Моя Николиниана. Глава шестая. Я влюбляюсь в поэто

Татьяна Мирчук
ГЛАВА ШЕСТАЯ. Я ВЛЮБЛЯЮСЬ В ПОЭТОВ, ИХ ЛИЧНО ПРИ ЭТОМ НЕ ЗНАЯ...


НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ЗАБОЛОЦКИЙ

В России, наверное, нет человека, который бы ни разу не слышал это стихотворение. Его автор большой русский поэт Николай Алексеевич Заболоцкий.

***
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому
Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.

Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Поэт Николай Заболоцкий (Заболотский – при рождении) прожил всего пятьдесят пять лет. Если бы не испытания, выпавшие на его долю, то, кто знает, до какого возраста дожил бы Николай Алексеевич. По ложному обвинению в антисоветской пропаганде Николай Заболоцкий был арестован и осуждён 19 марта 1938 года. Сначала он находился в тюрьме в Лефортово, где он, несмотря на издевательства и пытки не подписал ни одного обвинительного документа в свой адрес и в адрес его знакомых. Но обвинение всё равно сфабриковали, и поэта отправили по этапу. Когда я читала «Историю моего заключения», написанную Заболоцким, то меня потрясло до глубины души его мужество, которого от него никто не ожидал.
Вот как он описывает те страшные события:
«Первые дни меня не били, стараясь разложить морально и физически. Мне не давали пищи. Не разрешали спать. Следователи сменяли друг друга, я же неподвижно сидел на стуле перед следовательским столом — сутки за сутками. За стеной, в соседнем кабинете, по временам слышались чьи-то неистовые вопли. Ноги мои стали отекать, и на третьи сутки мне пришлось разорвать ботинки, так как я не мог переносить боли в стопах. Сознание стало затуманиваться, и я все силы напрягал для того, чтобы отвечать разумно и не допустить какой-либо несправедливости в отношении тех людей, о которых меня спрашивали…»
Вот такое злое стихотворение написала я после прочтения «Истории»:

      ЗАБОЛОЦКИЙ
Когда в стране плодятся суки,
И нелюди встают у власти,
Когда выкручивают руки
И важен дел заплечных мастер,
Как нужен ты, что в этих дебрях
И в тьме, спустившейся на землю,
Не станешь диким злобным вепрем,
Ублюдкам озверевшим внемля.
Ты – человек!  И им останься,
В противовес фашистской  своре,
В десятилетиях и стансах,
И в древнем Игоревом Слове.

Большую часть своего заключения с февраля 1939 по май 1943 г.г. он отбывал в системе «Востоклага» в окрестностях города Комсомольска-на-Амуре и в самом городе. Полтора месяца он валил лес в окрестностях посёлка Старт, а затем работал чертёжником в проектной конторе, что и спасло его от преждевременной гибели. Говорят, что за Заболоцкого замолвил слово писатель Ажаев, который был осуждён в 1934 году и досрочно освобождён в 1937 году, но остался работать   вольнонаёмным в системе Нижне-Амурского проектного учреждения.
Самое отвратительное в этом заключении было то, что поэту, уже перед арестом начинающему работать над переложением «Слова о полку Игореве», было запрещено писать стихи, за соблюдением этого пункта приговора строго следили. А «Слово» в переложении Заболоцкого было закончено им в 1944 году в Караганде, где он досиживал добавленный срок.
        Заболоцкий в письме Н. Л. Степанову, который хлопотал о его освобождении писал так о своей работе над рукописью: «Сейчас, когда я вошёл в дух памятника, я преисполнен величайшего благоговения, удивления и благодарности судьбе за то, что из глубины веков донесла она до нас это чудо. В пустыне веков, где камня на камне не осталось после войн, пожаров и лютого истребления, стоит этот одинокий, ни на что не похожий, собор нашей древней славы. Страшно, жутко подходить к нему.
        Невольно хочется глазу найти в нём знакомые пропорции, золотые сечения наших привычных мировых памятников. Напрасный труд! Нет в нём этих сечений, всё в нём полно особой нежной дикости, иной, не нашей мерой измерил его художник. И как трогательно осыпались углы, сидят на них вороны, волки рыщут, а оно стоит — это загадочное здание, не зная равных себе, и будет стоять вовеки, доколе будет жива культура русская».
         «Слово о полку Игореве» в переложении Заболоцкого – лучшее из всех переложений. Прекрасны и его переводы грузинских поэтов, особенно удачен перевод поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Николай Алексеевич Заболоцкий был реабилитирован полностью уже после смерти только в 1963 году по ходатайству его жены.
          10 июня 2014 года в городе Комсомольске-на-Амуре наконец-то была установлена памятная доска Николаю Заболоцкому, на доме №47 по улице Вокзальной, где одно время была проектная контора, в которой во время заключения работал поэт. Я присутствовала на этом мероприятии, от писателей города мы возложили к памятному месту корзину живых цветов. С того года стало традицией в этот день проводить поэтическое мероприятие, на котором читаются стихи Заболоцкого и посвящения ему от городских поэтов. Организовывает читку молодёжный театр «Город Солнца» во главе с его руководителем Лилией Васильевной Пахомовой. В нашем городе помнят, любят и чтут Николая Алексеевича. В этом году и моё посвящение будет читаться кем-то из ребят. Вот оно:

СТИХИЯ  И СТИХИ
              Н. Заболоцкому

На улице пурга и минус тридцать,
Но мне сидеть на печке недосуг.
Один поэт нам завещал трудиться,
День изо дня,  не покладая рук.
И я бегу наперекор стихии,
Петляя, словно заяц, по снегам.
И отдаю в печать свои стихи я,
А в них тоска по тёплым берегам.
Но, вышагнув из типографских штолен,
Опять пурге в объятья попаду...
А тот поэт, он был бы мной доволен,
Он попадал в такую чехарду.
И он стихи за пазухою прятал,
От ветра и мороза согревал.
И лишь в послевоенном сорок пятом
Их «на-гора» из сердца выдавал.
Он выжил здесь наперекор стихии
И не забыл призванья своего...
Мне много проще, и пишу стихи я,
А в них я вспоминаю про него.



НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ МЕЛЬНИКОВ

То ли в конце 90-х, то ли в начале 2000 в газете «ЗОЖ» я прочитала стихотворение Николая Мельникова «Поставьте памятник деревне»

Поставьте памятник деревне
На Красной площади в Москве,
Там будут старые деревья,
Там будут яблоки в траве.

И покосившаяся хата
С крыльцом, рассыпавшимся в прах,
И мать убитого солдата
С позорной пенсией в руках.

И два горшка на частоколе,
И пядь невспаханной земли,
Как символ брошенного поля,
Давно лежащего в пыли.

И путь поёт в тоске от боли
Непротрезвевший гармонист
О непонятной "русской доле"
Под тихий плач и ветра свист.

Пусть рядом робко встанут дети,
Что в деревнях ещё растут,
Наследство их на белом свете -
Все тот же чёрный, рабский труд.

Присядут бабы на скамейку,
И всё в них будет как всегда -
И сапоги, и телогрейки,
И взгляд потухший... в никуда.

Поставьте памятник деревне,
Чтоб показать хотя бы раз
То, как покорно, как безгневно
Деревня ждёт свой смертный час.

Ломали кости, рвали жилы,
Но ни протестов, ни борьбы,
Одно лишь "Господи помилуй!"
И вера в праведность судьбы.

Поставьте памятник деревне
На Красной площади в Москве,
Там будут старые деревья,
Там будут яблоки в траве.

           Стихотворение было образцом высокой поэзии, и я поразилась тому, что никогда и нигде не слышала об этом поэте. Ведь понятно, что стихотворение такого уровня не может быть случайным и единичным. Это был ещё один «поэт от Бога», православный по мироощущению и патриот своей родины. И он был смелым человеком, не боящимся сказать правду на весь мир. У меня ещё не зарубцевались раны на сердце от правды о гибели Н.М. Рубцова, и я испугалась за Мельникова. Правда опасна тем, что за неё могут убить.
           Я была недалека от истины. В 2006 году русский поэт Николай Алексеевич Мельников был найден мёртвым на автобусной остановке в Козельске. По официальной версии от острой сердечной недостаточности. Странная и необъяснимая смерть, ведь ему было всего 40 лет, и он особо не жаловался на здоровье. А сколько планов было у него на ближайшие годы и сколько было уже сделано им и воплощено в жизнь! И он, как Рубцов, предчувствовал свою судьбу:
«На мне стоит клеймо поэта,
А у поэтов на Руси –
Так довелось – недолги лета...»

         Разве не опасен поэт, который пишет такое:

ЕДИНЕНИЕ

Единения нет, есть призывы, но нет единения,
Славословья себе, а каменья — в чужой огород.
О спасенье кричим, но не будет нам грешным спасения,
Если мы для себя не единый великий народ!

Единения нет, каждый сам по себе выживает:
Кто торгует, кто спит, кто ворует, кто горькую пьёт.
И не знает никто, что нас всех впереди ожидает,
И воскликнуть не смеет: «Мы русский единый народ!»

Русаки, русаки… знать, мы всё про себя позабыли,
Коль при слове Отчизна сильнее сердца не стучат,
Коль на наших глазах басурмане наш дом разорили
И совсем по-хозяйски нерусские речи звучат!

Единения нет, единение только от Бога!
Значит, надо просить, покаяньем заполнив сердца, —
Чтобы знамя одно, чтоб одна для народа дорога,
Чтобы Вера одна, чтобы Правда одна — до конца!

Не стесняйтесь рыдать, не стыдитесь упасть на колени,
Перед взором Христа, перед взорами предков упасть!
И молить об одном: «Единенья хотим, Единенья!..»
Только так победим, только так одолеем напасть!

               
                1995 год

           Или это:

КУЛИКОВО ПОЛЕ

Высока ковыль-трава поля Куликова —
Будто нам для вечных снов выстелен ковёр…
Покидая отчий дом, мы давали слово:
Лучше встретить смерть в бою, чем нести позор.
 
Скоро поле тишины станет полем брани,
Скоро ночь уйдёт домой, унося туман,
Скоро копья зазвенят в чужеземном стане,
И взовьётся в синеву знамя у славян!
 
Исчерпалось до конца русское терпенье!
Встанем, братья, в полный рост на земле родной!
Не впервой нам принимать ратное крещенье
И из пепла воскресать тоже не впервой!
 
Наша слабость, наша рознь в прошлом остаётся,
Путь раздоров и обид мы прошли сполна!..
Упаси нас впредь, Господь, меж собой бороться:
Коли Родина одна нам навек дана.
 
