Глава - 6. Василий Ус - воевода Астрахани

Владимир Князькин
               
Невестой подвенечной вырядилась  Астрахань  встречая своего воеводу – Василия  Ларионовича Уса. Великий  князь, заступник наш, заступись за несчастную вдову Пелагею. Некий вельможа велел перепахать её поле, и оставил без хлеба насущного. Топерича  хотит взять старшую дочь силою в наложницы, молю тебя слёзно заступись за вдовицу. Поднимись! – попросил Василий Ларионович Ус, Федя съезжай да разберись с жалобой, да не оставь просящего без ответа, а лихоимца накажи по всей строгости. Хорошо атаман, не сумлевайся,  всё будет исполнено.  Шелудяк  взял в помощь  двух стрельцов и втроём вышли выполнять  атаманский  указ. Изба как изба, черно всё блестит, на стенах сажа. Детишки голые по земляному полу ползают,  а какие  поболе  так те за столом сидят  репу с водой  запивают, хлебушка - то нетути. Проходите - гости дорогие, не желаете ли с нами отобедать? Нет ничего у нас,  только  одна репа, садитесь коли есть хотите? Развязали котомку странники, положили на стол хлеба, сала кусок, да и пошли себе далее под урчание пустых желудков.  К полудню виновник был строго наказан, он висел и бился в конвульсиях, вдова получила немалую денежку для прожития. Василий Родионович постоянно излагал речи перед народом на площади: «Бедный люд, жизнь в радость нам дана, чтобы всем жилось привольно на земле, а она матушка всех кормила.  Но насели на нас бояре, Да князья, дворяне, да дети боярские, хуже турка, нехристя  какого сосут кровушку нашу, жилы тянут из нас. Правление в  Российском государстве чисто – тираническое: все основные государственные установления  направлены в пользу и выгодам лишь одного царя.  А дворянству дана несправедливая и неограниченная свобода повелевать,  -  простым народом». Толпы умилённо слушали речи народного атамана. Астрахань в ту пору – укрепленный  город, снабжающий почти всю Россию солью и солёной рыбой.

 Велик сей атаман – Василий Ларионович Ус, да и его старшины Фёдор  Шелудяк и  Иван  Терской.  Фактически в городе установлен – казачий порядок управления, когда главным законодательным органом является - круг. Столько благ, столько пользы они  принесли обездоленному люду. Отряд казаков ехал крестьянским полем,  поднялись на косогор. Смотрят, мужик пашет землю, только не конь у него в сохе. Впряглись вместо лошади трое: крестьянская жена, мать – старуха, да сын –  малолетка. Подъехали конные к пахарю: » Ты, что же мать твою, людишек  заместо  скотины имеешь. Мужик смотрит барин весь разодетый, такой нарядный, да с ногайкой, видать боярин,  али воевода? Со  страха повалился в ноги, растянулся на борозде. Сироты мы,  сироты потому нет коня, лицо всадника перекосилось. На - забирай коня, слез с коня, да протянул мужику поводья. Застыли жена и старуха – мать, не верят такому чуду. Конь  статный, высокий, масти сизой княжеский конь. Бери мужик, а то передумаю. Повернулся мужик к коню, не колдовство ли это? Потянулся к коню,  а конь возьми, да и  ударь мужика копытом. Схватился мужик за побитое место, слава господи – настоящий, не приснилось, и взвыл от боли и счастья. Да за кого же мне молиться, за Василия Родионовича  Уса прокричали всадники. Минувшая жизнь, схожа на печальный звон колокола, всё совокупляется вокруг него. Завидев  атамана толпа приветствует и кричит: «Здрав будь атаман».

Несмотря на напряжённую обстановку в  Астрахани ни на один день не приостанавливалась торговля. На пристани и на берегу расположены торговые ряды. Чернобородые греки,  да  итальянцы  продают свои товары: диковинный птиц, больших  попугаев говорящих по человечески, крохотных птичек размером с грецкий орех,  изумительного оперения, всевозможных обезьян, различными  растениями с тёплых краёв, ароматические снадобья и прочие  заморские товары, здесь продают привезённых негров – под видом отдачи их в услужение богатым купцам, домовитым  горожанам.  Стоят  здесь немцы,  шведы, турки в красных фесках. У каждого приколот ярлык с правом на торговлю. Послушники атамана строго следят за порядком и при этом не упускают возможности воспользоваться от торгующих мелкой взяткой. Многочисленная гуляющая публика покупает диковинки с большой охотой, они приятны и не дороги. Большим спросом пользуются апельсины и в стеклянных банках  финики. Фруктовые плоды, здесь самые  лучшие, они вкуснее даже чем в самой Персии: это яблоки, грецкие орехи, большие жёлтые дыни,  а также арбузы. Татары по очень  дешёвой  цене  еженедельно доставляют по 20 возов в Астрахань. В Астрахани идёт активное развитие торговли, она становится одним из крупнейших центров российского рынка. В городе не только русские, но и персы, индийцы, все они имеют по своему рынку. Также  здесь бухарские, и ногайские татары, а также армяне со всякого рода товарами, они  ведут тут большую торговлю. Этот город приносит ежегодно его царскому величеству большую сумму одних пошлин – 12 тысяч рублей.  Волго -  каспийский промысел -  государственная  -  приравненная к земле.  Указом  от  1653 года  патриарху Никону и  его преемникам отведены в Астрахани в вечное владение, а также  передан промысел  Камызяк со всеми  рыбными  ловлями и угодьями, и  сверх  того учуг  Чаган,  за  оброк без перекупки.  Другим важным и распространённым занятием населения был соляной промысел.  В лагунах или соляных лужах – имеются соляные жилы, через которые рассол поднимается вверх, под влиянием солнечной жары, соль выпаривается на поверхность,  в виде ледяных глыб кристальной чистоты и с приятным запахом фиалки.

