Выписки из Евангелие от Марка

Дробот Андрей
Все нижеопубликованное написано в апреле-мае 2011 года, когда я находился в активном федеральном розыске. По мере прочтения, составления интересных мне выписок, касающихся более слова, служения, репрессий и отношения к земной власти, я оставлял не комментарии, а попутные мысли, возникавшие по поводу прочитанного. Это мое личное мнение и впечатление, даже вопросы обращены в первую очередь к самому себе. Прошу не путать с официальными комментариями, не считать ни критикой, ни богохульством. Попутные мысли отделены от цитат Евангелие и комментариев сокращением «ПМ:» (попутная мысль, а не марка известно пистолета, как может подумать привыкший к колкостям человек) и междустрочным пробелом.

ГЛАВА 1
Комм. Евангелие: 10 Его добровольное принесение Себя в качестве Раба Богу было с удовольствием принято Богом. (стр. 181)
Комм. Евангелие: 15 Покаяться – значит изменить свой образ мыслей, испытав сожаление в отношении прошлого и совершив поворот в отношении будущего. (стр. 183)

ПМ: Изменить образ мыслей? Возможно ли вообще изменить образ мыслей? Чтобы сменить одно растение на другое, надо вначале вырвать, выкорчевать ненужное, затем посадить семена нужного, поливать, лелеять, заботиться о всходах, так в труде и вырастить нужное. Смена живого занимает значительное время, так и смена образа мыслей. Сколько растет человек, столько растет и его образ мыслей. Это крепкое растение - дерево. Поэтому, каются в основном в проступках, которые влекут реальное наказание, из опасения наказания, но без изменения образа жизни. То есть возникни еще раз ситуация, которая породила негативное событие, человек, раскаявшийся в содеянном, поступит так же. И этот цикл: проступок – формальное раскаяние – может продолжаться бесконечно.

22 И они изумлялись Его учению, ибо Он учил их, как имеющий власть, а не как книжники. (стр. 184)
Комм. Евангелие: 22 …Не только духовная сила, чтобы укрощать людей, но и божественная власть, чтобы подчинять людей…

ПМ: Укрощение и подчинение – вот основы любой власти хоть над животными, хоть над людьми.

Комм. Евангелие: 31 Болезнь является следствием греха и знаком, показывающим, что из-за греха человек находится в ненормальном состоянии перед Богом. (стр. 185)

ПМ: Болезнь – следствие греха, ненормальности! Каждый, если хорошенько подумает, поймет: следствием каких ошибок, действий, является болезнь, поймет, что надо менять. Но для того, чтобы понять, надо заболеть ощутимо, то есть – попасть в беду, таким образом, только переболев, можно стать чище, выше и т.д... Но, к сожалению, большинство не способно к лечению, потому что не ощущает, что его болезнь трагически на нем сказывается, мешает и обременяет. В этом смысле болезнь и трагедия – это глубоко положительные явления.

35 И, встав очень ранним утром, когда еще была ночь, Он вышел и ушел в пустынное место и там молился. (стр. 186)
Комм. Евангелие: 44 Он хотел, чтобы Его работа совершалась в пределах движения, которое целиком и полностью соответствовало Божьему замыслу и не распространялось за счет человеческого возбуждения и пропаганды. (стр. 187)

ПМ: Отсюда средства массовой информации (СМИ) – антибожественное создание, публикация возбуждает, пропагандирует, разрушает божественное, создает много зависти и пустых суждений.

40 И приходил к Нему прокаженный, умоляя Его…
41 И Он сжалился, и, протянув руку, коснулся его, и говорит ему: Хочу, очистись!
42 И сразу сошла с него проказа…
44 И сказал ему: Смотри, ничего не говори…
45 А тот (прокаженный), выйдя, начал повсюду возвещать об этом (об излечении Иисусом Христом от проказы) и разглашать этот случай, так как Он уже не мог открыто войти в город, а был вне города, в пустынных местах. И приходили к нему отовсюду. (стр. 187)

ПМ: Получивший от Иисуса дар, разгласил сокровенное, нарушил клятву молчания, даже получив исцеление! В человеке стремление рассказать новость и возвыситься за счет этого выше всякого благоразумия.
ПМ: К неразглашению. Чистый источник будет погублен, если станет общественным, потому что каждый приходит со своей грязной кружкой, каждый норовит справить нужду рядом с источником, а то и грязным лицом и руками влезть в него да еще и дно потревожить.

