5. Толчок к принятию решения

Владимир Зезиков
          Прошло пару месяцев, но дед так и не решился заглянуть в пещеру. Он, как обычно, ходил на работу, занимался с внуком математикой и удивлялся его сообразительности. Однажды в почтовом ящике Владимир Ильич нашёл очередную газету «Анапа». Иногда, неизвестно кто разносил эту газету и разбрасывал по почтовым ящикам.

          Дед принёс газету в дом и, усевшись за столом, начал просматривать последние новости происшедшие в городе. И вдруг, что–то его насторожило. Он прочитал заметку ещё раз и потерял покой. Тогда он прочитал заметку вслух жене и для себя, что бы глубже её осмыслить.

          «В Анапе планируется построить международный морской торгово-пассажирский порт «Навагир» по аналогии строительства порта в городе Адлере.

                В основе проекта строительства порта заложена идея создания скоростной железнодорожной магистрали, которая может связать Европу с Кубанью, Сибирью, Каспийским регионом и Азией. Соединит две железнодорожные ветки паромная переправа Анапа — Варна. Это наиболее короткий путь - 8 часов морем, минуя проблемные проливы.

          Развитие международных транспортных коридоров, проходящих через территорию России, – одна из приоритетных задач для расширения участия в международной торговле. В зоне тяготения к коридору «Север-Юг», его ответвлений, расположены морские порты на Черном и Азовском морях: Новороссийск, Туапсе, Кавказ, Темрюк, и развивающийся морской порт Тамань. Создание порта «Навагир» в Анапском районе также направлено на участие в выполнении поставленных Правительством России задач по развитию инфраструктуры морских портов, созданию на их территории современных контейнерных терминалов, развитию припортовых центров, увеличению пропускной способности автомобильных и железнодорожных путей. Проект предусматривает создание международного порта для обеспечения непрерывного пассажирского и грузового контейнерного потоков с современной производственной инфраструктурой, включая транспортно-логистический комплекс: строительство автомобильной и железной дорог, причалов морского порта, пограничных пунктов пропуска, а также объектов социальной и информационной инфраструктуры, систем управления и безопасности деятельности транспортного комплекса, внедрения современных технологий и оборудования».

          - Танюша. Ну и накуролесили. Что-то здесь не то, раз так витиевато пишут.  А интересно где же будут строить этот самый порт? В центре города-то строить негде. Да, и бухта там мелкая.

          - Да ты читай дальше, может там  написано, где будут строить, - ответила Татьяна. Дед продолжил читать;
«Для России порт «Навагир», как транспортная составляющая программ реализации задач ЕврАзЭС», включает в себя: чистый грузовой порт по перевалке сухих грузов: контейнеров, ж/д вагонов пассажирского и грузового назначения, автомобилей грузовых и легковых; грузооборотом 2 млн.т/год; - морскую паромную переправу из Европы — Варна - до порта «Навагир» г. Анапа; - железнодорожный путь - из Европы через паромную переправу в Анапу, далее по России и в Азию; - автомобильную дорогу от г.Анапа на Северный Кавказ, в центральную Россию и в Азию; - логистический центр в 35 км от г. Анапы; пассажирский порт в составе марины и причала для яхт и маломерных судов, причала для пассажирских судов»

          - Ого! Сколько они задумали-то. Интересно, сколько это будет стоить?

          - Да не мало. А ты что считаешь чужие деньги?

          - Да это деньги–то не чужие, а народные. Под эту стройку они у нас ещё что-нибудь отберут, или ещё какой-нибудь налог придумают.

          - Да читай уже,- сказала жена и приготовилась слушать.

          «Создание Логистического центра в районе ст. Гостагаевской и присоединение его к общему комплексу способно значительно увеличить объемы перевозок за счёт повышения технологичности транспортных процессов и совмещении морской, железнодорожной и автомобильной составляющих. Необходимая сумма вложений на текущий момент составляет - 2 500 000 000 евро: - морской порт с причалами, портовыми сооружениями, коммуникациями, защитными объектами — 1 500 000 000 евро: - логистический центр с автодорогами, железнодорожными путями и сооружениями -1 000 000 000 евро. Период изысканий и проектирования 1 год, Срок строительства 3 причалов 3 года. Для проекта целесообразна форма инвестирования в виде проектного финансирования. Срок окупаемости инвестиций 6 лет».

