прислали мальчишку. Он быстро развалил всю работу, заработки упали. Представляешь, как его рабочие любили, если, когда я с ним шел по цеху,  на него сбросили ведро с машинным маслом с мостового крана. Вернулся я в Москву и доложил своему начальству: опыта нет, развалил работу, не пользуется доверием коллектива. Мы провели коллегию, я там доклад сделал, нарисовал графики падения производительности, приняли решение: освободить от занимаемой должности. И что ты думаешь?
Как я не старался, но придумать конец этой истории не мог.
- Этого директора назначили моим министром!Пример власти НКВД. Хорошо, что он не злопамятен. У нас только тронь важную птицу - от тебя полетят пух и перья! Запомни еще пару советов. Не сори деньгами: их куры не склюют, а друзья заметят. Остерегайся якобы способных друзей, они скорее всего способны на всё, чтобы доказать свои способности. У людей с критическим умом обычно длинный язык. Не робей с женщинами. Они простят всё, кроме равнодушия. Помни, что без обмана любить тебя умеет только мама! Учись. Может быть, найдёшь в плодах просвящения какие-нибудь витамины, но помни, что лошадь тащит, а кучер получает на чай. Ну и провинциал ты! Слыхал ли о деле “врачей-вредителях”?
Я признался Борису, в том, что как то мой друг Женька затащил меня в библиотеку и посоветовал прочитать статью в газете об этом деле. Теперь, когда органы признали свою ошибку в этом деле, я вспомнил жалобы Женьки. “Ты смотри, как завуч Васильев разглаживает усы, когда смотрит на тебя или Павку, как на родных! На меня у него усы всегда дыбом! А директор Кабаев – ну никогда не улыбнется, а тут поймал Павку в коридоре и погладил по голове. Я то думал, Павке не миновать от него выговора по поведению. Мишка Занин - наш военрук, подошел ко мне и спросил твой адрес, хотел прийти к тебе в гости! Наши учителя понимали, что дело врачей это клевета, а я тогда поверил газете Правда”.  Запоздалое чувство благодарности к своим учителям охватило мою голову. Только после рассказа Бориса и признания Женьки я понял смысл доброты моих учителей ко мне! Наступило прозрение.
Когда уж нету силы плакать,
Подбираются к сердцу холода,
В душе возникла слякоть
И печаль разлилась, как вода,
Тогда нужно верить,
Что есть на свете доброта.