Опросы стариков-староверов Причудья показывают, что они (и раньше были) совсем не против светского образования. Единственным их условием было, чтобы п р е ж д е их дети выучили ц е р к о в н у ю грамоту, а затем пусть изучают всё что угодно. Такое их желание, во времена буржуазной Эстонии, выполнялось и в русских светских школах Причудья. Образование детей в начальной школе начиналось с уроков “Слова Божьего”, с церковной грамоты.
В чём смысл их желания-требования?
Если кратко, то он заключается в особенностях церковной Кириллицы и методах обучения грамоте! Обучение подразумевало не просто умению ч и т а т ь , в смысле о з в у ч и в а т ь буквы и слова, а именно в Г р а м о т е , в смысле распознавать информацию и о б р а з ы , заключённые в отдельных буквах, слогах и словах
А подробнее...
1. Главная особенность церковной Кириллицы
Кириллические церковные тексты, в отличие от современного русского письма, обладают рядом принципиальных отличий.
В первую очередь, слова в них представлены не в привычном для нас “развёрнутом” виде, а в сокращённом (“свёрнутом”, “упакованном”) виде! Приблизительно так, как мы, в наше время, сокращаем слова “КВН” или “СССР”, пишем только начальные буквы слов, входящих в данный сокращённый термин. А отличие заключается только в том, что в современных словах под одной буквой, в сокращённых терминах, можно понимать л ю б о е слово, начинающееся на эту буквы. Так, например, в слове “СССР” первая буква “С” означает - “С-оюз”, вторая “С” - “С-оветских”, а третья “С” - “С-оциалистических”...
А вот в церковной Кириллице за каждой буквой закреплено только о д н о строго определённое её “Имя”(название, ключевое слово). Поэтому в любом термине, их следует читать так, и только так, как установили Кирилл и Мефодий. Все остальные прочтения и толкования, которыми напичкан современный интернет, являются “неканоническими”, и к расшифровке древних текстов, написанных Кириллицей (в том числе и библейских), строго говоря, никакого отношения не имеют. Они из теории “Выдумляндии”, “взяты с потолка”, “высосаны из пальца”, или придуманы “глядя на свой пуп”!
А в ситуациях, когда одному звуку должно соответствовать несколько разных значений (смыслов), таким звукам соответствуют и н е с к о л ь к о различных написаний, различных букв-графем. Так звуку “о” соответствуют т р и разных графических знака - “Ок” (Он великий), “Ом” и “Он”. Все три буквы-графемы озвучиваются одинаково (как “о”), но соответствуют трём совершенно разным словам-именам. Главное удобство Кириллицы - в ней каждой букве соответствовало только о д н о “Имя” (Имя= Иже Мыслете “Я” = что Я означаю) только о д н о значение, только о д и н смысл. Поэтому смысл кириллических тестов получается чётким и о д н о з н а ч н ы м !
2. Вторая особенность - буквы гласные и согласные
Как сообщает сам Кирилл, находясь в Корсуни (Херсон), он приобрёл Евангелие и Псалтырь “...русьскими письмены писано,...” Наряду с прочим особенностями, его поразило наличие в них “ различна писмена, гласная и согласная”, т.е. наличие гласных и согласных з н а к о в! ”...и мнози ся ему дивляху”...
Почему его это так удивило?
Дело в том, что в те времена в мире широко применялось консонантное письмо, на базе, например, еврейского и арабского алфавитов, в которых гласных знаков вообще н е б ы л о (только согласные и огласовки), а в алфавитах с гласными, под последними понимались только гласные з в у к и, и ничего больше! Например, в эстонском языке они так и называются “полные” и “сопутствующие” з в у к и !
В “Роуськом” же алфавите, присутствуют уже гласные и согласные “п и с ь м е н а”(!), т.е. з н а к и (смысловые знаки)! Причём сами их названия, “гласные” и “со-гласные”, чётко указывают на их смысл, на их ф у н к ц и и :
“Глас-ные” - гласят ( предрекают, предписывают) что делать следует, а
“Со-Гласные” - согласны это делать, и и с п о л н я ю т предписания гласов!
А это уже не просто звуки, а знаки несущие очень важную информацию!
Кроме консонантного имелось в наличие и слоговое письмо...
3. Плюсы и минусы консонантного и слогового письма.
Хоть это и не по теме, но думаю в этом месте имеет смысл напомнить, в чём преимущества и недостатки консонантного письма.
В консонантном письме выписывают только согласные. Таким образом, в каждом слове, из набора согласных, формируется, как бы, “команда исполнителей” приказов свыше (гласов).
