Верю. Отзыв о книге Елены Волковой

Инна Ермилова
               
               
В марте 2018 года  в Литературной резиденции "Дом дяди Гиляя", что находится в Вологде по адресу  ул. Чернышевского, д. 15, прошла запоминающаяся шоу-презентация (Театр моды, прозаики, поэты, критики, режиссеры, редакторы, коньяк - всё настоящее…) новой, второй по счёту книги прозаика, журналиста Елены Викторовны Волковой «Жена массажиста».

Многим вологжанам Елена Волкова знакома заочно, благодаря популярным авторским передачам на областном радио и телевидении. Она является Председателем Вологодского регионального отделения Союза российских писателей, организатором и вдохновителем фестиваля «Плюсовая поэзия», который неуклонно близится к своему совершеннолетию, успешным  автором многочисленных творческих проектов.

Впервые с хозяйкой дома Гиляя я встретилась 1 октября 2016 года, и совсем не в связи с литературными пристрастиями. Это был первый в жизни визит в Литературную резиденцию. Елена Викторовна Волкова, хозяйка дома дяди Гиляя, с грустным видом сидела возле пианино на фоне портретов Елены Волковой (свой портрет она находила удачным),Наты Сучковой, Павла Тимофеева и других вологодских авторов и держала в руках… веник?! Она сделала рентген взглядом, вздохнула и ушла с ещё более грустными видом и с прежним веником. Работы у неё было много, а в пришедших с неизвестного стадиона весёлых женщинах она увидела потенциальную рабочую силу, тем более что форма одежды у них была подходящая. Не решилась Елена Викторовна вспугнуть хозяйским сачком таких жизнерадостных бабочек: «Немного погожу. Глядишь, сами прилетят на свет домика».  Как в воду глядела она.

Я начала чтение книги с небольшой повести «Здравствуй, Сомова!». В предисловии Елена Викторовна отмечает, что впервые она была издана в пору, когда ещё не было «мобильных телефонов, браслетов для подсчёта шагов, роботов-пылесосов и ещё много нужных и ненужных вещей, которые изменили нашу жизнь». Во многом я согласна с автором: всего этого действительно не было, но было многое другое, что теперь безвозвратно утрачено. И это не о вещах, совсем не о них!
 
Герои сборника Елены Волковой – это собирательные образы. В некоторых их них можно без труда узнать отдельные черты завсегдатаев литературной резиденции. Мне симпатична Сомова – умная, ироничная, неунывающая. Сомовой «невыносимо скучно за кульманом на заводе, производящем бытовые воздухоочистители», на курсах повышения квалификации среднего и высшего звена». Правда, периодически она задаётся, например, таким вопросом: «Кстати, что такое шинопровод?» И не находит правильный ответ. Да, к слову сказать, и не нужен он ей вовсе этот шинопровод!!!

Вспомнилось, как после окончания института я работала мастером и  ходила вечерними сменами по опустевшим коридорам завода, изводясь от скуки, или позже с похожим чувством томилась за кульманом. Работа инженером на передовом заводе, как и Сомовой, явно была не по мне.
На каждого автора оказывает влияние творчество любимых, избранных  писателей. По отдельным репликам Елены Волковой я поняла, что её кумир -  ироничный и остроумный Сергей Довлатов.

Как-то в разговоре я обронила, что не читала этого автора.

– Как, ты не читала Довлатова, Инна! – как бы невзначай с интонацией вверх удивилась диктор Елена Волкова.

Я уловила подвох. Со свойственной Елене дипломатичностью, её голос не съехал с горки вниз, а должен был:

– Как можно не читать Довлатова, Инна?

Но эта фраза осталась за эфиром. Тогда я начала читать Довлатова, кроме меня его начала читать моя семья.

– Как можно не читать Довлатова?! – говорила уже я.

Выходит, что Елена Волкова участвовала в формировании моего литературного кругозора.

Елена Викторовна смотрит на  мир сквозь призму юмора и самоиронии,  поэтому о приключениях Сомовой невозможно читать без смеха. Вместе с улыбкой к читателю приходит уверенность, что ещё немного, и у героини всё наладится, как в том эпизоде, когда начальник отдела вызвал её к себе: «Сомова, – сказал он, – ты, конечно, думаешь, что я начну перед тобой извиняться или успокаивать тебя?» – «Вы, что – меня сокращаете? – догадливо спросила Сомова». – «Я понимаю…Ты ждёшь этого…  Но где мне найти столько слов для всех вас?» – «Мне сразу уйти или отработать? – уточнила занудливая Сомова».

