Абориген

Хачхарджи Константин
 Тут такая история. Когда поступал в Донецкий Индустриальный Институт в 1949 году, -на то время самый знаменитый на всю Украину ДИИ, - у меня завязалась дружба с роскошным, симпатичным, умным и с тонким юмором, парнем из села с названьем Стыла, что в 10 километрах к Востоку по автодороге от моего родного Бугаса. А звали его Грiцько  Середа: записал инкогнито, чтобы без лишних любопытств. Однако, в этом кругу тонкой лингвистики, у меня есть одна нехитрая просьба, - «все слова, здесь и ниже, постараться, по возможности, произнести их с украинским акцентом». Думаю, это будет не так уж и трудно, сколь интересно! Теперь, парочку слов о деревеньке.
 Население Стылы по данным переписи 2001 года составило 2199 человек. По национальному признаку, большинство - греки, их чуток больше 80 процентов, остальные (15-20) процентов – щiрi украiньцi. Село было основано в 1780 году греческими переселенцами из Крыма, выходцами с той же самой крымской Стылы. Так вот, друг мой Грiцько, - дальше для удобства, просто, Гриша, - хорошо знал и безоглядно ценил рiдну, украiньску, мову.
 Вначале, удача шла за нами по пятам: экзамен выдержали, в Институт, на горный факультет, – зачислили, вроде, всё - Окей. Но, как только началась учёба, буквально, через месяц-два Гриша сильно затосковал по родным просторам, по родной лексике, а когда узнал, что его на самом деле ждёт впереди, - разочаровался совершенно. Ходил, как туча. И вот однажды распахнул душу свою:

-Друже, - сказал он мне, теребя чуб свой чёрный, - я же по наивности думав, що, как горный инженер в будущем, мабудь, буду лазить по горам да ярам, а так, як кажуть, придётся лiзти пiд Землю. Усе марно, думаеться менi, бо це вспiеться, прiйде час, мене i так кiнуть  в глубоку копанку!

- Тогда, не мучь себя, - сказал я ему, - поступай так, как подсказывает сердце. Ты, я вижу, по складу своему, - настоящий Абориген. Так что, флаг в руки и – вперёд!

  Месяца через три Гриша бросил свои пожитки, и с чудесным настроением вернулся в свои родные пенаты. Со временем я, успешно завершив учёбу в Институте, стал добывать «чёрное золото» в Шахтёрске, что в 57-ми километрах от Донецка. Всё шло нормально, мало-помалу карабкался вверх по служебной лестнице. По пути много чего было и хорошего и плохого, но, главное, - вперёд и выше. В 1962 году приобрёл классную по тем временам лёгковушку «Волга М-21», и в 1964 году, в один из летних дней, с женой Рахиль рванул в свой родной Бугас. Вот тогда и решил заодно навестить своего старого приятеля Гришу. К моему удивлению нашёл его довольно-таки быстро. Как оказалось, к вящей радости моей, селяне ценили Гришу, как знатного комбайнёра, ходил в передовиках, не раз приглашался на Выставки, имел, - о чём узнал погодя, - медали, сувениры и прочие знаки отличия. Позвольте мне вклинить здесь парочку строчек о былом, что, как мне думается, никоим образом не изменит тон сюжета. Ведь, в самом деле, такая практика в бывшем Союзе ССР имела место, что лично мне известно по судьбе моей мамочки Анны Васильевны, тоже медалистки, - бессменного бригадира передовой полеводческой бригады…..
В моё памятное время, за период с 1964 по 1969-ый год, в Москве состоялись 164 Выставки с участием, в общей сложности, 148 тысяч специалистов, учёных и передовиков сельского хозяйства, многие из которых награждались дипломами ВДНХ СССР, золотыми, серебряными и бронзовыми медалями с вручением денежных премий. Одним словом, всё было грандиозно, громко, почётно и весело!!!
 В декабре 2014 года мне выпала возможность совершить турне по главным городам и весям России, - что отражено в статье «Мега-Авия», - смотрел и ВДНХ, вернее сказать, на её тризну, так как от былого блеска осталась одна тень. Ах, как обидно оттого, что мы столь  сказочно быстро расстаёмся со своим прошлым, просто, одним махом раз, и отрезали! О последствиях, надеюсь, напишут исследователи века. Пойдём дальше.
 Так вот, издали, заметив нас, Григорий демонстративно, с некоторым артистизмом,  открыл нам ворота, и мы въехали во двор. Что сходу бросилось в глаза, так это безупречный порядок и чувство меры во всём, - колодец с чистой родниковой водой, земельный надел (чернозём), по-моему, около 20 соток, если не больше, и сад: вишни, яблоки, груши. Сходу вспомнились строчки Тараса Шевченко:

Садок вишневий коло хати,
Хрущі над вишнями гудуть.