С другой стороны, список “команды” в виде смысловых согласных, представляет собой широкий п е р е ч е н ь действий, которые с п о с о б н а совершить эта команда, в таком составе, меняясь местами. А это означает, что вставляя между ними различные гласные, и переставляя буквы (“членов команды”) местами, мы будем получать в с е возможные операции (действия) на которые способна эта команда. Так, например, возьмём консонантное сочетание “ГЛС” (Глагли-Людие-Слово). Из него укзанными выше приёмами можем получить:
ГЛаС - предписание свыше,
ГоЛоС - средство звуковой передачи информации,
ГаЛС - курс следования в соответствии с предписанием,
СЛоГ - часть слова,
СоЛоГ (соложить) - метод формирования слова сложением слогов,
ЛоГоС - источник гласов,
и т.д.
Как видим, консонантные слова, в сжатом виде, содержат в себе целые б л о к и понятий, позволяют ещё в большей степени, “упаковывать” информацию, представлять её в более компактном виде…
Однако и недостатки чтения такого письма тоже очевидны...
С другой стороны, имелись и с л о г о в ы е рунические алфавиты типа харийской Каруницы или Буковник Всеясветной Грамоты. В них знаки могли означать сразу слоги. Читать удобно, но таких знаков требовалось гораздо больше. В харийской Карунице, например, имелось только основных 144 знака, плюс несколько десятков дополнительных! А в Буковнике Всеясветной Грамоты (говорят) их вообще насчитывается тысячи!
И это, когда нормальные русские люди всего лишь 33 буквы своего алфавита освоить не в состоянии…
Кириллица же, на фоне консонантного и слогового писем, выглядит как “золотая серединка” между ними. Она позволяет как сворачивать слова, так и разворачивать слова!
Однако для этого необходимо овладеть искусством “буквального” (по буквам) “с л о г о в о г о “ чтения…
По этой причине, в церковном обучении грамоте, требовалось вначале научиться читать слова т о л ь к о по буквам! Затем, только после полного освоения “буквального” чтения, разрешалось читать по слогам! И только после освоения слогов, и слогового чтения, разрешалось читать текст словами.
Правда на практике это не всегда выполнялось. Но сам п р и н ц и п организации обучения представляет огромный интерес!
В чём тут фишка?
В устройстве нашего “двухкамерного” сознания, наличия в нём сознания и подсознания. И в особенностях их совместной работы.
4. Сознание и подсознание
Сознание и подсознание, с точки зрения нашей темы, отличаются быстродействием и наличием или отсутствием контроля и анализа поступающей информации.
Сознание - работает сравнительно очень медленно, но зато обладает системой анализа и контроля поступающей информации. Прежде, чем принять информацию оно её анализирует на достоверность. Может принять к исполнения, а может и игнорировать...
А подсознание - работает очень и очень быстро, но при этом все команды принимает к исполнению без раздумий и сомнений…
Например, когда ребёнок учится ходить, то он обдумывает и анализирует каждый свой шаг. Поэтому двигается очень медленно. А когда он шаги освоит, то отработанная программа шагистики, многократно выверенная, спускается в закрома подсознания.
После этого человек уже может “не думая над каждым шагом”, не только ходить но и быстро бегать и прыгать. Его быстрое подсознание позволяет ему прокручивать программу шагистики гораздо быстрее…
Нечто аналогичное получается и при обучении кириллическому чтению.
На первом этапе ученик (медленно) читает по буквам, называя каждую букву своими именами. При этом он успевает даже представить их смысл и о б р а з ы ! Каждое слово предстаёт перед ним “ в б у к в а л ь н о м с м ы с л е этого слова”! В “распакованном” несокращённом виде” !
Когда же он в совершенстве освоит чтение по буквам, программа “буквального чтения” будет переместиться в быстрое подсознание. Теперь, при чтении л ю б о г о термина, быстрое подсознание, автоматически будет успевать “распаковывать” - расшифровывать “буквальный” его смысл…
Например, когда ученик прочитает термин “Господь”, подсознание ему, за это же время, на подсознательном уровне, успеет выдать “б у к в а л ь н ы й” смысл этого слова:
“Глаголет-Он-Слово-Покоя-Он-Добро-Есть-(по)Рождающий...
Здесь важно отметить, что правилам “буквального” чтения подчиняются не только русские слова, но и подавляющая часть иностранных! (Поскольку у большинства слов происхождение именно руническое!)
Нечто аналогичное наблюдается и со “слоговым” чтением...
