Мифы Ледового побоища 1242 года

Алексей Панищев
Мифы Ледового побоища 1242 года

История России сохраняет ряд спорных тем, коренящихся в событиях далёкой древности. Некоторым из них уделено множество крупных научных работ, например, норманнской концепции, вокруг которой споры не умолкают по сей день. Есть темы, ответы на которые очевидны, однако, в силу своей не афишированности, мало кому известны.
Здесь мы обратим внимание на ледовое побоище, произошедшее в 5 апреля (по юлианскому календарю) 1242 года. Это сражение настолько известно, что в его тени остались другие баталии, гораздо более масштабные, например, Раковорское побоище в 1268 году. Популяризации победы войска князя Александра Ярославовича способствовал знаменитый фильм «Александр Невский» (1938), который снят настолько мастерски, что мог бы послужить и своеобразным учебным пособием по военному делу. Традиционно в России считается, что в сражении на Чудском озере русские разбили немецких рыцарей, а победе русских ратей способствовало то, что немецкие рыцари, имея тяжёлые доспехи, провалились под лёд. По крайней мере именно такое понимание хода этого сражения укоренилось в сознании многих людей.
Однако при детальном исследовании возникает ряд других вопросов, которые могут показаться предельно простыми специалисту, но ввести в заблуждение учащихся. Так, когда говорят о немецких рыцарях, то у человека ХХ века они ассоциируются с Германий. Между тем, Германия как современное государство образовалось в 1871 году, поэтому нельзя говорить о рыцарях XIII века как о немцах в современном смысле слова. В XIII веке существовала Священная Римская империя, единство которой было весьма условным. При этом во многих учебниках по истории умалчивается о других вещах. Так, рыцарский орден является структурной единицей католической церкви. (Помимо рыцарских, есть и монашеские ордена). Рыцарские ордена непосредственно подчинялись папе римскому, который отдавал приказы магистру ордена как своему подчинённому. В случае с Ледовым побоищем речь идёт о Ливонском ордене (отделении Тевтонского ордена), который был специально создан для утверждения католицизма и власти папы римского в землях Прибалтики и Северо-Западной Руси.
Среди интеллектуальной элиты западноевропейского мира находились и те деятели, которые идеологически обосновывали крестовые походы против Руси, среди таковых был и цистерцианский монах XII века Бернард Клервоский (1091-1153), известный в учебных программах по философии в качестве главного оппонента Абеляра. Крестовые походы против Руси мотивировались не только фанатизмом и аморальностью понтификов, но также и финансовыми интересами католической церкви. Каждый народ, принуждённый исповедывать католицизм, платил десятину папе. Народы, в том числе, христианские, отказывавшиеся платить такую дань, клеймились термином «язычники», а стало быть, подлежали истреблению. Крестовые походы в Палестину были ориентированы не столько на «освобождние» Иерусалима от мусульман, сколько на закабаление или истребление христиан данного региона. Примечательно, что Киевская Русь в лице митрополита Киевского не признала легитимность полугосударственных образований крестоносцев в восточном Средиземноморье. Однако латиняне (католики) не переживали по теме непризнания их легитимности русскими князьями и митрополитами, тем более, после разорения Константинополя в 1204 году, торговый путь «из варяг в греки» пришёл в упадок, русские торговые квартали в Константинополе оказались уничтоженными, а Чёрное море было наводнено пиратами, которые парализовали остатки торговли. Помимо Константинополя разорению подверглись десятки других христианских городов, население которых как физически, так и духовно истреблялось с благословения папы римского. «Наши историки почему-то не акцентируют внимания на тесной связи крестовых походов в Средиземноморье с крестовыми походами в Прибалтике».  Между тем такая связь исторически очень значима. В результате крестовых походов в Палестину русское Тмутараканское княжество прекратило существование, а Киевское княжество значительно обеднело. Кстати, пиратствовали на Чёрном море те же латиняне. «После разгрома Константинополя Чёрное море становится «итальянским озером».
