Печальный опыт славной Америки

Михаил Гонопольский
Национальная идея, в общем, включает в себя констатацию того, что а) имеется, и то, чем б) не стыдно поделиться с другими.

Раньше стыдиться вообще было нечего, потому что наделять других своими понятиями принято было силой.
Средство было простое и интуитивно понятное.

Все сводилось к принципу «кто кого».
Греки, если точнее, афиняне, распространяли демократию.
Римляне – порядок и государственность. У них было чем поделиться в смысле национальной идеи.
А те, кто хотел просто жить, или же не было у них чего дать другим, жили по принципу «чем богаты, тому и рады», перебирая как четки список национальных особенностей и богатств.

Два этих принципа: «кто кого» и «чем богаты» — всегда работали. И все было всем понятно.
Стало непонятно совсем недавно, буквально чуть ли не вчера. Выяснилось, что тех, «кого» хочется, уже лучше не трогать: степень интеграции вдруг оказалась такая, что тронь — тебе же хуже будет.

Когда ресурсы – у тебя, деньги, чтобы использовать эти ресурсы – у другого, а необходимые для этого технологии – у третьего, и потребности в продукте, который ты мог бы произвести из своих ресурсов – не столько у тебя, сколько у других, и за деньги, которые ты выручишь за продукты, которые ты когда-то произведешь из своих средств на деньги второго с использованием технологий третьего, ты уже задолжал четвертому, пятому, … короче, многим другим, не говоря уже о первых двух, — тогда трогать друг друга можно только неподдержкой резолюций и то после утомительных взаимных консультаций.

Вот так.
Да и «чем богаты» резко подешевело. Даже в смысле национальных идей.
Раньше, например, ты мог сколько угодно манить молодежь других стран малодоступными им пестрыми игрушками и выпяченными подбородками своих суперменов, называя все это плодами свободы и демократии.
Когда же ушли на сувениры обломки  стен и кануло в приватизацию железо занавесей, которые отделяли их от тебя, все увидели, что за дорогим идеалом свободы скрывается дешевое желание расширения рынков.

Но если бы только высокие идеи...
Тем более что в мире вдруг обнаружилось очень много людей, которые совершенно не прилипчивы к твоим идеям. Просто по природе своей.
Так что, кризис идеи – это полбеды.
Страшнее оказалось другое.

Американцы под гром и блеск национальной идеи сделали себя мировым валютным и банковским центром, скупили все технологии и лучшие мозги.
И в результате ценность всех этих богатств падает на глазах!
Потому что, как выясняется, главное, все-таки, — спрос и производство.

Мозги произрастают везде. Технологии сами по себе несъедобны.
А вот спрос, вдруг оказывается, силен своим количеством. Никакой качественный спрос его не перевесит и богатства не создаст.
Тот, кто как Китай сможет наладить производство для удовлетворения количественного спроса, пусть даже совсем простого, тот и станет центром мира.

Станет накапливать деньги, ему реально потребуются технологии. И они придут к нему, потому что он за них заплатит.
И деньги у него будут реальные, а не гарантийные бумаги, на шелесте которых будет якобы основываться производство и жизнь остального мира, как это думали раньше американцы.
Думать-то думали, но нашлись такие, кто понял: чтобы сделать Америку "грейт эгейн", нужно самим руцями работать. Производить, а не просто стричь купоны.

Таким образом, «чем богаты» – тому уже не рады.
Американские запасы лучших мозгов, информации и информтехнологий стали подобны, как и любые запасы, пересыпанной нафталином мягкой рухляди в бабушкиных сундуках. Удивительно, но факт.
Богатым оказывается не тот, не у кого есть, а тот, который может дать другим.

Американцы забыли об этом – и из народа будущего стали народом прошлого.
А ведь в свое время именно они взяли мир голыми руками как раз  тем, что дали ему то, что нужно для развития.
Дали идеалы и модели будущего.

Когда все остальные еще путались в складках мантий своих королевских династий и без родового герба в кафе показываться стеснялись, этот молодой, энергичный народ предложил всем эталоны жизни, к которой мир пришел уже в выпотрошенном войнами двадцатом веке.
Эталон человека – свободной личности, добивающейся всего своим трудом.
Эталон взаимоподдержки свободного общества и его членов.
Эталон всех ценностей в мире – доллар.

Они технологизировали, разобрав на молекулы и элементарные механизмы, все что можно и что нельзя.
От производства вина до производства смеха.
Они дали Германии, Европе и Японии после войны средства и технологии – развивайтесь.

Но все это великолепие патернализма, вся их национальная идея гаранта и ключевого фактора развития засбоила и поблекла по одной, пока еще малопонятной, причине.
Случилось это всего лишь потому, что делали они все только для себя, а не для всеобщего процветания.
 
Во многом, понятно, в противоборстве с «империей зла», тянущей щупальцы наружу из-под железного занавеса.
Но  в конечном счете — для себя.
Бледной копией подобного «альтруизма навыворот» была помощь, оказываемая этой самой империей, СССР, «прогрессивным» режимам и странам «народной демократии».

Поэтому, когда в будущем народы мира придут к пониманию, что национальная идея у каждого из них, оказывается, не в констатации своих особенностей, а в миссии.
И что миссия у всех одна, - ведь выжить на Земле можно только во взаимопомощи.
Пусть помнят тогда печальный опыт славной когда-то Америки: помогая другому, не делай это ради себя.