          - Так они такими темпами всю Анапу снесут. Кто-то обогатится, а нам конец, - констатировал Владимир Ильич.

          - Давай читай дальше, - беспокойство деда перешло и к этой милой женщине. – Я вчера слышала в автобусе, что в Анапе будут строить порт по перевалке ядерных отходов из Болгарии, но не поверила. А, очевидно, это и есть тот порт, как его «Навагир» через который и планируют эти отходы переправлять.

          «Контакты, - читал дальше дед. – Ну, здесь одни цифры. Да -  Председатель Совета Директоров Городько Нина Анатольевна, то бишь - женщина. А там где женщина, там жди беды», - констатировал Владимир Ильич. Когда-то он был морским офицером, и, соответственно, по морской традиции, воспринимал женщин настороженно, тем более во власти.

          Дед стал читать дальше. Правда голос у него стал тихий и какой-то дрожащий. Не за себя он беспокоился, а за дочку и внука.

          «Подготовлено:
          1. Собрана картография и земельный кадастр, сделаны согласования с АзЧерРыбВодом, СЭС, МЧС, РЖД, СНГ и др.

          2.Совместно с Краснодарским отделением ж/д найдены технические решения и радиусы для строительства двухколейной железной дороги с тоннелями от порта до ж/д станции Гостагаевская. Подобрано место для реконструкции станции. Длина отрезка ж/д пути составляет 35 км.

          3.Определено место строительства логистического центра - контейнерного терминала по типу «сухой порт» (погрузка-разгрузка, таможенная процедура, прямо на судно и обратно) в районе ст. Гостагаевской.

          4 Выполнено ТЭО на две очереди, ожидаемая стоимость 2,5 миллиарда евро.

          5. Разработан проект ОВОС- ожидаемое воздействие на окружающую природную среду.

          6.На декларацию о намерениях получены замечания Минтранса РФ.

          7.Получены предварительные согласия от потенциальных европейских и российских участников проекта и инвесторов»

          - Да. Конец Анапе,- сделал вывод Владимир Ильич.- Если построят такой порт в городе, то Анапа не будет уже городом – курортом, всё загадят и везде будут многочасовые пробки. И нам придётся отсюда подаваться обратно в великую Сибирь.

          - Да! Придумал тоже в Сибирь. Еле оттуда уехали и обратно в минус пятьдесят. Я уже отвыкла от холода. Может и не построят порт. Откуда они такие деньги-то возьмут.

          - «Строительство причала будет выполнено немецкой фирмой «Хохтиф» по европейским технологиям: - глубина у паромного причала 18 м; - у причала для ХАБО-контейнеров глубина от 28 м и далее; - у входа в акваторию порта глубина 32 м; - далее фарватер 48-52м; что позволяет принимать суда до 40 тыс.т. Строительство контейнерных причалов по европейскому типу. На один паром помещаются 108 вагонов (три парома в день), или 85 автомашин TIR (один паром в день), или 500 легковых авто (два парома в день). Скоростные поезда могут быть пассажирские и грузовые – спецконтейнерные».

          - Вот и до главного дошли. Действительно, ядерные отходы из Болгарии вывозить порт-то нужен. Вон, слышишь, какое словечко-то придумали – «грузовые – спецконтейнерные»,- сокрушался Владимир Ильич.

          «Место, расположенное в Анапском районе у подножья Навагирского хребта (гора Лысая у села Су-Псех) в 6 км от Анапы, отвечает всем требованиям для безопасного мореплавания: - незамерзающее море; - круглогодичная навигация; - отсутствие интенсивного судоходства; - ровное, каменистое дно; - нет скал, нет камней, нет затонувших кораблей; - большие глубины: - уже в 200 м от берега начинаются 15 метровые глубины»

          - А вот, пожалуй, и самое главное, «у горы Лысой». А у этой горы-то как раз мы с тобой и живем. Снесут наш дом к чёртовой матери. Да здесь и фотография компьютерная этого порта есть. Большой, паразит. Только не понять, наш дом останется или снесут.

          Задумался дед. Обидно ему стало, что его пещерку кто-то найдёт. А вдруг там, действительно, есть, что-нибудь. Надо, наверное, осмелиться, да пройтись по ней, чтоб не так обидно было.