Пусть поможет острый меч да скакун крылатый,
Не скорбите ни о чём в этот светлый час:
С нами Бог, за нами Русь, наше дело свято!
Кто останется в живых, тот помянет нас!
                1992 год

           Николай Мельников многое успел за свою недолгую жизнь. Окончил ГИТИС и поступил в аспирантуру ГИТИСа. Он был актёром, режиссёром, поэтом, прозаиком. В неполных 30 лет он уже принят в Союз писателей России за поэму «Русский Крест» и ряд стихотворений. Вместе с Николаем Бурляевым в 1991 году стал организатором Международного кинофестиваля славянских и православных народов «Золотой Витязь» и др. Некоторые его стихи вошли в «Антологию русской поэзии ХХ века» Он написал сценарий фильма о героических псковских десантниках «За други своя», работу над которым завершили его друзья. Он мечтал снять фильм по поэме «Русский Крест» и сыграть в нём главную роль... но уже что-то предчувствовал, потому что написал такие стихи.

ПРОСЬБА

Упаду и усну, и из далей далёких услышу
Плач друзей и родных и псалмы, что споют надо мной.
Возликует душа, поднимаясь всё выше и выше,
Как ликует невольник, бегущий из плена домой!

Возликует душа от надежды на свет и спасенье,
Только что её ждёт — в этой жизни узнать не дано.
Я немало грешил, и не там я искал утешенье,
Но прости меня, Боже: к Тебе я хотел всё равно!..

Будет путь у души, а чужое, холодное тело
Повезут из Москвы в те глухие, лесные края,
Где заросший погост утопает в черёмухе белой,
Где родные лежат, где с родными останусь и я…

Все друзья и враги, все, кого я обидел когда-то,
Вы простите меня, и просить об одном вас хочу:
Будет вам тяжела иль совсем безразлична утрата,
Всё равно вы хоть раз помяните, поставьте свечу!..

           Сколько он бы мог ещё свершить! Но пока не закончился его земной путь, не особо стремились чиновники от культуры идти к нему навстречу, книжечки издавались редко и мизерными тиражами, сценарии пробить было невозможно, денег на фильм не выделяли. В России поэты становятся известными после смерти. В 2012 году вышла в Санкт-Петербурге первая, достойная его памяти книга «Русский Крест», куда вошли поэма, стихи, проза, песни. Сестра приобрела её для меня в православной лавке, когда мы с ней ездили в Гатчину. Для меня это был очень дорогой подарок.
Не может, не должен исчезнуть из памяти людской такой Поэт! Он продолжил скорбный ряд, встав за Рубцовым, но стихи Николая Мельникова будут жить, как живут стихи Николая Рубцова.

            НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ КОЛЫЧЕВ

           На Николая Колычева меня «навела» Татьяна Ерохина. Она спросила меня, знакома ли я с его творчеством? Таким образом, я нашла его страницу на Стихире и стала погружаться в его стихотворный мир. С первого же его стихотворения, прочитанного мною, я поняла, что это Поэт, большой, умный, знающий цену словам, живущий в поэзии, как в родной стихии. Я испытала радость от того, что есть в России такие, как Колычев! Значит, живо наше слово, наша речь, значит есть такие, кто не уронил знамя поэзии из рук и несёт его высоко над головой, не склоняясь, не прогибаясь.
           Я внесла Николая Колычева в список «избранных» поэтов и продолжила изучать его творчество. Один раз я решилась написать отклик на его стихотворение, в другой раз Николай Владимирович написал отзыв на моё стихотворение. Я радовалась тому, что у нас с ним есть общие знакомые в Череповце, куда он приезжал на встречу с читателями. И я думала, что, возможно, когда-нибудь мы встретимся с ним лично. Потом я решилась спросить, нет ли возможности приобрести книгу с его стихами, он мне ответил, что есть, дал мне свой домашний телефон для связи.
           Через его жену Веру я договорилась об оплате бандероли, так как, сам Колычев уехал на дачу, о чём предупредил меня заранее, я дала свой адрес.  Книга стихов «Гармония противоречий» пришла в моё отсутствие, я уезжала в отпуск, когда вернулась домой, сразу же выслала деньги за неё. Но спустя полтора месяца, мой перевод вернулся обратно. Я расстроилась, подумав, что отправила не ту сумму, что следовало.
          Несколько раз я безрезультатно звонила Колычевым, наконец, в какой-то день трубку взял Николай Владимирович. Оказалось, они с женой долгое время жили на даче, и перевод по истечении срока хранения почта возвратила отправителю. Я сказала, что вышлю деньги в ближайшие дни, но Колычев сказал: «Не нужно ничего высылать, скоро Новый год, пусть книга будет Вам подарком». Не надо говорить, что для меня это был лучший подарок!
         В 2017 году я в конце мая уехала на Вологодчину, какое-то время у меня не было связи, так как я забыла ноутбук у сестры в Пушкине. Узнала я о смерти Николая Владимировича на сороковой день. Колычев умер в день рождения Александра Сергеевича Пушкина 6 июня, разве это не провидение Господне? Значит, он избранный и на небесах! Но почему же так рано они уходят? Сердца, видимо, не выдерживают, слишком много боли наши любимые поэты пропускают через них. Царствия Небеснаго тебе, раб Божий Николай!
 
ПАМЯТИ НИКОЛАЯ КОЛЫЧЕВА
(Сороковой день)

Уходят лучшие поэты
Туда, где тишь и благодать,
Не оставляя нам советов,
Как в этом мире выживать.
Лишь боль и скорбь, что их сжигали,
Их неохватная любовь
И неделимые печали
С потерей каждой вновь и вновь
Закровоточат, будто раны,
В сердцах, что рано, слишком рано,
С недолюбившей их земли,
В заоблачные океаны
Они ушли...
15.07.2017

            А здесь часть моей переписки с Николаем Владимировичем Колычевым, мои отзывы на его стихи, его отзыв на моё стихотворение.