Ничто так сердце не тешит как сытость. А она предвестник праздности, развлечений. Сытые и богатые не думают о тех, кто не может - есть досыта,  сытая птица – голода не боится. Они  атаманы стали забывать истинные ценности крестьянского движения, порой стали отходить от принципов, так как «господская жизнь принуждала их приспосабливаться. И уже не было  той нужды,  которая царила среди простых крестьян, холопов. В результате грабежей атаманы приподнялись из этой среды, одарили жён, многочисленных любовниц  драгоценностями. Один  Ус  всё награбленное дуванил среди мятежников строго поровну, себе, как правило,  не брал ничего,  а зачем оно  мне на том свете, мы явились на этот свет голыми, да и уйдём голыми – говаривал  Василий Ус. Поэтому авторитет его был всюду не замаранным.  Атаманы  мятежников перенимали развлечения царской знати, любимым развлечением Василия  Уса стала соколиная охота, богатства его не прельщали. Битвы  и льющаяся кровь утомляли предводителя, сколько народа православного загублено?  Ус  стал почитателем этого вида охоты и был знатным ценителем, он был охотник достоверный, настоящий, страстный никогда не мог вдоволь налюбоваться бескрайними калмыцкими степями и изящным полётом  хищных одомашненных птиц, их стремительным, молниеносным ударом по своей жертве.
 
Особенно ему нравился сокол – это царственная, свободная, гордая птица. Приручить его – дело тонкое, искусное, требующее терпения.  Каждый год ловчие присылали десятки птиц, где обучали их для охоты. Начинали с того, что несколько дней не давали птице спать, она от этого становилась вялой, безучастной и позволяла надеть на голову колпачок, а на ноги путы. Затем его на сутки оставляли без пищи, после чего брали на руку и кормили, сняв колпачок с головы. Кормили только свежим отборным мясом,  чаще голубями. Когда птица была  исклобучена, её принимались – вабить – звать. Сажали в избе на стул, а сокольничий казак  Иван с кусочком мяса в руке постепенно увеличивал расстояние, сокол должен пролететь, чтобы получить пищу. Добившись того, что сокол по зову охотника покорно садился на руку. Последнее,  чему обучали соколов, была борьба с сильными птицами:  цаплями, журавлями и пр. Для первой схватки коршаков  (коршун),  сарычей (канюк) ослепляли, дабы они не покалечили молодых и неопытных ловчих птиц.

