Кириллица буквы, слоги, слова, предложения

Александр Скороходов
      Опросы стариков-староверов Причудья показывают, что они  (и раньше были) совсем не против светского образования.  Единственным их условием  было, чтобы  п р е ж д е    их дети  выучили    ц е р к о в н у ю   грамоту, а затем пусть изучают  всё что угодно.  Такое их желание, во времена буржуазной Эстонии,  выполнялось и в русских светских школах Причудья.  Образование детей в начальной школе начиналось с уроков “Слова Божьего”,  с церковной грамоты.
    В чём смысл их желания-требования?
   Если кратко, то он заключается в особенностях церковной Кириллицы и  методах обучения грамоте! Обучение подразумевало не просто умению   ч и т а т ь , в смысле  о з в у ч и в а т ь  буквы и слова,  а именно в  Г р а м о т е , в смысле распознавать  информацию и   о б р а з ы ,  заключённые в отдельных буквах, слогах и словах
 А подробнее...

                1.   Главная особенность церковной Кириллицы

    Кириллические церковные тексты, в отличие от современного  русского письма, обладают рядом принципиальных отличий.
     В первую очередь, слова в них  представлены не в  привычном для нас  “развёрнутом” виде, а в сокращённом (“свёрнутом”, “упакованном”) виде! Приблизительно так, как мы, в наше время, сокращаем слова  “КВН” или “СССР”, пишем только начальные буквы слов, входящих в данный сокращённый термин.   А отличие заключается только в том, что в современных словах под одной буквой, в сокращённых терминах, можно понимать   л ю б о е    слово, начинающееся на эту буквы. Так, например,  в слове “СССР” первая буква “С” означает - “С-оюз”, вторая “С” - “С-оветских”, а третья “С” - “С-оциалистических”...
      А  вот в  церковной Кириллице за каждой буквой закреплено только   о д н о    строго определённое её “Имя”(название, ключевое слово). Поэтому в любом термине, их следует читать так, и только так, как установили Кирилл и Мефодий. Все остальные прочтения и толкования, которыми напичкан современный интернет,  являются  “неканоническими”, и к расшифровке древних текстов, написанных Кириллицей (в том числе и библейских), строго говоря, никакого отношения не имеют.  Они из теории “Выдумляндии”, “взяты с потолка”,  “высосаны из пальца”, или придуманы  “глядя на свой пуп”!

     А в ситуациях, когда одному звуку должно соответствовать несколько разных значений (смыслов),  таким звукам соответствуют и   н е с к о л ь к о  различных написаний, различных букв-графем.  Так звуку “о” соответствуют  т р и   разных графических знака - “Ок” (Он великий), “Ом” и “Он”. Все три буквы-графемы озвучиваются  одинаково (как “о”), но соответствуют трём совершенно  разным  словам-именам. Главное  удобство Кириллицы - в ней   каждой букве соответствовало только  о д н о   “Имя” (Имя= Иже Мыслете “Я” = что Я означаю)  только   о д н о  значение, только  о д и н  смысл. Поэтому  смысл кириллических тестов получается чётким и   о д н о з н а ч н ы м ! 

                2.  Вторая особенность - буквы гласные и согласные

      Как сообщает  сам  Кирилл, находясь в Корсуни (Херсон), он приобрёл  Евангелие и Псалтырь “...русьскими письмены писано,...”  Наряду с прочим особенностями, его поразило  наличие в них “ различна писмена, гласная и согласная”, т.е.  наличие гласных и согласных   з н а к о в!  ”...и мнози ся ему дивляху”...
    Почему его это так удивило?
    Дело в том, что в те времена в мире широко применялось консонантное письмо, на базе, например, еврейского  и арабского алфавитов, в которых  гласных знаков вообще    н е   б ы л о   (только согласные и огласовки), а в алфавитах с гласными, под последними понимались только  гласные   з в у к и, и ничего больше! Например, в эстонском языке они так и называются “полные” и “сопутствующие”  з в у к и ! 
     В “Роуськом” же алфавите, присутствуют уже гласные и согласные  “п и с ь м е н а”(!),  т.е. з н а к и  (смысловые знаки)! Причём сами их названия, “гласные” и “со-гласные”,  чётко указывают на их смысл, на их   ф у н к ц и и :
 “Глас-ные” -  гласят ( предрекают, предписывают) что делать следует, а
 “Со-Гласные” - согласны это делать, и  и с п о л н я ю т предписания гласов!
   А это уже не просто звуки, а знаки несущие очень важную информацию!
Кроме консонантного имелось в наличие и слоговое письмо...

            3.  Плюсы и минусы консонантного и слогового письма.