НИКОЛАЙ КОЛЫЧЕВ
СПРОСИЛ СЛЕПОЙ

Спросил слепой:
– Какого цвета дождь? -
И долго я молчал. И не ответил…
– Не знаешь? – он задумался –
Ну что ж,
Скажи тогда: какого цвета ветер?

Не услыхав ответа моего,
Он усмехнулся и заметил:
– Скверно,
Что ты сказать не можешь ничего.
Ты слеп, как я...
К тому же нем, наверно.

Моя рецензия на  это стихотворение:
Благодарна Татьяне Ерохиной, что порекомендовала Вас почитать! Спасибо за стОящие стихи!!!
Татьяна Мирчук   04.05.2013 15:18

Спасибо, Татьяна. Книжку жена пришлёт. Я на дачу собираюсь, упаковываюсь. Сразу после Пасхи уеду.
Николай Колычев   04.05.2013 16:21

Буду ждать! Со Светлым праздником Пасхи Господней вас!!
Татьяна Мирчук   04.05.2013 17:34

Николай, простите великодушно, что до сих пор от меня ни ответа, ни привета. Я с июня живу на Вологодчине, дома буду только в ноябре, отзвонюсь и расплачусь. Со связью у меня здесь тоже проблемы. Не обижайтесь.
Татьяна Мирчук   05.10.2013 20:19

Пришёл перевод?
Татьяна Мирчук   16.11.2013 14:57

Почту не проверяли. Получим - сообщим. С уважением, Вера.
Николай Колычев   16.11.2013 21:01


ТАТЬЯНА МИРЧУК
ДЬЯВОЛИАДА

Слуги дьявола суетятся,
Раздувают пожар вражды.
Слуги дьявола не боятся
Крови, боли, беды, нужды.
Все они серо-бурой масти –
Эти воины сатаны,
Их клыкастые злые пасти
Вожделенной слюной полны.
Рвут на части тела и души –
Запах крови пьяней вина.
Воет, грает, калечит, рушит  -
Друг на друга идёт страна.
В дыме, в копоти, в злобе, в страхе:
-Где виновный?  - Да вот он, вот!
Кожу рвут с него, как рубаху,
Раздирают руками рот,
Кровь людская течёт водицей,
И кроваво горит закат…
Люди, люди, где ваши лица?
Вы похожи на дьяволят!
И стоите у самой Бездны,
Позабывшие про Любовь,
Сатана вас рукой железной
Гонит, словно тупых ослов,
Не пытаясь скрывать личину.
Люди, вы – не его сыны!
Нет для ненависти причины,
Оправдания   для войны!

Отклик от Н.Колычева на это стихотворение.

           На заре перестройки Бжезинский предостерегал Запад, что на развалинах Варшавского договора и СССР может образоваться панславянское государство. с единой культурой, похожими языками... Государство-монолит.
Идея панславянизма родилась, кстати, в Малороссии, на Украине. Автор её украинский историк и философ Костомаров.
            В 19 веке образовывалось немало "Славянских комитетов" как на Украине так и в России. Тогда же начал популяризироваться день Кирилла и Мефодия - праздник славянской письменности и культуры.
Кстати, отец Ленина был одним из пропагандистов этого движения.
Так вот всё запутано.
             А к Бжезинскому прислушиваться надо. Он не скрывает своих планов и опасений. Пока его планы сбываются. Потому, что мы не можем или не хотим реализовывать его опасения. Он же сам указывал нам выход...
Чем дальше живу - тем меньше понимаю, что с нами происходит. Только с сожалением смиряюсь с бесцельностью собственного существования и невозможностью повлиять на всё, что вокруг меня происходит.
              Не вижу ни правых, ни виноватых... Всех жалко. На хамов, циников, воров и убийц смотреть противно, но и их по большому счёту жалко. Замутили им мозги. Не ведают что творят.

Николай Колычев   08.03.2014 20:52

   Спасибо, Николай Владимирович, что зашли (на страничку). Забывают уроки истории славяне. Ищут правду ни в объединении, а в раздрае политическом, культурном. По большому счёту: что нам делить? Тем более, что связаны родством друг с другом. Старшая моя сестра прожила всю жизнь в Ивано-Франковской области. Теперь там живёт старшая её дочь, внучки. Мне больно за них и страшно, хотя, они давно считают себя украинцами, но и с нами не перестают общаться. Кому выгодна эта вражда двух народов и так ясно всем, кто хоть в чём-то немножко разбирается. Будем молиться и надеяться, что здравомыслие победит, а иначе...
Татьяна Мирчук   09.03.2014 06:29

НИКОЛАЙ КОЛЫЧЕВ
БРАТУ С МАЙДАНА

Дымина да кровина... Беда!
Руины Украины. Майдан.

Победа! Отчего ж ты не рад?
Мой бедный, мой обманутый брат?

Из сердца выдрал, проклял меня?
Неужто тебе Гитлер - родня?

Иуда! Погляди - я в слезах!
Оттуда нет дороги назад
Но я тебя прощаю - стократ,
Обамою обманутый брат!

Одумайся! - кричу, что есть сил, -
И ты, и я - частицы Руси!

Твой путь - во мрак! Останься со мной!
Дурак! Предатель! Милый... Родной...