5. Преимущества и недостатки буквального и слогового чтения
Главным преимущество “буквального” освоения грамоты заключается в том, что человека не просто умеет о з в у ч и в а т ь слова, но и автоматически раскрывает и осваивает их в н у т р е н н и й (сакральный) смысл! Причём совершает это на п о д с о з н а т е л ь н о м уровне, на уровне Души. Поэтому и религиозные знания о духовности и нравственности, у них откладываются тоже в п о д с о з н а н и и ! Отсюда и внутренний “духовный стержень” у староверов. Их вера не в голове, а в Душе, в подсознании…
Однако следует признать, что у буквально-духовного чтения есть и существенный недостаток. Прекрасно существуя не духовно-подсознательном уровне, не каждый обладатель таких знаний может вывести из оттуда на уровень логики физического сознания, и логично-образно рассказать о них...
Дело в том, что для большинства духовных понятий (теретических, абстрактных, идеальных) как я объяснял ранее, в предыдущей публикации, в нашем мире, приличных аналогов-образов н е с у щ е с т в у е т ! Их возможно отображать только теоретически-абстрактно! Как, например, теоретические идеальные линии и углы геометрии, которых в реальной жизни нет! Но по которым создаётся вся реальная техника...
И вот именно такая теория (абстрактно-идеальная) в церковном образовании напрочь отсутствует! Поэтому передавать логические основы, например, Христианства и тем более рунического (ведического) Православия крайне сложно. Практически невозможно!
По этой причине, даже самые осведомлённые религиозные учителя и духовные наставники не могут логически- образно объяснить даже самые простые исходные понятия. Например:
Что означает знак “титло”, в виде ступеньки над буквами”
Зачем введена буква И-двадцатиричное (И-Нить, I- с двумя точками) если уже имеется число-буква “К” с числом 20, и какая “нить” упоминается в её имени ?
Где на Кресте находится “Царствие Божие”?
и т.д.
6. И каков же выход?
На мой взгляд нужно обратиться к теории. Там на все эти вопросы имеются простые, образные ответы. Например
На рис.1 изображён (теоретический) кириллический круг-цикл развития, на нём прекрасно видно, что знак титло ( в виде ступентки) символизирует с т у п е н ь к у развития!...
Коротко и чётко! Простенько и со вкусом!
На рис.2 приведено простейшее (теоретическое) изображение Мiра, в виде четырёх-точечного тетраэдра. Его с и м в о л и ч е с к и й вид на плоскости принято отображать в виде креста в круге, как на рис.4. Синяя вертикаль представляет собой ось Иерархии, а красная горизонталь - ось развития в Ширь....
Рис.3 и 4.
В десятичной системе счисления вертикаль развития Иерархи принято делить не десять у р о в н е й (развития) и помечать буквами Кириллицы от Аз до I-десятичной. А на уровне “I” развитие происходит уже в ширь, причём на одном и том же уровне Иерархии “I”. Поэтому здесь десять этапов развития тоже нумеруются теми же самыми десятью начальными буквами Кириллицы, но уже с приставкой “I”: а-итое, в-итое, г-итое... и т.д.
Кстати, по такому принципу индексируются величины и в современной высшей математике…
Десятой позиции в этом ряду должна соответствовать число 20, что в буквенном выражении даёт “ii”, или “I”-с двумя точками…
Очевидно буква “И-Нить” (И с двумя точками, двадцатиричное) соответствует числу 20, но относится не к вертикали Иерархии. Она введена, чтобы не путать точку “Како”(20), относящуюся в вертикали Иерархии, с точкой “I(20)” , относящуюся к горизонтальной “Нити”. Из этой точки процесс направляется к пятой центральной точке системы, вглубь, к её я д р у. В атоме это Я д р о , а в солнечной системе это Солнце - Ярило (Я Рцы Иже Ло = Я которое изрекает программу для построения следующего тетраэдра.)
На рис. 5,6,7 приведены иллюстрации поясняющие откуда теоретически возникла десятеричная система счисления. Которую в инете тоже часто называют выдуманной, в природе отсутствующей...
На рис.5 приведён полный рисунок мандалы Инь-Янь. На внутреннем круге изображены два полюса Начал: начало Света и начало Тьмы, а также их развитие. А на внешнем круге мы видим некие “черты и резы”. Если энергии Света и Тьмы обозначить, как на рис.7, то наборы “черт и рез” окажутся координатами вершин Куба Жизни, причём с подробным описанием соотношений в них Света-Тьмы.
Сама же схема точек в виде 2+8 очевидно заимствована из п р и р о д ы электронных оболочек атома рис.6. На первой орбите 2 электрона, это оболочка “солнечного” атома нейтрального газа Гелия (от слова Гелиос (Солнце), а на второй орбите - восемь электронов, всего 10. Это электронная оболочка (тоже нейтрального) атома Неона (Неон = “Н” Есть Он)...
Как видите, с теоретической точки зрения тут нет ничего сложного…