Грачи

Сергей Вельяминов
     Память уводит меня в далёкое детство… а там… весна! Не знаю почему, но воспоминание об этой поре у меня постоянно связано с Пасхой! Вот только каким образом мы, дети социализма, никогда не знавшие Бога, могли быть причастны к этому событию? Я и сейчас теряюсь в догадках. Даже спустя много лет, мне не очень это понятно. Тем более, что сама Пасха, в нашей атеистической стране, строящей социализм, была официально запрещена, как и всё, что было связано с верой в Бога…

     Но в тоже время, власть предержащие хорошо понимали, что искоренить такое событие, как Воскресение Христово, из сознания православных людей не представляется никакой возможности… Тогда они пошли на некоторую хитрость, разрешив населению в этот день посещать кладбища. Дело вроде хорошее – можно помянуть усопших, там же и кресты на могилах стоят – ну, чем не «праздник»? Неплохо придумано: Воскресение Христово – праздник жизни и добра, превратить в день поминовения.

     Вот, наступал светлый день, и в место того, чтобы провозглашать в церквях – Христос Воскрес!.. - все собирались целыми семьями и шли на кладбище, а многие это делают и по сей день: до такой степени укоренилась в них эта странная привычка.

     Теперь я хорошо понимаю, почему в моих детских воспоминаниях твёрдо отложилось, что празднование Пасхи всегда связано с посещением кладбища. Чего говорить, я долгое время, став уже взрослым, продолжал следовать этой традиции – в этот день обязательно бывать там и поминать родственников, а если по какой-то причине не удавалась сходить на кладбище, я потом долго переживал и корил себя.

     Куличи, под названием «Весенние кексы», продавались в ограниченном количестве, поэтому мать старалась покупать их заранее, часто выстаивая длинные очереди. Она заблаговременно собирала шелуху от репчатого лука, а потом, в чистый четверг, красила яйца. От шелухи вода, в которой варились яйца, становилась красно-коричневой, окрашивая их в такой же цвет. Так уже повелось, и ничего другого для покраски яиц у нас больше не было.   

     В те годы мало кто понимал суть этого праздника. Знали одно, что необходимо быть на кладбище, а потом вернуться домой и за столом помянуть?! Центр стола, как правило, украшало блюдо с куличом и яйцами. Хозяйка готовила салат оливье… варила много картошки…, ну и соления всякие…

     Ранним Пасхальным утром и стар и млад двигались в сторону кладбища. Обязательно берём с собой яйца, нарезаем куличи, а как же без этого? Надо будет покрошить на могилки, - обычай такой. Птички прилетят - поклюют. Тоже помянут.

     Вот и кладбище наше - старое, деревенское. Здесь все родственники лежат. Но это пока далеко от меня и мало понятно. Просто надо прийти - вот мы и пришли...

     Посещение такого места было целым приключением для меня. Страшно, ведь кругом покойники под землёй лежат. Кресты, памятники. Какие-то загородки несуразные: многие уже давно поржавевшие стоят, другие на бок завалились - требуют своего подновления… а некоторые могилы - просто заброшенные холмики, на которые ненароком и наступить можно.

     Взрослые заходят внутрь оградки. Кто садится на лавочку, кто стоит. Достают съестное, выкладывают на столик. Незаметно появляется бутылочка самогонки, а с ней и стаканы гранёные, а как же без этого? Не по-людски как-то… помянуть надо! Святое дело! - Ну, мир праху нашим старичкам… пусть земля им пухом будет?!. - как правило, начинал отец.

     Тут же пьют, не чокаясь, а капельки, оставшиеся в стаканах, почему-то стараются на могилку выплеснуть. Зачем это они делали, я не знаю? Да и куда мне, несмышлёнышу. Я напускал на себя строгий вид, - вроде тоже участвую наравне со всеми в этих замысловатых «таинствах». Крестилась только мать, остальные стояли просто, улетая мыслями к дому, - к накрытому столу, где можно было напоминаться вдоволь: выпить, закусить, потом затянуть грустную песню, если получится, чай не хороним кого, а просто так положено, кто-то сказал…

     А над головами в это время шум, гвалт стоит – грачи прилетели, гнёзда вьют, а может просто радуются жизни. Весна на дворе – Пасха! А то, что Христос Воскрес, мы тогда ещё и не знали, да откуда нам знать, когда на первом листке букваря у каждого красовался портрет дедушки Ленина, а у него такая добрая улыбка. Такой дедушка плохого не пожелает… да и социализм построили! Теперь впору о коммунизме подумать?! Говорят, всё бесплатно в магазинах будет. Вот уж я сгущёнки наемся! Думаю, что доживу, ведь я маленький ещё, а он уже в двухтысячном году наступит.

     С кладбища идём быстро. Задерживаться нет желания – живые о живых думают. Впереди дом с накрытым столом, там пирогами пахнет! Вот и я со всеми топаю по лужам, а сам всё оборачиваюсь, посмотреть, не бегут ли за нами покойники? Да нет, глупость — это всё ребята болтают пустое… а солнце уже высоко над лесом стоит, - смеётся над нами – оно Бога славит! Радуется – Праздник такой! А грачи чёрными точками всё кружат над берёзами, а может, это и не грачи вовсе, а покойников души?! Думаю, решили прилететь на Пасху, повидаться со своими, вот и ищут их, а найти не могут. Всё перепуталось, - кто, где?..

     Я догоняю взрослых. Вместе идти веселее. Да и чего мне бояться, я ещё маленький такой, у меня вся жизнь впереди!

                2019г.+к