   Хоть это и не по теме, но думаю в этом месте имеет смысл напомнить, в чём преимущества  и недостатки консонантного письма.
    В консонантном письме выписывают только согласные. Таким образом, в каждом слове, из набора согласных,  формируется, как бы,  “команда исполнителей” приказов свыше (гласов).
   С другой стороны, список “команды” в виде смысловых согласных, представляет собой  широкий   п е р е ч е н ь   действий, которые   с п о с о б н а  совершить эта команда, в таком составе, меняясь местами. А это означает, что вставляя между ними различные гласные, и переставляя буквы (“членов команды”) местами, мы будем получать   в с е   возможные операции (действия) на которые способна эта команда. Так, например, возьмём консонантное сочетание “ГЛС” (Глагли-Людие-Слово). Из него укзанными выше  приёмами можем получить:
ГЛаС -  предписание свыше,
ГоЛоС - средство звуковой передачи информации,
ГаЛС - курс следования в соответствии с предписанием,
СЛоГ - часть слова,
СоЛоГ (соложить) - метод формирования слова сложением слогов,
ЛоГоС - источник гласов,
и т.д.
    Как видим, консонантные слова, в сжатом виде, содержат в себе целые    б л о к и  понятий, позволяют ещё в большей степени,  “упаковывать” информацию, представлять её в более компактном виде…
   Однако и недостатки  чтения такого письма тоже очевидны...
    С другой стороны, имелись и   с л о г о в ы е   рунические алфавиты типа харийской Каруницы или Буковник Всеясветной Грамоты.  В них знаки могли означать сразу слоги. Читать удобно, но таких знаков требовалось гораздо больше. В харийской Карунице, например, имелось только основных 144 знака, плюс несколько десятков дополнительных! А в Буковнике Всеясветной Грамоты (говорят) их вообще насчитывается тысячи!
    И это, когда нормальные русские люди всего лишь 33 буквы своего алфавита освоить не в состоянии…

     Кириллица же, на фоне консонантного и слогового писем, выглядит как “золотая серединка” между ними. Она позволяет как сворачивать слова, так и разворачивать слова!
   Однако  для этого необходимо овладеть искусством  “буквального” (по буквам)  “с л о г о в о г о “ чтения…

      По этой причине, в церковном обучении грамоте,  требовалось вначале научиться читать слова  т о л ь к о  по буквам! Затем, только после полного освоения “буквального” чтения, разрешалось читать по слогам! И только после освоения слогов, и слогового чтения, разрешалось читать текст словами.
    Правда на практике это не всегда выполнялось.  Но сам   п р и н ц и п   организации обучения представляет огромный интерес!
    В чём тут фишка?
 В устройстве нашего “двухкамерного” сознания, наличия в нём сознания и подсознания.  И в  особенностях их совместной работы.

                4.  Сознание и подсознание

       Сознание и подсознание, с точки зрения нашей темы, отличаются быстродействием и наличием  или отсутствием контроля и анализа поступающей информации.
     Сознание - работает сравнительно очень медленно, но зато обладает системой  анализа и контроля поступающей информации. Прежде, чем принять информацию оно её анализирует на достоверность. Может принять к исполнения, а может и игнорировать...
    А подсознание - работает очень и очень быстро, но при этом все команды принимает к исполнению без раздумий и сомнений… 
     Например, когда ребёнок учится ходить, то он обдумывает и анализирует каждый свой шаг. Поэтому двигается очень медленно. А когда он шаги освоит, то отработанная программа шагистики, многократно выверенная, спускается в закрома подсознания.
     После этого человек уже может “не думая над каждым шагом”, не только ходить но и быстро бегать и прыгать. Его быстрое подсознание позволяет ему прокручивать программу шагистики гораздо быстрее…
   Нечто аналогичное получается и при обучении кириллическому чтению.
    На первом этапе ученик (медленно) читает по буквам, называя каждую букву своими именами. При этом он  успевает даже  представить  их  смысл и  о б р а з ы ! Каждое слово предстаёт перед ним  “ в   б у к в а л ь н о м   с м ы с л е  этого слова”!  В “распакованном” несокращённом виде” !
     Когда же он в совершенстве освоит чтение по буквам, программа “буквального чтения”  будет переместиться в быстрое подсознание. Теперь, при чтении   л ю б о г о  термина, быстрое подсознание,  автоматически будет успевать  “распаковывать” - расшифровывать “буквальный” его смысл…
    Например, когда ученик прочитает  термин “Господь”, подсознание ему, за это же время, на подсознательном уровне, успеет выдать “б у к в а л ь н ы й” смысл этого слова:
“Глаголет-Он-Слово-Покоя-Он-Добро-Есть-(по)Рождающий...
     Здесь важно отметить, что правилам “буквального” чтения  подчиняются не только русские слова, но и подавляющая часть  иностранных! (Поскольку у большинства слов происхождение именно руническое!)
     Нечто аналогичное наблюдается и со “слоговым” чтением...
   
