3. 8 Познание Бога, Личный Бог

Лариса Болотова
           Что такое познание Бога?
         
            Из Тайной Доктрины:

(Стр.82 т.3) «Основным законом и отмычкой практической теургии (магической практики) в её главном применении к серьёзному изучению космических и сидеральных (относящихся к звёздам), психических и духовных тайн было, и всё ещё является то, что греческие неоплатоники называли «теофанией». Общепринятое значение этого слова есть «общение между богами (или Богом) и теми посвящёнными смертными, которые духовно способны пользоваться таким сношением». Однако эзотерически это означает больше. Ибо это не есть только присутствие Бога, но действительное – хотя и временное – воплощение, так сказать, слияние личного божества, Высшего Я с человеком – его представителем или посредником на земле. По общему закону. Высочайший Бог, эта сверх-душа человеческого существа (атма-буддхи) только осеняет индивидуума в течение его жизни с целью наставления и откровения, или как римские католики – которые ошибочно называют эту сверх-душу «ангелом-хранителем» - сказали бы, «она стоит вовне и наблюдает». Но в случаях теофанического таинства она сама воплощается в теурге с целью откровения.  Когда это воплощение является временным в течение тех таинственных трансов или «экстазов», которые Плотин определяет как «освобождение ума от его конечного сознания, его становление единым и тождественным с Бесконечным», то это возвышенное состояние очень кратковременно».

        Каким образом это происходит?

«Человеческая душа, будучи отпрыском или Эманацией своего Бога, «Отца и Сына», становиться единой, «божественный источник вливается подобно потоку в своё человеческое русло». Однако в исключительных случаях это таинство становится завершённым; Слово фактически становиться Плотью, индивидуум становиться божественным в полном смысле этого слова, так как его личный Бог сделал из него постоянное пожизненное местопребывание, «храм Божий», как говорит Павел».

        Что такое личный Бог?

«… то, что здесь подразумевается под словом личный Бог человека, не есть, конечно, один только его седьмой Принцип, так как per se и в сущности это есть лишь просто луч бесконечного Океана Света. В сочетании с нашей божественной душой, буддхи, его нельзя назвать дуадой, как можно было бы в другом случае, так как, хотя и образовавшаяся от атмы и буддхи (двух высших принципов), первая не есть сущность, но эманация из Абсолюта, в действительности неотделима от него. Личный Бог не есть монада, но в самом деле, прототип её, который мы за неимением лучшего термина называем проявленной каранатмой (душой причинности), одним из «семи»  и главных резервуаров человеческих монад или эго. Последние формируются постепенно и усиливаются в течение своего цикла воплощений путём постоянных добавлений индивидуальности от личностей, в которых воплощается этот андрогинный, полудуховный, полуземной принцип, принимающий участие, как в небесном, так и земном, называемый ведантистами Джива и Виджнанамайа Коша, а оккультистами Манас (ум) – тот, короче говоря, который частично соединившись с Монадой, воплощается в каждом новом рождении.

В полном соединении со своим  (седьмым) Принципом, чистым Духом, он есть божественное Высшие Я, что знает каждый изучающий теософию. После каждого нового воплощения Буддхи-Манас вбирает в себя, так сказать, аромат цветка, называемого личностью, чисто земные остатки которой, её отбросы, представляются постепенному исчезновению, как тени».

        Какова иерархия божественных существ?

«Святая Триада эманирует из Единого и представляет собою Тетраксис; боги, даймоны и души являются эманациями Триады. Герои и люди повторяют эту иерархию в самом себе». Так сказал Метродор из Хиосса, пифагореец; последняя часть этой фразы означает, что человек имеет внутри себя семь бледных отражений семи божественных Иерархий; поэтому его Высшее Я само по себе есть ничто иное, как отражённый луч Непосредственного Луча. Тот, кто рассматривает последний, как Существо, в обычном значении этого слова, тот является одним из тех «неверных и атеистов», о которых говорил Эпикур, ибо он навешивает на этого Бога «мнения толпы» - грубейший антропоморфизм. Адет и оккультист знают, что «то, что называется богами, суть только первые принципы» (Аристотель). Тем не менее, они разумные, сознательные и живые «Принципы» (можно предположить, что это компьютерные программы ?), первичные Семь Светов, проявлены из Света непроявленного, которые для нас – Тьма. Они суть Семеро – экзотерически четверо – кумар или «разумом-рождённых сынов» Брахмы. И, опять-таки, они же являются дхиан-коганами, которые суть прототипы в эонической вечности для низших богов и иерархий божественных существ, на самом низшем конце лестницы которых находимся мы – люди».

        Здесь мне хотелось бы разъяснить слово «эманируют». Как это представить себе? Возьмём радиостанцию, волны, которые она посылает в воздушную среду, и есть её эманации. Получается, что Единое есть источник (вибратор) излучает три начальных волны, Святую Триаду. Те в свою очередь,  взаимодействуя, создают следующие волны. Так появляется Проявленная Вселенная.

«… каждый смертный имеет своего бессмертного двойника или, вернее, своего Прототипа в небесах. Это значит, что первый неразрывно соединён с последним в каждом своём воплощении и на время цикла рождений; но соединён только посредством своего духовного и интеллектуального Принципа, совсем отличного от низшего я, и никак через земную личность. Некоторые из них даже способны совсем разорвать этот союз – в случае отсутствия во внутреннем человеке связующих, т.е. духовных уз. Истинно, как Парацельс изложил это в своей странной вымученной фразеологии, человек со своими тремя (составными) Духами подвешен, подобно утробному плоду, на всех трёх к матке Макрокосма; нить, которая удерживает его соединённым, есть «Душа-Нить», Сутратма, и Тайджаса («Сияющий») ведантистов. И именно через этот духовный и интеллектуальный Принцип в человеке, через Тайджаса – Сияющего, «потому что он имеет светящийся внутренний орган в качестве соучастника» - человек так соединён со своим небесным прототипом, а никак не через низшее внутреннее я или астральное тело, для которого в большинстве случаев не остаётся ничего другого, как медленно раствориться.

Оккультизм или теургия обучают способам создания такого соединения. Но именно деяния человека – его личные заслуги только – вот, что может создать его на земле или определить его длительность. Оно длится от нескольких секунд, вспышки, до нескольких часов, в течение которых теург или теофан становится самим этим осеняющим «Богом»; следовательно, он становится на это время одарённым относительным всезнанием и всемогуществом.  У таких  совершенных (божественных) адептов, как Будда и других, такое ипостатическое состояние аватарического пребывание может длиться в течение всей жизни, тогда как в случаях полностью посвящённых, которые ещё не достигли совершенного состояния Дживанмукты, Теопнейстия, когда она в полном ходу, имеет своим результатом то, что этот высший адепт полностью помнит всё, что он видел, слышал или ощущал.

Для кого-то менее совершенного оно закончится только частичным смутным воспоминанием, в то время как начинающий встретится в первый период своего психологического опыта с одною только путаницей, за которой последует быстрое и, в конечном счёте, полное забвение тайн, увиденных в течение этого сверхгипнотического состояния. Степень способности воспоминания, когда человек возвращается в своё бодрствующее состояние и к физическим чувствам, зависит от его духовного и психического очищения, причём величайшим врагом духовной памяти является физический мозг человека, орган его чувственной натуры.

Составное слово «теофания» (от «теос» - «бог», и «файномай» - «являться») не означает просто «явление бога человеку путём действительного появления» - кстати сказать, это абсурд, - но действительное присутствие Бога в человеке, божественное воплощение».

Источник информации книга «Тайная Доктрина» т.3 Е.П. Блаватской.