Мой отзыв на стихотворение:

        Ненависть разрушает их души. Кто-то внушает украинцам, что мы их ненавидим. Информационная война и продажность всех и вся, в том числе, и народ продаётся за гроши, забывая, что есть другие ценности: братство, доброта, любовь, христианская мораль. Не хлебом единым...Просто жаль до боли братьев славян, ведь столько веков мы были вместе. Надеюсь, что переживём это смутное время и сумеем отделить зёрна от плевел.
Татьяна Мирчук   31.03.2014 16:08 

Дай Бог, Татьяна. Дай Бог.
Николай Колычев   31.03.2014 16:20


            А это моё стихотворение-размышление о них, наших русских поэтах, которых нельзя забывать, потому что каждый из них – высочайший образец гражданина, патриота, не только для тех, кто пишет стихи, но и для всех людей. И неважно, какими эти поэты были в быту, каковы были их характеры! Нам всем важны их помыслы, а их помыслы выражены через их гениальные, провидческие стихи, которые учат нас, как жить в мире, не страшась ни осуждения, ни смерти.

БРОНЗОВЫЕ ПОЭТЫ

Мы пишем не стихи – стишата,
По случаю, когда взбредёт
Нам что-то в голову, ребята,
Иль не взбредёт наоборот.
Мы не умеем крупно мыслить,
Всё суетимся, мельтешим,
А мысль от нас уходит рысью,
Когда мы рифмами грешим.
Поэзия грозе подобна,
Громокипяща, горяча,
Сверкает златом высшей пробы,
Остра, как лезвие меча.
Мы помним тех, кто так писали,
Мы знаем их наперечёт,
Которых небеса касались -
Господь их ставил на учёт.
Здесь, на земле, звучало Слово,
Что помогало отличать
Пшеницы зёрна от половы,
И ложь, и подлость обличать!
Поэты те остались в бронзе,
Мы их от пуль не сберегли.
А мы для власти – не угроза,
И пуль для нас не припасли.


            НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЗИНОВЬЕВ И ДРУГИЕ

            Со стихами Николая Зиновьева я впервые познакомилась тоже на Стихире. Потом у меня появилась маленькая книжечка его стихов «Крепись, душа!», которую издала на свои средства Валентина Строгова бард из Рязани. Чуть позже Зиновьевы выслали по моей просьбе ещё две книги «Ночной дневник» и «На родине», обе с дарственными надписями Николая Александровича. Книги его стали для меня настольными. Это была любовь с первого взгляда.
Стихи поэта лаконичные, чёткие, в них ни одного лишнего слова, а сколько смысла и гражданского мужества! Они запоминались после первого прочтения. Я читала их наизусть всем при каждом удобном случае. Многие из этих стихотворений были у людей на слуху, но некоторые из них думали, что это народные афоризмы. Душа моя плакала вместе с поэтом по нашей родине, которую уничтожают, и которой мы не в силах помочь. Если бы все люди любили и читали стихи таких поэтов, как Николай Зиновьев, может быть, тогда что-то и изменилось в их сознании.
***
В степи, покрытой пылью бренной,
Сидел и плакал человек.
А мимо шел Творец Вселенной.
Остановившись, он изрек:
«Я друг униженных и бедных,
Я всех убогих берегу,
Я знаю много слов заветных.
Я есмь твой Бог. Я все могу.
Меня печалит вид твой грустный,
Какой бедою ты тесним?»
И человек сказал: «Я — русский»,
И Бог заплакал вместе с ним.

РОССИЯ
Под крики шайки оголтелой
Чужих и собственных Иуд,
Тебя босой, в рубахе белой
На место лобное ведут.
И старший сын указ читает,
А средний сын топор берет,
Лишь младший сын ревмя-ревет
И ничего не понимает…

ОКНО В ЕВРОПУ
Я жить так больше не хочу.
О, дайте мне топор, холопу,
И гвозди, я заколочу
Окно постылое в Европу
И ни к чему тут разговоры.
Ведь в окна лазят только воры.

***
Я не знаю, куда нас несёт
Наша тройка, в былом удалая,
Но бросает её и трясёт
Так по русским холмам,
что растёт
Каждый миг население рая.

* * *
Мы жили в большой и богатой стране,
Но въехал к нам всадник на черном коне,
Нашлись, кто открыли ворота ему,
И все погрузилось в смердящую тьму.
И денно, и нощно сгущается тьма,
А судьбы людские — тюрьма иль сума.
«То воля народа! То воля народа!» —
Кричат подлецы, что открыли ворота.

РУССКОЕ ПОЛЕ
Я под небом твоим тусклым
Понял это не вчера:
Чтоб тебе остаться русским,
Куликовым стать пора.
А иначе тебя сгорбит,
Стиснет страшная беда —
Станешь ты курганом скорби
Аж до Страшного суда.
Будет летними ночами
Золотая сниться рожь.
Деревянными крестами
До вершины зарастешь…

***
Расстрел всегда перед рассветом —
Это придумка Сатаны.
Не будь я русским и поэтом,
Я бы уехал из страны.
Расстрел, увы, не отменили —
Он называться стал отстрел…
И я во сне среди фамилий
Свою случайно подсмотрел…

***
Я с давних лет плюю на то,
Что жить душе мешает.
Будь то сверхмодное пальто
Или престижное авто,
Поскольку точно знаю, кто
Всем этим нас прельщает.
«Будь круче всех! Будь на виду!
Всегда явлюсь на помощь».
А что окажешься в аду,
Умалчивает, сволочь.