ГЛАВА 2
17 И, услышав это, Иисус говорит им: Не сильным нужен врач, а больным; Я пришел призвать не праведников, а грешников. (стр. 191)

ПМ: Отобрать власть можно, только опираясь на грешников. Пойти против существующей власти могут только обиженные ею, или надеющиеся на то, что при новой власти им будет лучше.

27 И Он сказал им: Суббота ради человека появилась, а не человек ради субботы.

ПМ: Человек – Центр Вселенной созданных человеком понятий, следовательно, он имеет право создавать новые понятия и разрушать старые. Обряд – Закон – в случае, если дело идет о пользе для страдающего, нарушать можно.

ГЛАВА 3
21 И Его родные, услышав об этом, пошли забрать Его, ибо они говорили: Он не в Себе. (стр. 194)
24 И если царство разделится само против себя, то не сможет устоять то царство;
25 И если дом разделится сам против себя, то не сможет тот дом устоять;
26 И если Сатана восстал сам против себя и разделился, то он не сможет устоять – ему пришел конец.
27 Но никто не может войти в дом сильного и разграбить его добро, если прежде не свяжет сильного, - тогда разграбит его дом.
28 Истинно говорю вам, что простятся сыновьям человеческим все грехи и все хулы, какими бы они ни хулили,
29 Но кто произнесет хулу на Святого Духа, тому нет прощения вовек… (стр. 195)

Отрекается от Своих родственников…
31 И пришли Его мать и Его братья, и, стоя снаружи, они послали сказать Ему и позвали Его.

ПМ: Родные всегда снаружи ребенка, зовут в те места, откуда они сами родом, но которые часто чужды ребенку.

ГЛАВА 4
11 И Он сказал им: Вам дано узнать тайну царства Божьего, а для тех, внешних, все бывает в притчах,
Комм. Евангелие: Царство Божие – по-прежнему остается полной тайной для природного человека.

ПМ: Лишь немногие могут понять говоримое, если говоримое не поверхностно и не привычно, а остальные слышат слово, но не понимают его, а понимают только его отдаленную часть - знакомую им. Так, Евангелие написано языком сельхозжителя так как не было иного развитого производства, автору казалось, что это сделает его произведение более понимаемым.

22 Ибо ничто не бывает тайным иначе как для того, чтобы быть явленным… (стр. 198)
26 … человек бросил семя на землю…
28 Земля сама собой приносит плод. (стр. 199)

ПМ: Человек, создавая неизвестное, бросает в землю неизвестное семя, из которого произрастает неизвестный плод – в этом опасность всех открытий. Новое – всегда несет опасность того, что вырастет нечто вредное, о чем нельзя знать заранее, но, не создавая вредное, не создашь и полезное.

Комм. Евангелие: 38 Спаситель-Раб спал в лодке, которую било вихрем, и находился в покое, а ученики были напуганы бурей.

ГЛАВА 6
3 Разве это не плотник, сын Марии и брат Иакова, Иосифа, Иуды и Симона?... – они претыкались из-за Него.
4 А Иисус сказал им: Пророк нигде не бывает без почета, кроме как у себя на родине, среди своих родственников и в своем доме.
5 И Он не мог там совершить ни одного явления силы… (стр. 205)

ПМ: Усовершенствованная деталь не войдет в тот механизм, из которого вынута, а если ее кто-то попытается поставить на место, то деталь придется вернуть к прежнему состоянию. Так и человек, вышедший из определенных отношений и вернувшийся к ним через какое-то время изменившимся, вынужден будет вновь изменяться к прежнему состоянию и терять свои новшества. Поэтому возвращаться домой нельзя – это опасно. Мудрость признавать новые отношения дана немногим.

20 Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он человек праведный и святой, и берег его. И, выслушивая его, он очень недоумевал, однако слушал его с удовольствием. (стр. 206)

ПМ: Любой высокопоставленный преступник, в том числе и глава маленького нефтяного города Хамовский, имеет возле себя чистое, на его взгляд, создание: у кого-то - кошка, у кого-то – человек.

Комм. Евангелие: 48 Для Спасителя-Раба никакие обстоятельства не были мучением. Он будет заботиться о Своих последователях в их невзгодах, пока они следуют за Ним в этом странствии. (стр. 209)

ПМ: Преодолимо все, потому что жизнь конечна. Если быть упорным, то любое непреодолимое препятствие преобразуется в препятствие, которое не успел преодолеть.

ГЛАВА 7
7 Но тщетно они поклоняются Мне, уча человеческим заповедям как учениям. (стр. 210)
15 Вне человека нет ничего, что, входя в него, может его осквернить; напротив, то, что исходит от человека, - вот что оскверняет человека.

ПМ: То есть ни место, где человек находится, ни должность, которую занимает, ни его окружение… - не делают его плохим. Плохим он становится из-за своих реакций, своих действий и слов.

21 Ибо изнутри, из человеческого сердца, исходят злые рассуждения, блуд, кражи, убийства,
22 Прелюбодеяния, стяжательство, порочность, обман, разврат, зависть, хула, высокомерие, неразумность.
23 Все эти пороки исходят изнутри и оскверняют человека.
Комм. Евангелие: 23 Пороки, исходящие изнутри, - это злые проявления падшей и греховной природы человека. (стр. 211)
26 А женщина была гречанка… она просила Его, чтобы Он изгнал беса из ее дочери.
27 И Он сказал ей: Дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб детей и бросить собачонкам (то есть ей). (стр. 212)

ПМ: Иисус считал деление людей на своих и чужих (возможно – расизм) нормальным явлением. Причем чужие у него – унизительно – собачонки. Он возвышает одну (еврейскую) нацию над остальными. Возможно, что фашизм и коммунизм вышли из христианства, собственно они и возникли на христианской территории, и являются его ветвями.

ГЛАВА 8
Комм. Евангелие: 15 Закваской фарисеев было их лицемерие, а закваской Ирода была его развращенность и несправедливость в политике. (стр. 214)
24 Вижу людей, потому что вижу их как деревья и они ходят.
Комм. Евангелие: 26 Раб Божий не стремился к известности. (стр. 215)

ПМ: Господь не мог не знать, что вылеченные им люди расскажут о нем. Видимо, он хотел быть непричастным к собственной популяризации. Так и любому человеку не надо говорить о себе, о своих достоинствах, достижениях, наградах. Это лишнее.

31 Сын Человеческий должен многое претерпеть и быть отвергнут старейшинами, главными священниками и книжниками, и быть убит, и через три дня воскреснуть.

ПМ: Путь к идеалу есть, но что значит – Воскреснуть? Если умер, то настоящего Воскресения быть не может. Может «умер» в переносном смысле, то есть изменился? Но тогда размерность евангельского дня гораздо больше дня.

35 Ибо, кто хочет спасти свою душу-жизнь, тот потеряет ее, а кто потеряет свою душу-жизнь ради Меня и благовестия, тот спасет ее. (стр. 216)

ГЛАВА 9
10 И они удержали это слово, обсуждая между собой, что значит воскреснуть из мертвых. (стр. 217)

ПМ: Получается, что вера в победу идет впереди самой победы. Без веры нет победы, поэтому надо сторониться людей, убивающих веру в победу, какими бы добрыми они ни казались.

35 Если кто-нибудь хочет быть первым, пусть будет из всех последним и слугой всех.
 
ПМ: Слуга – человек, порождающий необходимость в своем присутствии, поскольку от его действий зависят окружающие. Эта зависимость и определяет первенство. Если Некто от кого-то зависит, то он уже не первый.

Комм. Евангелие: 37 Спаситель-Раб стал един с юными детьми. (стр. 219)
40 Кто не против нас, тот за нас.
42 Кто послужит преткновением для одного из этих маленьких людей, которые верят в Меня, тому лучше, если ему на шею наденут большой жернов и бросят в море. (стр. 220)
Комм. Евангелие: 42 Предостережение ученикам, чтобы они не послужили преткновением для кого-либо из Его верующих, которые следовали за Ним иным путем.

ПМ: Нельзя своих близких вводить в потерю веры, подводить к потере веры и даже искушать – вот в чем фокус. Эти множественные искусители, какие особенно заметны среди домашних, и есть проклятие этого мира. С другой стороны, жизнь не обходится без конфликтов, любая просьба может посеять конфликт, любое слово может быть по-разному понято, о чем свидетельствует само Евангелие.
ПМ: Возможно, речь идет о преткновении с верующими во власть земную, а их множественное большинство, именно это преткновение сеял Иисус, за что и был подвергнут страшному наказанию от власти земной.

50 Соль хороша… Имейте в себе соль. (стр. 222)

ПМ: Соль, как изгоняющий зло инструмент. Соль для себя, едкость для себя, самокритичность, самоизгнание недостатков. Но подобное самоедство мало кому понравится.
ПМ: Второй смысл, какой можно уловить: речь словно бы идет о том, чтобы из себя сделать пищу пригодную. Видимо, основа отношения к человеку – в его потреблении другими. Если он нужен, если его (образно говоря) едят, потребляют – значит, он вкусен.

ГЛАВА 10
9 То, что Бог сопряг, человек пусть не разделяет. (стр. 223)

ПМ: Видимо, нельзя самостоятельно отказываться от даров Бога: от своих талантов, заложенных свыше, а может даже бросать любимое дело, любящих людей, отрекаться от того, что приносит удовлетворение жизнью и так далее. Тому, кто отказывается, более может быть не дадено.

19 Ты знаешь заповеди: «Не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, не обманывай, почитай своего отца и мать».
20 А он сказал Ему: Учитель, все это я соблюдаю с юности.
21 И Иисус, взглянув на него, проникся к нему любовью и сказал ему: Одного тебе недостает: иди; все, что имеешь, продай и отдай нищим, и будешь иметь сокровище на небе…
22 И Иисус, оглядевшись, говорит Своим ученикам: Как трудно будет тем, кто имеет богатство, войти в царство Божье! (стр. 224)

ПМ: Религия нищих. Видимо, не надо ставить богатство над собой, надо отстраняться от нажитого, чтобы оно «жило» своей жизнью, а человек – своей. Хотя бы так. Не болеть сердцем и душой за свои доходы и накопления. Потеряв дом, человек всегда найдет крышу.

29 Нет никого, кто оставил дом, или братьев, или сестер, или мать…
30 Но не получит сейчас, в это время, в сто раз больше домов, и братьев, и сестер, и матерей… - вместе с гонениями, а в грядущем веке – вечную жизнь.

ПМ: Не надо бояться изменений и потерь, которые следуют из предназначенной судьбы.

45 Ибо и Сын Человеческий пришел не для того, чтобы Ему послужили, а чтобы послужить и отдать Свою жизнь как выкуп за многих. (стр. 227)

ПМ: Служить чем и как? Птица приходит в этот мир, чтобы спеть песню, дать потомство, украсить полетом мир. Звуки, знаки, движения, потомство – вот основные элементы служения любого живущего. Но человек, в отличие от животного, может создавать еще и предметы и деяния, нужные многим. Видимо, поэтому люди, инстинктивно, боятся остаться вне областей служения другим. Не только из-за денег. Пока служишь – живешь. И чем больше тех, кому служишь, тем ярче жизнь.

ГЛАВА 11
13 И, подойдя к ней (к смоковнице), не нашел ничего, кроме листьев, ибо было не время смокв.
14 И, обратившись к ней, Он сказал: Пусть больше никто не съест от тебя плода вовек!

ПМ: Обида на время года странна для Иисуса Христа, но показывает, что и Он не чужд человеческих эмоций. Видимо, все должно служить исполнению сиюминутных желаний властителя. Плох тот, кто не угодил вовремя, потому что завтра его угодливость может стать не нужной.
ПМ: Чтобы канонизировать и признать человека, его нужно убить. 
ПМ: Цветы наиболее ярки и душисты перед увяданием и гибелью. 

17 Разве не написано: «Мой дом будет назван домом молитвы для всех народов»? А вы сделали его притоном грабителей.
 
ПМ: От схватки с Сатаной не скрыться, поскольку весь мир стал притоном для грабителей.

18 И услышали это главные священники и книжники и искали способа, как бы им уничтожить Его, ибо они боялись Его, обо вся толпа изумлялась его учению.

ПМ: Когда бьешь по пыльному ковру, пусть самому дорогому, то будешь осыпан грязью. Поэтому сделать чистым собственное начальство можно только с ущербом для собственной чистоты, а то и здоровья.

23 Истинно говорю вам: кто скажет этой горе: «Поднимись и бросься в море» - и не усомнится в своем сердце, а будет верить, что то, что он говорит, происходит, - будет ему. (стр. 230)

ГЛАВА 12
38 Берегитесь книжников, которым нравится ходить в длинных одеяниях и нравятся приветствия на рыночных площадях,
39 И главные места в синагогах, и почетные места на обедах,
40 Которые пожирают дома вдов и для видимости долго молятся. (стр. 235)

ГЛАВА 13
6 Многие придут под Моим именем и будут говорить: «Я Христос!» - и многих введут в заблуждение. (стр. 236)
12 И отдаст брат брата на смерть, а отец – дитя; и восстанут дети на родителей и умертвят их.
13 И будете ненавидимы всеми из-за Моего имени. (стр. 237)
34 Это как человек, который отправляется в другую страну…
35 Бодрствуйте, ибо не знаете, когда приходит Хозяин дома…
36 Чтобы, придя внезапно, Он не нашел вас спящими. (стр. 238)

ПМ: Надо быть ежеминутно готовым к уходу из привычного мира, вообще из этого мира. 

ГЛАВА 14
1 Главные священники и книжники искали способа, как бы им схватить Его хитростью и убить.
2 Они говорили: Только не в праздник, чтобы не было волнения народа. (стр. 239)
21 Горе тому человеку, через которого Сын Человеческий предается! (стр. 241)

ПМ: А может, Его предали все, а не один Иуда, или, по крайней мере, знали. В моем случае было общее согласие. Не может быть, чтобы до того как Иуда пришел к главным священникам, те не прощупывали всех двенадцать учеников Иисуса на верность.

27 И Иисус говорил им: Все вы преткнетесь, потому что написано: «Поражу пастыря, и овцы рассеются».
33 И Он взял с Собой Петра, Иакова и Иоанна и начал ужасаться и томиться. (стр. 242)
34 И говорит им: Моя душа объята печалью до смерти. Останьтесь здесь и бодрствуйте.

ПМ: Как Он понял, что час смерти его наступил именно в этот момент? Он мог еще жить, скрываясь и далее. Этот миг – был мигом максимального взлета его земной карьеры, если можно так выразиться.

35 И, пройдя немного дальше, Он пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его этот час.
Комм. Евангелие: 35 Он знал, что воля Отца состояла в том, чтобы Он умер на кресте для исполнения Божьего вечного плана. (стр. 243)

ПМ: Все молятся о жизни, предчувствуя конец. Он, как и многие, попался на удочку Господа и прошел путем к смерти, к самоуничтожению. Путь всегда имеет конец. И молиться, судя по опыту Иисуса, о спасении, пройдя его путем, дело безнадежное. Именно эффектный смертельный финиш, почему-то, выгоден Господу, провидению или судьбе.

38 Дух готов, но плоть слаба. (стр. 243)
44 А предающий Его дал им условный знак, сказав: «Кого я поцелую, Он и есть. Схватите Его и ведите под надежной охраной».

ПМ: Его не знали в лицо. Это скорее свойство газетного журналиста, писателя, который познается через тексты, чем публичного человека, оратора.

50 И все, оставив Его, бежали. (стр. 244)

Комм. Евангелие: 62 Пока речь шла о Его поступках, Спаситель-Раб не желал отвечать на ложные обвинения тех, кто выискивал в Нем вину, однако, когда речь зашла о Его божественной личности, о Его божестве, Он не стал молчать… (стр. 245)

ПМ: Вот оно: молчание – золото. Многословие с обвинителем опасно. Среди множества зерен всегда найдется бракованное. Коли есть бракованное, обвинитель скажет, что бракованное все. История Иисуса Христа говорит о том, что провокаторы в любом Человеке могут найти слабое место и получить необходимую зацепку для обвинения в чем угодно.

ГЛАВА 15
19 Они били Его по голове палкой и плевали в Него. И, становясь на колени, кланялись перед Ним.
28 И был причислен к беззаконникам. (стр. 248)

ПМ: Тем, кто «ломает» человека, мало устранить его физически, мало его убить, надо всласть поиздеваться над ним и выставить шутом.

ГЛАВА 16
9 После того, как Он воскрес рано в первый день недели, Он явился сначала Марии Магдалине, той, из которой Он изгнал семь бесов. (стр. 251)
Комм. Евангелие: 17 Говорение на новых языках – это лишь одно из пяти знамений, которые сопровождают спасенных верующих.