5. Преимущества и недостатки буквального и слогового чтения
      
      Главным преимущество “буквального” освоения грамоты заключается в том, что человека не просто умеет   о з в у ч и в а т ь   слова, но и автоматически раскрывает и осваивает их   в н у т р е н н и й  (сакральный) смысл! Причём совершает это на   п о д с о з н а т е л ь н о м  уровне, на уровне Души. Поэтому и религиозные знания  о духовности и  нравственности, у них откладываются тоже в     п о д с о з н а н и и ! Отсюда и внутренний “духовный стержень” у староверов. Их вера не в голове, а в Душе, в подсознании…

     Однако следует признать, что у буквально-духовного чтения есть и существенный недостаток. Прекрасно существуя не духовно-подсознательном уровне,  не каждый обладатель таких знаний может вывести из оттуда на уровень логики физического сознания, и логично-образно рассказать о них...
     Дело в том, что для большинства духовных понятий (теретических, абстрактных, идеальных) как я объяснял ранее, в предыдущей публикации, в нашем мире, приличных аналогов-образов  н е   с у щ е с т в у е т !  Их возможно отображать только теоретически-абстрактно! Как, например,  теоретические идеальные линии и углы геометрии, которых в реальной жизни нет! Но по которым создаётся вся реальная техника...
     И вот именно такая теория (абстрактно-идеальная) в церковном образовании напрочь отсутствует! Поэтому передавать логические основы, например, Христианства и тем более рунического (ведического)  Православия крайне сложно. Практически невозможно!
     По этой причине, даже самые осведомлённые религиозные учителя и духовные наставники  не могут логически- образно  объяснить даже самые простые исходные понятия. Например:
Что означает знак “титло”, в виде ступеньки над буквами”
Зачем введена буква И-двадцатиричное (И-Нить, I- с двумя точками) если уже имеется  число-буква “К” с числом 20, и  какая  “нить” упоминается в её имени ?
Где на Кресте находится “Царствие Божие”?
и т.д.

                6.   И каков же выход?      

    На мой взгляд нужно обратиться к теории. Там на все эти вопросы имеются простые, образные ответы. Например
    На рис.1 изображён (теоретический) кириллический круг-цикл развития, на нём прекрасно видно, что знак титло ( в   виде ступентки) символизирует  с т у п е н ь к у  развития!...
  Коротко и чётко! Простенько и со вкусом!

  На рис.2 приведено простейшее  (теоретическое) изображение Мiра, в виде четырёх-точечного тетраэдра. Его    с и м в о л и ч е с к и й   вид на плоскости принято отображать в виде креста в круге, как на рис.4. Синяя вертикаль представляет собой ось Иерархии, а красная горизонталь - ось развития в Ширь....

   Рис.3 и 4.
     В десятичной системе счисления вертикаль развития Иерархи принято делить не десять  у р о в н е й  (развития) и помечать буквами Кириллицы от Аз до I-десятичной.  А на уровне “I” развитие происходит уже в ширь, причём на одном и том же уровне Иерархии “I”.  Поэтому здесь десять этапов развития тоже нумеруются  теми же самыми десятью начальными буквами Кириллицы, но уже  с приставкой “I”: а-итое, в-итое, г-итое... и т.д.
    Кстати, по такому принципу индексируются величины и в современной высшей математике…
     Десятой позиции в этом ряду должна соответствовать число 20, что в буквенном выражении даёт “ii”, или “I”-с двумя точками…


   Очевидно буква “И-Нить” (И с двумя точками, двадцатиричное) соответствует числу 20, но относится не к вертикали Иерархии. Она введена, чтобы не путать точку “Како”(20), относящуюся в вертикали Иерархии, с точкой “I(20)” , относящуюся к горизонтальной  “Нити”. Из этой точки процесс направляется к  пятой центральной точке  системы, вглубь,  к её   я д р у.  В атоме это   Я д р о , а в солнечной системе  это  Солнце - Ярило (Я Рцы Иже Ло = Я которое изрекает программу для построения следующего тетраэдра.) 
    

На рис. 5,6,7  приведены иллюстрации поясняющие откуда теоретически возникла десятеричная система счисления. Которую в инете тоже часто называют выдуманной, в природе отсутствующей...
   На рис.5 приведён полный рисунок мандалы Инь-Янь. На внутреннем круге изображены два полюса Начал: начало Света и начало Тьмы, а также их развитие.  А на внешнем круге мы видим некие “черты и резы”. Если энергии Света и Тьмы обозначить, как на рис.7, то наборы  “черт и рез” окажутся координатами  вершин Куба Жизни, причём с подробным описанием соотношений в них Света-Тьмы.
    Сама же схема точек в виде 2+8 очевидно заимствована из  п р и р о д ы    электронных оболочек атома рис.6. На первой орбите 2 электрона, это оболочка “солнечного” атома нейтрального газа  Гелия (от слова Гелиос (Солнце), а на второй орбите - восемь электронов, всего 10. Это электронная оболочка (тоже нейтрального)  атома Неона (Неон = “Н” Есть Он)...

    Как видите, с теоретической точки зрения тут нет ничего сложного…