Взрыв

Олег Северянин
Не буду утомлять читателя множеством подробностей, просто опишу саму суть, как это делается на флоте, да так, что пассажир ничего не поймет.

Мне было семнадцать лет, я работал практикантом на теплоходе «Константин Эдуардович Циолковский», причем мотористом второго класса. В пароходстве под эту должность мне выделили свидетельство кочегара, поскольку я еще не окончил институт и официальных документов, подтверждающих мою специальность, просто не было.

Но не в этом суть…

Намечался рейс «Москва-Санкт-Петербург». Мой командир, первый помощник механика Юрий по этому случаю в очередной раз ушел в запой до неопределенного времени, а моторист, мой тезка отпросился в отпуск, так что на вахте в машинном отделении теплохода остался я один, семнадцатилетний.

Что такое работа в машинном отделении теплохода, который достался нам чуть позже Великой отечественной войны?

Отвечаю: это двухэтажные двигатели, которые запускаются с помощью воздуха, они реверсивные, поэтому при маневрах теплохода надо постоянно следить за давлением баллонов, периодически запуская компрессор. Когда старпом меняет ход или маневрирует, надо продублировать его указания и управлять одним из трех двигателей. В этот момент слышится оглушительный «рев» и утихнет он лишь в том случае, когда переведешь рукоятку в соответствующее положение.
 
Про щит энергопотребления вообще промолчу. До сих пор это сооружение для меня загадка. Занимался им электромеханик Андрей, который не нёс постоянной вахты.

Вторым помещением была генераторная, где размещались семь двигателей, из них постоянно работали только три, а на маневрах теплохода, запускался дополнительный двигатель для того, чтобы иметь возможность управления работой подруливающего устройства, но об этом потом… напишу в рассказе «Обесточка».

Третье помещение это древняя котельная установка.

Теперь я возвращаюсь к теме. Итак: в машинном отделении подросток, начальство гуляет и тут ко мне практиканту присылают учеников второго курса, около семи человек. Когда мы ходили перед рейсом за топливом, я их учил, как управлять двигателями.

Все бы ничего, но упустил из виду давление в отопительной системе и после звонка директора ресторана заспешил к котлу, что бы его запустить, причем старпом настолько неграмотно маневрировал, что я не успевая добежать до котла, опять становился на рычаги управления, дублируя команды.

Такой вот дурдом. В машинном отделении несовершеннолетние. Чуть успокоилось. Я, наконец, смог добраться до котла и объяснить ученикам, как он запускается.

- Обязательно надо нажать кнопку продувки, а уже потом намотать на шампур марлю и обмокнув в солярку поднести к топке.

Но, не успев договорить, опять побежал к рычагам.

Помню из этого только как прогремел взрыв в котельном отделении, поскольку ученики перепутав кнопки, устроили пожар, после чего эвакуировались, попросту сбежали, и помню, как я стоял, туша огонь в машинном отделении теплохода.

Мысль была одна: «Я поливаю горячей водой огонь. Эффективно ли это?»

А осознал все случившееся лишь позже, когда опять стоял с рычагами, а от меня несло паленой курицей.

Ну а ученики… что с них взять, я же тогда был старше, мудрее и ответственнее их аж на целый год.