         В стихах Николая Зиновьева расставлены все точки над i, все его чаяния и устремления видны, как на ладони. Разве не опасен такой поэт для власть имущих? Ведь он своими стихами будит общественное сознание, он бьёт в набат изо всех сил, пытаясь растормошить наши сонные души, наши равнодушные сердца: родина в смертельной опасности!
        За таких поэтов всегда страшно! Вот такое стихотворение написалось у меня после прочтения очередной его книги.

БЕРЕГИ СЕБЯ, ПОЭТ!
Н.А.Зиновьеву

Береги себя, Поэт,
Хоть немного опасайся!
Подождёт тебя «тот свет»,
С даром собственным считайся.
Не ходи в глухих местах,
Не ныряй в дурную воду.
Ведь душа твоя чиста –
Очень нужен ты народу.
Береги себя, Поэт!
У тебя врагов немало.
Слово, словно пистолет
Или лезвие кинжала
Бьёт их, но они встают
Бесконечной злобной ратью.
Берегись, а то убьют,
Ведь они тебе не братья.
Это ты стоишь лицом,
Правду-матку режешь прямо
И со склизким подлецом
Всё сражаешься упрямо.
Он же вытащит кастет
Со спины ударит ночью…
Не дай, Бог, я напророчу!
Береги себя, Поэт!

           Берегите себя, Николай Александрович! Я желаю Вам долгой и плодотворной жизни! Пусть хранят Вас Господь и Божья Матерь! Пусть ангел-хранитель всегда идёт впереди вас!

***
Я влюбляюсь в поэтов,
Их лично, при этом, не зная.
Их стихи – не портреты,
Как близких людей принимая.
Я влюбляюсь навечно,
Пронзённая словом, как шпагой.
Мне от боли сердечной
Спасенье -  перо и бумага.
Им, ушедшим нелепо,
В любви сочиняю признанья.
Как журавликов в небо
Свои отпускаю посланья.
Долетят ли, не знаю,
Но только надеюсь на это,
Что крылатая стая
Немножко поможет поэтам.

           С Николаем Фёдоровичем Астафьевым и его женой Валентиной Царёвой – поэтами из Санкт-Петербурга я познакомилась в Вологде на «Рубцовской осени» в 2016 году. Мы очень хорошо тогда пообщались, была очень славная компания из поэтов, музыкантов, певцов: Николай Астафьев, Валентина Царёвы, Владимир Скворцов из СПБ, Валентина Строгова из Рязани, Евгений Четвериков и Александр Ерохин из Саратова, Сергей Зыков (певец и музыкант) из СПБ и другие.
           В центре внимания, конечно, были питерцы. А Астафьев, Царёва и Скворцов оказались ещё и близкими друзьями Глеба Горбовского. Как выяснилось, я была с детства знакома с поэзией Горбовского, не зная об этом. Мой, ныне покойный, брат Сергей, был очень музыкален, он играл на гармошке и гитаре, знал и пел много песен, в том числе и «Фонарики» - песню Глеба Горбовского, которая стала народной. В тот раз в Вологде я и узнала, что текст этой песни принадлежит перу известного питерского поэта.
          Николай Фёдорович Астафьев оказался очень интересным поэтом и собеседником. Он много поездил по стране по роду своих двух профессий, сначала, как геолог, потом, как журналист. Бывал и в Хабаровске, и в Девятинах (это село находится в 28 км от села Анненский Мост, где я родилась). И моему краевому центру, и селу Девятины есть стихотворные посвящения в книге Н.Ф.Астафьева «Откроется в слове душа».
          Он подписал её мне так: «Татьяне Мирчук с любовью к Хабаровскому краю, где и мне довелось побывать». Николай Фёдорович и службу воинскую после института частично проходил на восточном участке БАМа,а это совсем рядом от Комсомольска по российским меркам. С удовольствием и неоднократно прочитана мной эта книга. Стихи Астафьева искренние, умные, в них есть и лирика, и философия, и гражданская позиция, и православное мышление.
          Вот строчки из «бамовского» стихотворения «Ургальское время»
 
Луна, как остывшее солнце,
витает над краем земным, -
ныряет в глухие колодцы
и трётся щекою о дым.
Но всё это ей неродное
и нет у ней сирот и вдов, -
мерцает светило ночное
в полях стеариновых льдов...

А это из стихотворения «Девятины»

Какие дивные места,
какие русские картины! –
Какое светлое село
с названьем грустным Девятины.
...Я рад бы жить подолгу в нём
или гостить, хотя бы редко,
и обживать замшелый дом –
приют геологоразведки,
где под горою Волго-Балт, -
скользят, как льдины, сухогрузы,
а за другим окошком тракт
и на крылечках карапузы...

Посвящение общим знакомым Кошелевым М.Н. и А.В.

...Ещё волна. За ней – другая
на берег сонный набежит,
как будто память напрягая,
душа воды глядит в зенит...
И отражает, отражает,
всё, что явилось и прошло, -
и даже солнца блик вмещает,
которое нещадно жгло.