 Одно отличие: в нашем случае, уже не «шевченковская хата», а большой двухэтажный, архитектурно осмысленный, Дом со всеми, для коренного сельского жителя, причудами. Но я  нутром чувствовал, что-то ещё должно быть лично от Гриши-юмориста. И тут в стороне от боковой стены, ближе к забору, я заметил кусок широкой доски, прибитой, с боку, на двух деревянных столбиках, на которой тёмно-коричневой краской крупно и каллиграфично было  выведено, - АБОРИГЕН.  И вдруг воскресли в памяти моей дни наши студенческие, я не выдержал и, скорее себе, чем ему, в восторге чувств, сказал:
-Вот же, смотри, не забыл!
-А як же інакше, адже, це ж - на все життя!
 Мы пожали друг другу руки. Минут через десять по наружной лестничной площадке со второго этажа, по ступенькам, не спеша и осторожно, спустилась к нам роскошная Леди, держа за ручки двух малышей: мальчишке, по виду, было лет восемь, а девочке годиков пять, не больше. Вся в ярко-бирюзовом платье до каблучков, чёрные её волосы, длинные и очень ухоженные, свободно спускались пышными локонами по плечам и спинке. Гриша с гордостью:
-Це моя Золушка, зовут её – Агдалия, что в прямом переводе с татарского языка – «самая справедливая». С именем не ошиблись – это я точно говорю.
-Оба-на! Чувствуется рука самого Всевышнего, вот и моя жёнушка, познакомьтесь, зовут её Рахиль, на иврите имя произносится, как Рахель, что  значит - «овечка». Тут след напрямую идёт от Ветхого Завета, - 600 лет до рождения Христа. Oh mein Gott!

-Це, як кажуть, - сказал с улыбкой Гриша, - «кесарям – кесарево».

-С этим понятно, - вклинилась в разговор Рахиль, - а как звать Ваше продолжение?

-Усе згiдно плану, - раскланялся Гриша, - Костя це iмя, надiюсь,  Вам звiстна, а Оля - в честь мамулi. 

-Ты смотри! – не сдержался я – надо же, спасибо тебе за такую память!

-Заодно поблагодари и Агдалию, - дёрнула меня за рукав Рахиль, - сказано, ведь, что человек в муках рождается, но о том лишь нам, женам, известно! 

-Ну, Рахиль, сейчас пойдут такие байки, - махнула рукой Агдалия, - мне Гриша много чего рассказывал о Вашем Косте, так что, жди, мало не покажется!

- Коль так,- вмешался я, - тогда вот анекдотик Вам вдогонку. Зашла к психиатру дама.
 Села, молчит, врач не выдержал:
-Так что случилось с Вами, на что жалуетесь?
- Вы понимаете, такое бывает, ну такого ещё не было! Вот в разговоре, неважно с кем, скажу что-нибудь, и тут же забываю о чём именно, представляете?
- И давно это у Вас? – спрашивает психиатр.
- Вы это о чём? – поинтересовалась пациентка.

Так вот, у меня тот же вопрос, - «Вы это о чём, милая Агдалия?»

-Да о том, что, наверно, лучше будет, если мы пойдём готовить обед, а вы за это время, - О, могу только представить, - наконец-то, вдоволь покалякаете, ладно?

-Хорошая мысль, - сказал я, потирая руки, - давно пора разом содвинуть бокалы.

Как только они отошли от нас шагов в десять, так Гриша сразу же меня в бок:

-Кость, ти ближче до євреїв, балакають, що серед них є класні гумористи, тоді давай,  що-небудь в цьому роді, добре?

-Не проблема! Значит так, в однокомнатной квартирке Хрущёвского образца проживала  Циля Абрамовна (одесситка!) со своей доченькой-красавицей Анечкой, которая днями вышла замуж за Сергея. Так вот, в одну из ночей зятёк, видать, с хорошего  бодуна, перепутав кроватки, набросился со всем напором на тёщу, как с голодного края, однако, когда узнал, с кем дело имеет, дико, извиняясь, буркнул:
-Извините, Циля Абрамовна, ради Бога, - извините, я сейчас выну!
На что тёща тут же его ущипнула:
-Азохен вей! Я тибе выниму, качай-давай!

-Щось не хочеться мені в боргу залишатися, - Гриша поднял руку, как когда-то, в школе, - ось тобі  не анекдот, а бувальщина на рідній мові. Одного разу два кума, вибравши вільний час, вирішили дерболизнуть по повній перваку. Коли той, хто років, десь на 5-ть  молодший, запитує:
-Кум, кажуть, що на тому світі замість горілки гарячу смолу дають, так це, чи ні?
-Та не бійся, кум, воно, як втягнешся, так і гаряча смола піде, як з гори раком!

