Чего мне не хватает в Фаусте Гете

Инга Сухоцкая
С разными «тебя не спросили, «ишь, выискалась», «скромнее надо быть» и пр. – согласна совершенно. С правдой спорить глупо. Но есть еще чувство, что «Фаусту» Гете третьей части не хватает, вернее, - третьего персонажа.

Первый – гомункул. Едва появившись на свет из пробирки, все-то он знает, на все у него ответы есть. Так бывает с подростками, которые уверены, что все им открыто, все ведомо настолько, что весь мир готовы научить любым премудростям. Только дремучих дураков много, которые слушать не готовы, понять не хотят. А ежели найдется тот, кто прозрения  молодости оценит, Фауст какой-нибудь…   

Впрочем, сам Фауст в этом ряду – второй персонаж, уже постарше. Ищет всезнания. Чуть от юности отошел, - сразу догадался, что не все знает. Сделавший разум страстью, а страсть разумом, – он готов внимать и Мефистофелю, и гомункулу,  только б утолить свою страсть.

Третий, - его-то мне и не хватает – мудрец, богатый знаниями и сединами, убежденный в том, что ничего не знает, помогающий спасительными советами и добрыми словами.

Правда, если  задуматься: это у гомункула с Фаустом и Мефистофелем есть о чем поговорить. А чем такого мудрец заденешь? «Я знаю все», - скажет первый.
- Рад за вас, молодой человек, - ответит старик, - я тоже когда-то знал все.
- Вам казалось, а я действительно знаю! - вспыхнет юнец.
- Ну дай вам Бог, дай вам Бог, - какой же мудрец будет спорить с самоуверенностью, присущей юности. Да и спорить вообще!

Еще менее поводов для разговоров у этого мудреца было бы с Фаустом.

Может, поэтому и правильно, что нет его у Гете. И все-таки хочется, чтоб он где-нибудь был!