          И очень много стихотворений, посвящённых нашему общему любимому поэту Николаю Рубцову. В 2016 году у Астафьева вышла книга о трагической смерти Сергея Есенина «Трагедия в Англетере: действующие лица и исполнители», в которой Николай Фёдорович провёл своё собственное расследование гибели поэта. Его версия противоположна официальной. Астафьев прямо пишет о том, что Есенина убили представители НКВД, приводя в качестве доказательств неопровержимые улики. Я полностью на стороне писателя.
         У меня с Николаем Фёдоровичем оказалось много общих «любовей». Это и Николай Рубцов, и Сергей Есенин, и Фёдор Абрамов. В его книге стихов я нашла стихотворение «Утренняя молитва Оптинских старцев», где Астафьев переложил молитву в стихотворный размер. Я очень люблю эту молитву и каждое утро читаю её. Мне очень близка и понятна тема православия, и мысли, выраженные в стихах Николая Фёдоровича, перекликаются с моими, и я полностью согласна с его стихотворением:

ЗАЧЕМ?

Ты говоришь, что Бога нет, -
Тогда зачем всё это? –
Зачем весь этот белый свет
и звёзды, и планеты?
Зачем вся эта гамма чувств
от боли до блаженства,
зачем к гармонии стремлюсь,
познав несовершенство? –
Зачем притихшая душа
весь этот мир вбирает
и, слог за слогом вороша,
Над Словом обмирает?

            Я встретилась с Николаем Астафьевым снова на фестивале «Рубцовская осень» в 2018 году и надеюсь, что встреча эта не последняя, потому что наша общая любовь к поэзии Николая Рубцова по милости Господней ещё не раз пересечёт наши пути-дорожки.

           Николай Тимофеевич Бушенёв – поэт из города Череповца. Познакомились и подружились мы с ним в «Рубцовском центре» города. Поэт Бушенёв – профессиональный филолог, слово – это его конёк, стихи - его духовная ипостась, которая слита воедино с его материальным воплощением. Стихи Николая Бушенёва лиричные, умные, тонкие, иногда – слегка ироничные, но никогда – злые, потому что и сам Николай Тимофеевич очень добрый, расположенный к другим людям, человек.
            У меня есть две книги его стихов, с дарственными надписями, за что я очень благодарна автору. Первый сборник называется «Всё течёт», второй – «Вкус позднего мёда». Обе книги выпущены в Череповце и прекрасно оформлены. Я очень рада тому, что они стоят на моей книжной полке, и я могу время от времени доставать их и наслаждаться стихами прекрасного автора – моего современника.  На одну из книг я написала Николаю Тимофеевичу отзыв.

Отзыв на книгу Н.Т.Бушенёва «Вкус позднего мёда»

            Уважаемый, Николай Тимофеевич! Спасибо вам за книгу стихов «Вкус позднего мёда». С большим удовольствием прочитала её, очень многие стихотворение заложила закладками и время от времени возвращаюсь к ним, чтобы перечитать снова. Очень хороший замысел – составить книгу так, чтобы стихи, написанные 20-30 лет назад перекликались со стихами последних лет! Вы были и в молодости очень умны и проницательны, тем более ценно, что ум Ваш за эти десятилетия отточился, что в Ваших стихах присутствует и юмор, и самоирония, и лёгкая грустинка. Но в них нет нытья, нет «чернухи», Вы остались лириком, очень тонко чувствующим природу. Вы любите мир, любите людей и радуетесь всему, что Вас окружает!
            Стихи Ваши умные, философские, завершённые по сюжетным линиям – Вы настоящий Поэт, чувствующий, думающий, понимающий то, о чём хотите сказать себе и читателю. А Ваши стихи для детей – это отдельная тема. Вы легко смогли бы быть детским писателем, потому что в Вас осталась детская наивность в самом хорошем смысле этого слова! А вот это стихотворение, по-моему, образец (плохое слово, избитое, но другого не нашла, каюсь!) совершенства, в нём есть всё, о чём я написала выше:

Я не знаю, что мне в этой осени...

Я не знаю, что мне в этой осени,
В ярком всплеске звона лебединого,
Если зачастившими ненастьями
Выстужено сердце, затуманено.
Но зато дождями безутешными
Соль моих обид ты, небо, вымыло,
Но зато над полем позаброшенным
В вое ветра тонет голос раненый.

Я не знаю, что мне в тусклой старости.
Годы тяжелы, а путь в колдобинах.
Вихрями нежданно налетевшими
Силы – не недюжинные – отняты.
Но зато пришло успокоение.
Незачем мне быть среди особенных.
Но зато своей доволен памятью.
Зло забылось, доброе лишь помнится.

Я не знаю, что в моём пристрастии
К звуко-, к чувству-, к мыслеизлиянию,
Если мир наш, в неизвестность мчащийся,
Держится на ловкости и ярости.
Но зато мне одаренье позднее
Озаряться внутренним сиянием.
Но зато просвет и утешение
В дни ненастья и беззвёздной старости.
                9 января 2006 г.

Из давних очень понравилось вот это, даже захотелось его выделить, потому что это – начало, поиск тем, слов:

   Жарптицелов

Когда ещё не созрели слова
и в глубине сознанья смутно бродят,
и мельтешат, как на ветру листва, -
тогда не по себе, и сладко вроде.

Пока что замерла с пером рука.
Но чувства окрыляют и возносят
в сияющий зенит, под облака.
Не ведаешь, куда оттуда бросят.

Но чувствую уже: сойдёт туман,
вот-вот наступит светлый миг прозренья...
Жар-птицею, попавшею в капкан,
трепещется твоё стихотворенье.
1977 г.