-Точно, Гриша, можно не сомневаться. Где-то я слышал эту версию. Например, мои ребята, шахтёры, среди которых немало украинских хлопцев, частенько говорят так, - "допивай, друже мій, а то не відомо, що там, за Туманом, нам в склянку наплюють»!

 Затем, мы ещё походили по саду, заглянули в большущий сарай  под красной черепицей, в котором содержалась вся живность: коровка, две хрюшки, куры, гуси, индюки, и прочая крылатая мелочь. Под конец я к хозяину виллы нарисовался так:

-Пан Грiцько, я чувствую, що «поляна», мабудь, вже готова.  Тіко залишилось  дізнатися, де туалет, а то менi вже, як кажуть, - невтерпёж!

-Ну, ти сказанув, це для iнтелігента,  для тiх туалет на 2-му поверсі, а для трудяги, - "сральня", так вона в саду, вон у тому, дивись, куточку.

 И я двинул по указанному маршруту. Что касаемо меня,- честно говоря, - это, конечно, не было, какой-то необычной новостью, поскольку дед мой, по этой части, был таким же super-выдумщиком. Правда, у Гриши «сральня» была уже в духе нового времени: ямка по диаметру сраки средней тяжести, а вот на счёт глубины – не скажу, потому что лесть в говно, какой интерес, скажите, пожалуйста? А так, всё в аккурате, полукругом – кустарник, причём, настолько густой, что можно смело сидеть тихо, совершенно не беспокоясь о том, что кто-то полюбопытствует, а кругом - колеус візард: цветок с большими листьями. Ещё одна деталь – это скамейка высотой от земли на 40-50 сантиметров, и ещё - крышка, зашёл и тихо сидишь, как перед Судом Всевышним! Дальше – по инструкции Гриши, но тут он уже говорил, на нашем, чистейшем, русском диалекте, - «зашёл, сделал своё дело, накрыл ямку крышкой, поставил на место скамейку, вытер жопу листом и – пшёл нах-й оттедова».
 На что я заметил ему, - «mon ami, скажи, а как бы ты назвал того, кто вытирает  задницу специальной, туалетной, бумагой, что  сейчас дюже модно, особенно в развитых странах Европы?»
- Та це, мабудь, якийсь  маркіз  де Срака!

  Гостевали три добрых дня, стол – чисто в украинском стиле, плюс деликатесы с еврейской и татарской кухни, из выпивки - горилка собственного изготовления, вдобавок - «казёнка», - если кому, что не так, - и пиво. Вот, как раз, в строку. Заходит в пивную хлопець, бармен спрашивает:
-Что вы будете пить, вино, или водку?
-И пиво! – резко взмахнул рукой хохол.

 На четвёртый день утром – чай, кофе с молоком по чебуреку и – в путь, прямым курсом до дому, через тот же Бугас. Перед дорогой, пожимая руки Грише, я сказал:
-Как говорят одесситы, - «чтоб ты мне был здоров!», чтобы, - а это уже, как я говорю, - чтобы ящик Пандоры всегда был бы на замке! И помни, что ближняя перспектива зависит лично от твоей энергии и целеустремленности, а вот во временном диапазоне, - это уже дело Всевышнего. В моём блокноте "Na kseris", -что в переводе с греческого, буквально, означает – «Чтоб ты знал», - первая фраза, которую я записал давным-давно на титульном листе, звучит так, - «Если хочешь рассмешить Бога, то расскажи ему о своих планах на будущее». И всё же спасательный круг есть – это усердие!  Так что, всем – здоровья и усердия на всю долгую-долгую жизнь!

-Зараз слухай і запам'ятовуй, так знай, друже мiй, щоб не сталося, АБОРИГЕН завжди буде тут, - Гриша демонстративно повёл пальцем вокруг.
Затем, подошла Агдалия, - «Костя, скажи нам, будь ласка, что-нибудь ещё по-гречески,  мне этот язык очень нравится с детства: я, ведь, родилась и росла в Крыму!

-Очень рад, спасибо. Обычно эллины, прощаясь, говорят так, - «Ola kala ki panda kala», что в переводе на русский значит, - «Всего хорошего, и чтоб всегда было хорошо».

  Всё – занавес закрывается. Больше мы не встречались, не переписывались и не звонили. Жив ли Абориген? Не знаю, должен, как ни как он на год моложе меня!
Могу сказать одно, если бы встретились, то всё пошло бы по сценарию М. Жванецкого:

-Хорошо, Григорий?
-Отлично, Константин!