«Вечером Сомова лежала в ванной и перебирала все возможные варианты трудоустройства. Работать по своей специальности она не хотела больше никогда в жизни. Другой специальности у неё не было. А чтобы идти на панель надо знать, где она находится».

В главной героине повести «Жены массажиста угадывается некое сходство с автором, да и фамилия её прозрачно намекает на некую автобиографичность.Для меня Софья Медведева – это повзрослевшая Сомова. Она успешна в работе, самодостаточна и пытается справиться с семейными проблемами самостоятельно. Никаких подруг и советчиков, только единожды решается попросить помощь: «Вам помочь? – спросила та, которая работала в церковной лавке». – «Помогите…» – «А чем помочь-то? – искренне поинтересовалась женщина, и Соня вдруг опять заплакала, но про себя, хотя на поверхность всплыли-таки две торопливые слезинки». – «Помогите мужа в семью вернуть, – сказала и сама поразилась сказанному».

В повествовании Елена Волкова часто использует диалог. В узком смысле – это разговор двух или нескольких лиц. В сборнике есть рассказ, полностью состоящий из диалога. «Как хочешь, милый!» - это авторская фантазия, шутка. Два голоса – женский (инь) и мужской (ян) ведут попеременно свои партии. Кто в этом дуэте первая скрипка, не оставляет сомнения, несмотря на искренние заверения в финале: «Как ты хочешь, милый!».

Софья Медведева – радиоведущая. Слушатели не видят её в момент трансляции радиопередачи, и она их не видит и не слышит тоже. Поэтому для героини совершенно естественно вести разговор даже с неодушевлёнными предметами, например:  « Ну, здравствуй, – сказала Соня репейнику».  Или: «Как же так, - сказала Соня чайнику, как же так? Такого же не может быть». Софья Медведева часто ведёт разговор сама с собой, ведя внутренний диалог: «Всё самое плохое, что могло произойти, уже произошло. Сейчас надо свыкнуться, успокоиться, найти положительные моменты…».
В художественном произведении ни одно действующее лицо никогда не говорит ни с кем, даже с собой, без причины просто так. Слова автора преследуют определённую цель, способствуют выполнению действия. С помощью различного вида диалогов Елена Волкова тонко раскрывает внутренний мир Софьи, показывает перемены с ней происходящие.

При чтении книги отметила для себя, что всём сборнике женские голоса звучат более пронзительно. На этом фоне голоса мужей, любовников, коллег, случайных попутчиков теряются и потому едва слышны. Можно ли в силу этого причислить земных, чувственных героинь  Елены Викторовны к феминисткам? Думаю, вряд ли.
Автор называет свои рассказы рассказами о любви. О любви в широком смысле этого слова: к своему дому, мужу, к любимому делу, к себе, наконец! Эмансипированная  Софья Медведева первую радиопрограмму «Фольклорный словарь»  начинает с редкого слова на букву «П». «Печалование», происходит от «попечения». У меня в памяти сохранилось ещё одно слово, услышанное когда-то от бабушки – «заботный». Сейчас принято говорить «заботливый».

Современным женщинам, несмотря на успешность в карьере, так же, как и много лет назад, необходима забота, поддержка, внимание и, конечно, любовь:«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».  (Новый завет)

Тема любви живёт вне времени и вне пространства,  поэтому она всегда будет оставаться современной. И как бы понятие «любовь» не изменялось со временем, не трансформировалось в представлении людей, невозможно усомниться, что это позитивное чувство. Человек не может жить, не получая и не отдавая любовь. Только тогда он становится терпимее и добрее.
 
Прочитав книгу Елены Волковой,  я задумалась, чем  же она так тронула меня и почему хочется возвращаться к ней ещё и ещё? Погрустить, улыбнуться и снова погрустить, и опять улыбнуться. Мне близки и понятны её героини,  импонирует их жизнелюбие и жизнестойкость, умение находить выход из безнадёжных  жизненных ситуаций, видеть мир ярким и солнечным, любить жизнь во всех её проявлениях.
И  хочется верить, что это возможно в реальной жизни.Зачёркнуто.

Я верю, что это возможно!


                Эпилог
Раньше я никогда не задумывалась о возрасте Елены, но, оказалось, что мы ровесницы. Наши биографии схожи: родились, учились в технических вузах, приехали в Вологду по распределению из разных городов. Работали на заводах - разных, но в одно время. Здесь судьба Елены сделала резкий поворот в сторону, и мы, по-прежнему незнакомые, пошли  совершенно разными дорогами, которым как в той школьной задаче: «Из пункта «А» в пункт «Б» вышли два пешехода»… суждено было пересечься в пункте «С» по адресу: г. Вологда, ул. Чернышевского, д. 15.



ред. 12.10.2020