           А то, что Вы человек не аполитичный, что переживаете за всё, что происходит в стране, понятно из таких стихотворений, как «Бесы» и других. Здесь ирония и отсыл к Пушкину, вроде бы, но ирония горька и есть понимание глубинных течений политических игр наших политиков. И мне это тоже близко и понятно.
Хочу особо выделить те стихи, что приглянулись особо: «Мать-и мачеха цветёт», «Дожди идут...», «Вера в Спасителя», «Не успеть – не сказать, не сделать...», «То покряхтывая, то крякая...», «Защити!» - просто программное стихотворение для нынешнего поколения, «Глаза и руки-ноги мельтешили...», «ПоленИца, она ж полЕница...», «Муха в холодильнике», «Филиппова и Рубцов», «Шиповник цветёт» - в нём такая Лирика и ощущение живой природы явное, «Если даже звёзды с неба падают...» - (Шедевр!), «Серые вороны, а вон чайки белые», «Но всех словесных эквилибристик...» и многие другие.
           Горда, что знакома с Вами, радуюсь нашему простому общению в редкие мои приезды в славный город Череповец. Желаю Вам и в дальнейшем радовать нас, Ваших почитателей, своими шедеврами, Вашей добротой! Здоровья вам и творческого долголетия. Пусть вдохновение никогда не покинет Вас!
                С огромным уважением Татьяна Мирчук,
                Комсомольск-на-Амуре, 2 декабря 2018

              И ещё об одном авторе мне хотелось бы немного рассказать. Это прозаик из Москвы Николай Алексеевич Андреев. Человек он очень известный в столице и за его пределами. Работал раньше в крупных издательствах журналистом, а сейчас пишет очень хорошие книги. Книги документальные, но читаются они на одном дыхании, словно бестселлеры. У меня есть книга Николая Андреева «Жизнь Высоцкого», с дарственной надписью.
             Сейчас Николай Алексеевич работает над книгой о перевале Дятлова, и я очень жду её выхода и надеюсь, что приобрету её, потому что слушала несколько глав из будущей книги, и она меня очень заинтересовала. А это мой непрофессиональный отклик на одну из его книг, которая произвела на меня неизгладимое впечатление.

         На книгу Н.А. Андреева «Жизнь Высоцкого»

          Дочитала сегодня книгу. Надо сказать, растягивала удовольствие! А, может быть, как в детстве, когда заставляла маму перечитывать любимую книгу с трагическим концом, думала, что в этот раз всё закончится хорошо, но увы...
Спасибо автору за любовь к Владимиру Семёновичу!  Удивительно полновесная, содержательная книга. Уже берёт её для прочтения знакомый, любящий творчество Владимира Высоцкого. Сколько же лет Вы её обдумывали, прежде чем написать? Такое ощущение после прочтения, что автор был в ближайшем окружении В.С. Нет, не так! Что автор был очень близким другом Высоцкого!
          И ещё. В ней нет обвинений в чей-то адрес, а есть желание автора понять, почему так поступал тот или иной участник драмы. И очень жаль, как родного, очень близкого душе человека - Владимира Семёновича. С огромной радостью узнала, что он крещёный, можно теперь за него записку в храме подавать об упокоении. С его песнями, самыми первыми, познакомил меня брат, пришедший из армии. Он хорошо играл на гитаре и пел: " в королевстве, где всё тихо и складно...", про лешия и 33 -х богатырях, о Большом Каретном. Но я узнала, кто автор этих строк много позже, а потом были самиздатовские сборники Высоцкого, его почитатели набирали тексты на пишущей машинке и переплетали книги.
          Я, конечно, что-то знала о жизни Высоцкого, читала "Прерванный полёт" и др., но Ваша книга - это нечто! Спасибо Вам, Николай Алексеевич, за неё и за Память о Поэте! С признательностью из далёкого Комсомольска-на-Амуре. Здесь тоже помнят и любят Высоцкого!
          В знак признательности к автору, я выслала ему небольшую книжечку своих стихов и была очень благодарна Николаю Алексеевичу за то, что он написал мне в ответ трогательные слова благодарности:

          «Здравствуйте, Татьяна! Вчера почтальонша Ира принесла мне чудо - вашу книгу стихов. Я так обрадовался! Прежде всего за вас - книга всегда этап в жизни, и за себя обрадовался - что вы мне доверяете. Первым прочитал стихотворение "Друзьям", потом "О смысле жизни". Потом раскрывал книжку в одном месте, в другом и читал попавшийся стих. У вас тонкое чутьё на слово. Для меня вообще слово - это главное и в стихах, и в прозе. Вы изумительно точно владеете словом. И чувства! Для стихов это так важно - выразить чувство. И столько обнажённости чувств! Замечательная книга. Будут читать и перечитывать. Удачи!»

           Вот такая моя «Николиниана»! На этом я завершаю своё повествование, но хочу в заключение сказать, что начало ей положили два моих земляка – Николай Алексеевич Клюев и Николай Михайлович Рубцов. Душа моя благоговеет перед их памятью, перед их творчеством! Это, благодаря им, я узнала много такого, о чём и не подозревала до того, как стала знакомиться с их творчеством. Это, благодаря им, я познакомилась с таким огромным количеством совершенно замечательных людей.
           Благодаря им, я стараюсь ежегодно приезжать на свою малую родину, откуда мне открыты пути во многие прекрасные места нашей большой родины.
Скоро снова мне в дорогу! А перед ней я схожу в храм и поставлю свечу перед ликом ещё одного Николая – Угодника Божьего, покровителя путешественников, и попрошу его молитв за меня перед Господом и Царицей Небесной, чтобы они не оставили своей милостью грешную рабу Татиану в её скитаниях!

    Комсомольск-на-Амуре 03.05.19