Птиц использовали при охоте на зайцев, лис, даже на волков, которые водились в бескрайних калмыцких степях в великом множестве.
                - 10 –
В первый раз ещё  в октябре 1670 года в Астрахани стало известно о поражении Разина от царских воевод под Симбирском. За пять лет крестьянской войны, когда каждый день был уготован  погибелью,  сильно изменили внешность атамана, исчезла бравада, молодецкая удаль.  Василий  Ус жил в воеводском доме. Лицо старого  Родионовича было  доброе, только вот  на сердце легла печаль, он вспоминал всю свою прожитую жизнь, до последних подробностей, каждый взмах своей сабли, каждого срубленного им  супротивника,  и каждый обман,  и каждую чарку выпитой им горилки. От того  иногда становилось стыдно в этой жизни. Лицо старого бродяги было бледным, глаза горели от выпитого  зелья. Он  вспомнил,  как стал воеводою Астрахани,  принимал участие в молодецких играх на забаву, был победителем в  конских  скачках. Конница мятежников состояла наполовину из татар. В этот год у татар был праздник. На конях сидели хмельные всадники. Эти поклонники Магомета не особенно блюдут запрещения Корана.  Не сдержать коня и вывалиться из седла это может быть с каждым пьяным, но для хорошего татарина – это позор,  хотя бы при таких сложных обстоятельствах. Но, вот прямая как стрела сторона луга, на ней заметно оживление, отовсюду сбегают любопытные. Появились  всадники, это бега – лошадиные скачки. Впереди  скачет татарин Ильнур, с каждым ударом копыт расстояние между ним и остальными всадниками увеличивается. Глаза татар сверкают от возбуждения, почти злобой. Все татары на скаку неистово кричат, машут руками, жестикулируют, отдавшись всем корпусом назад, почти на спины лошадей. Один лишь  Василий Ус скачет по «рассейски» пригнувшись к лошадиной шее, и издавая короткие свисты,  звучавшие резко, как удары хлыста. Его конёк почти ложился на землю, распластавшись в воздухе, точно летящая птица. Симпатии  окружающих зрителей были на стороне победителя. Эх, удалой молодца – выкрикивали они, а старые конокрады, страстные любители дикого спорта, приседали и хлопали себя по коленкам, в такт ударам лошадиных копыт.  Но прошло – то всего пять лет и он вдруг обессилил,  и занемог  ещё хуже; едва бродил  по комнатам и мучил себя, в самый знойный день – это вылёживая  хворь  часами под лучами палящего солнца, но язвы не проходили.  Однако он всё ещё думал о том, чтобы двинуться самому в поход.  Родные районы центральной России, русские деревни ему снились. Далеко наша сторона – Рассея, всё здесь не по нашему. Вот взять хотя бы скотину, лошадь к примеру: « У нас лошади используют в основном в  хозяйстве как тягловую силу,  пашут на ней,  к примеру, возят.  А тут скачут,  а для извоза используют волов.  Атаман, уже престарелый с седыми усами и выражением боли и грусти стоял перед казаками. Ему было около пятидесяти лет, но глубокое на лице и какой – то бледно – серый цвет лица показывал, что душа его убита и разрушена сразу  и вдруг, в одно мгновение, и вся его прежняя весёлость и шумная жизнь исчезли навеки. Душа упала, потускло  сердце моё. Чую и вижу - люди  бродят, будто укушенные  чёрной смертью, бредят лица. Увезу проклятое золото, рухлядь, кину всё среди своих людей. Дуваньте братцы, проклятое добро, сколь  людей извёл  я, как  лиходей  неразумный. Так быстро к нему и незаметно подкралась старость. Быстро прошла жизнь, много было побед, но много и было поражений.  Часто задумываясь, он  не мог ответить на поставленные вопросы, чего в жизни было больше счастливых дней,  или же тревожных и горестных. Вспомнил свою любимую женушку Матрёну ликом светлую, пригожую, характером покладистую, да  сынка  своего  махонького  Ванечку не разумного. Вспомнил барина,  изголявшегося  над  ими. Перед глазами стоит до сих пор картина, как по приезду после засечных  работ  он застал  смертушку в своей домине, жена и сын умерли голодными,  и замёрзли в нетопленной избе. Для себя он взял  обет в память  супружницы, который хранил всю оставшуюся жизнь, не иметь отношений с женщинами. Как потом  он поднял руку на барина.  И тот послал за великую милость на «кобылу» ложиться,  опосля  которой, не один холоп не вставал. А он встал и сбёг в леса. Но барину отомстил, тёмной ночью подпёр двери  хоромов,  да и подпустил ему красного петуха, всех холопов сбил в ватагу и увел в лес. Вот он оглядел всю свою горькую жизнь,  как он мог всё это пережить? Получив известие о  поражении Разина от царских воевод под Симбирском,  навстречу раненому Степану Разину  он отправил отряд людей, который должен оберегать  батьку и проводить его на Дон. При этом каждый казак имел две лошади. За пять лет крестьянской войны, когда каждый день был уготован  погибелью,  сильно изменили внешность атамана, исчезла бравада, молодецкая удаль. Дали о себе знать многочисленные раны, болезни, да и волнения последних лет усугубили здоровье. Он уже представлял собой просто старую развалину, уставшего от всех и всего.  Дали о себе знать многочисленные раны, болезни, да и волнения последних лет усугубили здоровье. Хотел бы в тайге умереть, в тайге оно бродяге лучше. Годы мои уже не те, поизносился,  не честно старому бродяге помирать такой смертью. Эх,  может  кому из казаков доведётся в Тамбове побывать, поставьте  там - в соборе моему угоднику свечку, вопрошал  старый Василий Ус. 1августа 1671 года в правительственных грамотах сообщалось,  что злой смертью скончался  Василий Ус.  Весть о смерти Василия Уса разнеслась по стране и за рубежом. После смерти  атамана Василия  Уса все полномочия перешли к его помощнику Фёдору Шелудяк. На протяжении года Астрахань была неприступной и хранила  свою независимость. В конце лета 1671 года к  Астрахани подошло 30 – ти тысячное войско  воеводы И.Б. Милославского. 2 сентября 1 1671 года началась осада. Восставшие пытались делать вылазки, но несли большие потери. Пытаясь поддержать боевой дух среди осаждённых,  Фёдор Шелудяк  вновь созвал круг, на котором решили «сидеть» до конца в осаде, но вскоре он был пойман во время переговоров у князя Черкасского в свой лагерь в гости. В  осаждённой Астрахани, лишённой руководства начались разброд и шатания, многие переметнулись  в полки царёвы. 27 ноября 1671 года Астрахань капитулировала.  Под арест попали почти все жители поголовно, многие были четвертованы, или заживо сожжены, даже  живьём зарыты в землю, многим отрезали языки.