Ради справедливости подчеркнём, что в некоторых учебниках отмечается роль Папы римского в организации крестовых походов против славян, однако по-прежнему встречаются учебники, в которых данное обстоятельство не прописано. Между тем его нельзя замалчивать, тем более агрессию католической церкви против христианских стран можно увидеть и в контексте крестовых походов, в ходе которых католики организовали геноцид христианского населения, и в последующей истории России. Так, в годы Смутного времени в начале XVII века католики, формально объединённые под польскими знамёнами, настолько активно истребляли население России, что с воцарением Михаила Романова в европейской части страны некогда густонаселённые районы оказались совершенно безлюдными. Поэтому при освещении событий, связанных с Ледовым побоищем 1242 года нужно подчеркнуть тот факт, что Россия оказалась под ударом не просто рыцарей, а именно католической церкви. Примечательно, что в ХХ веке католическая церковь продолжала агрессию уже против Советской России, активно поддерживая нацистскую Германию и инициируя ряд изуверских преступлений против населения России и, особенно, против христианской Сербии. Впоследствии фашистские каратели были переправлены Ватиканом в страны Латинской Америки, а многие из нацистских военных преступников стали крупными деятелями католической церкви.  В современном мире сложилась традиция умалчивания о преступлениях католических лидеров, на фоне которых даже садисты из немецко-фашистских лагерей смерти оказываются на втором плане.
С точки зрения геополитики гораздо менее значимым, но весьма примечательным является и другое обстоятельство в Ледовом побоище. Издавна бытует миф, согласно которому рыцари Ливонского ордена были защищены тяжёлыми доспехами, поэтому лёд Чудского озера их не выдержал, и они провалились в его холодные воды. Тем не менее латных доспехов в середине XIII века ещё не было, рыцари перед боем одевали поддоспешник (мягкий доспех из войлока, который на Руси именовался тигелем) и кольчугу. Голову рыцаря защищал шлем-топфхельм, который, действительно, весил больше, чем русский шелом. Полное облачение русского воина, помимо мягкого доспеха, кольчуги и шлема, включало в себя ещё и ламильярный (составной) доспех, поэтому в конечном итоге воинское облачение русского дружинника было немного тяжелее, чем немецкого рыцаря. Стало быть, вес облачения рыцарей ордена не мог стать причиной их поражения. Другой вопрос, что князь Александр Невский настолько грамотно управлял своими войсками, что за счёт искусственных препятствий по фронту русские воины погасили силу удара рыцарской конницы, а потом посредством концентрированных ударов с флангов русские воины заставили рыцарские отряды выйти на тонкий лёд и сосредоточиться на нём, в следствие чего они и провалились в озеро. Кстати, не следует думать, что все рыцари обязательно утонули. Точная локализация Ледового побоища по-прежнему остаётся дискуссионной, скорее всего бой развернулся на берегах озера и в пойменной его части. Тем не менее важно понимать, что в основе победы русских дружин лежит не фортуна, по милости которой лёд не выдержал тяжести войска ордена, а полководческий талант благоверного князя Александра Ярославовича Невского, воинское искусство и мужество русских людей.
Наконец, говоря о потерях рыцарей ордена, не следует считать, что они исчислялись сотнями. Даже с экономической точки зрения сотни и тысячи вооружённых и экипированных воинов могло позволить себе далеко не каждое государство, поэтому, когда в отношении средневековых баталий пишется о десятках тысяч воинов с каждой из сторон, то к такого рода цифрам следует относиться критически. Разумеется, потери ливонцев были, действительно, велики, но погибших рыцарей могло быть лишь несколько десятков. В немецком источнике – «Рифмованной хронике» – указано, что Ливонский орден потерял убитыми двадцать рыцарей, а пленными шестерых. Здесь следует учесть, что рыцарь являет собой не только боевую единицу, но и человека высокого дворянского сословия, который мог за свой счёт снарядить группу воинов, по оснащению не уступавших его собственному, которых в бою со стороны могли принять за рыцарей. Так или иначе, но двадцать погибших рыцарей являются очень большими потерями, подобны тому, если бы в современной войне в армии погибли бы двадцать полковников и генералов. В любом случае значение Ледового побоища весьма значимо в истории России, поскольку эта победа приостановила агрессию католических орденов против Руси.

Используемая литература
1. Широкорад А.Б. «Крестовый поход» против России. Тысячелетняя агрессия Запада. М.: Вече, 2015.
2. Документы обвиняют. Убийца в сутане. // Атеистические чтения. Выпуск 5. М.: Издательство политической литературы. 1970.

2017 год

Иллюстрация взята из Интернета. Режим доступа: