32. Иконописцы

Виктор Еремин
Вершиной национальной культуры Древней Руси стала иконопись XIV—XV вв. Четыре гения создали своими творениями её неувядаемую мировую славу.

Феофан Грек (ок. 1340 — ок. 1410). Он приехал на Русь из Византии ок. 1370 г. Работал в Новгороде и Москве. Его манера и техника письма во многом определили характер новгородской школы иконописи. Единственное сохранившееся монументальное творение художника — роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. В Москве вместе с Прохором из Городца и Андреем Рублёвым Грек расписывал Благовещенский собор.

Андрей Рублёв (ок. 1360 — 17 октября 1428). Жизнь художника покрыта мраком тайны. Не известно даже его мирское имя, и идёт вечный спор о происхождении — из богатой или из бедной семьи вышел монах. Доподлинно известно только то, что постригся он в Троице-Сергиевом монастыре под именем Андрей. Начинал с росписи Благовещенского собора в Кремле, потом расписывал Успенский собор в Звенигороде и вместе с Даниилом Чёрным — Успенский собор во Владимире. Самое прославленное творение Рублёва — «Святая Троица», было создано в первой четверти XIV в. Впрочем, вся известная по источникам жизнь художника укладывается в указанную четверть века. Умер Рублёв при моровом поветрии, когда расписывал Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве.

Даниил Чёрный (ок. 1350 — 1428). О нём вообще ничего не известно, кроме того, что работал вместе с Андреем Рублёвым и возрастом был старше его примерно на 30 лет, почему считается учителем гения. Умер в одно время с Рублёвым. Знамениты фрески Даниила в Успенском соборе Владимира и в Троице-Сергиевой Лавре.

Дионисий (ок. 1440 — между 1502 и 1523 гг.). Признан ведущим мастером московской школы иконописи XV в. Сохранились его первые росписи церкви Рождества Богоматери в Пафнутьево-Боровском монастыре неподалёку от Калуги (XV в.). Много работал в провинциальных монастырях: Иосифо-Волоколамском, Спасо-Каменном и Павлово-Обнорском под Вологдой, в Ферапонтовом монастыре на Белоозере.

Вставка 1

Исследователи предполагают, что Феофан Грек создал первый в России иконостас, где святые изображены в полный рост (Благовещенский собор Московского Кремля). Его кисти возможно принадлежат Донская икона Божьей Матери.

Вставка 2

Иван III позвал Дионисия расписывать Успенский собор в Московском Кремле. Когда по окончании работ царь, бояре и духовенство зашли в собор, то «видя превеликую церковь и многочудную роспись, мнили себя, как на небесах стоящими…»1)