Гоблин Марат и социологический допрос

Алишер Таксанов
Гоблин Марат сидел в своем жутком жилище и жрал лягушку, что час назад поймал в болоте. Лягушка была неплохой на вкус, правда, старая, мясо оказалось тягучей как жвачка, жилы и мускулы плохо поддавались зубам, а кровь попахивала тиной. Но это не смущало гоблина, он всего лишь макал тушку в соус из скорпионьих жал и, чмокая, все это поглощал и хлопал иногда себя по пузу, стимулируя пищеварение.
В этот трапезный момент появился гномодрилл Бахуся Мусая, городской социолог. Гномодриллы — это особая ветвь магических существ, помесь петикантропа и гномосекомого существа, волшебной силой не обладали, и поэтому занимались человеческими науками. Как врачи они оказались некудышными, как юристы совсем плохи, инженеры из них вышли бесполезными, и единственное, в чем они преуспели, была социология — наука о разносторонней жизни человека. Конечно, данная наука была бесполезной для самих гномодриллов, так как их социальное обустройство, отношения и стратификацию никто понять не мог, а сами они не хотели себя изучать. Им приятнее было готовить материалы на других. И вот сейчас один из таких ученый приполз к Марату.
- Жрешь все? - недовольно посмотрев на еду, спросил Бахуся Мусая. Его от запаха воротило, хотя их еда была ничем не лучше. Гномодриллы вообще лопали падаль, прогнившую плоть: у них были слишком слабые зубы, но зато сильная желудочная кислота, разъедавшая любую пищу, даже кости и ржавые шпангоуты.
Марат с недоумением посмотрел на него:
- А тебе-то чё?
- Пришел тебя допросить? - хмуро ответил социолог, присаживаясь рядом без какого приглашения. Хотя все гномодриллы приходили без приглашения и делали что-то без чьего-то дозволения: они не руководствовались этическими принципами и их мораль вообще выходила за рамки понимания даже леприконов и гоблинов.
- Это еще зачем? - не понял Марат, продолжая обсасывать ножку лягушки.
- Таково задание руководства, - туманно и кратко ответил Бахуся Мусая, он разложил бумаги, достал из штанов карандаш. - Я буду тебе задавать вопросы, а ты должен отвечать. Отвечать честно и правильно…
Марат не знал, что такое быть честным и как поступать правильно, эти слова вообще были вне его разума. Он действовал всегда по инстинктам, а сейчас инстинкт ему говорил, что нужно треснуть гномодрилла чем-нибудь тяжелым, например, поленом, что уже год лежало под кроватью неизвестно для чего.
- А если я не отвечу? - поинтересовался гоблин.
- Будут проблемы, - опять коротко ответил социолог и разозлился: - Слушай, ты тут не строй из себя черт знает кого — отвечать все обязаны! Таковы законы социологии!
Марат не имел понятия, что такое социология и какие к ней закроны присобачены, но отвечать согласился, надеясь, что это не больно, быстро и, возможно, не бесплатно, и что ему дадут потом докушать лягушку.
- Ладно, давай, - буркнул он и отложил лягушку на тарелку.
Бахуся Мусая взял первый лист и стал спрашивать:
- Как ты относишься к инвестиционной политике короля Хватьды-Драпа: одобряешь или нет?
- А кто это такой?
Социолог в некотором замешательстве посмотрел на респондента его допросов:
- Как кто — это наш владыка! Избран демократическим способом семь лет назад!
- У меня нет владык. Я сам по себе! - Марат не врал, он действительно не знал, кто стоит у руля государства и у него на самом деле не было никакого начальника. Он не читал газет, не смотрел телевизор, не слушал радио — его вообще не интересовало, что происходило вокруг. Войны, мор, природные катаклизмы — все это проходило мимо его, и поэтому ему было все равно, что там у людей или магических жителей планеты.
Ответ озадачил социолога, видимо, такое не предусматривалось в его допросе. Он поковырялся в клювообразном носу карандашом, обдумывая, как лучше это оформить на бумаге, и потом сказал:
- Ладно, напишем, что одобряешь.
- Пиши, - равнодушно произнес Марат.
- Как ты считаешь, введение 15-процентного налога на добавленную стоимость ухудшит или улучшит состояние бизнеса? - задавал тем временем уже второй вопрос Бахуся Мусая.
- Чего-чего? - на этот раз удивился Марат. Он никогда не слышал таких слов, и ему казалось, что гномодрилл читает ему молитву.
Это опять рассердило ученого:
- Ты такой тупой что ли? Не знаешь, что такое НДС?
- А что это такое?
Бахуся Мусая сам не имел представления, что это такое, но у него был список вопросов и по нему следовало работать. Чертыхнувшись, он сам ответил за Марата:
- Хорошо, напишем, что ухудшит…
- Пусть будет так, - зевнул гоблин.
И гномодрилл продолжил свою работу:
- Итак, за года правления нашего короля улучшилась внутриполитическая ситуация, народ стал больше доверять реформам и стали они больше знать о своих правах?
Марат посмотрел на свою пищу и подумал, что соус не так уж горек, нужно поперчить китайскими тараканами. Он совсем забыл, что рядом терпеливо ожидает его ответа Бахуся Мусая.
- Ну, так что? - толкнул его социолог, вернув из состояния раздумья в реальный мир.
- Что так что?
- Так улучшилось или ухудшилось?
- А что именно?
- Как что! - возопил гномодрилл, выйдя из себя. - Права человека!
- Так я не человек, какое мне дело до их прав! - резонно ответил гоблин.
- Но люди как ощущают свои права?
- Так спроси их, что ко мне пристал?
Икнув, социолог что-то вписал в бумагу. Потом принялся за очердную пытку:
- С именем Хватьды-Драпа увязываются ли у тебя представления о прогрессе общества, достижения великого будущего?
Это, если честно, достало Марата и он, в свою очередь спросил:
- Подожди-ка, ответь ты мне лучше: что вкуснее жаба или лягушка?
Нервно передернув плечами, Бахуся Мусая произнес:
- Откуда мне знать? Я не жру земноводных.
- И я вот не знаю, но хочу узнать, - произнес гоблин и щелкнул пальцами, произведя магическое действие.
В ту же секунду гномодрилл превратился в большую жабу, запрыгал по столу, видимо, щокированный такой трансформацией. Схватив его, Марат макнул в соус и откусил полтуловища, зачавкал, громко рыгнул.
- Хм, вкус такой же, как и у лягушки, - сказал он, когда сожрал Бахуся Мусая. - Так что я тоже теперь социолог. Впишу-ка в лист этого гномодрилла, что разницы никакой нет, кто там у власти и сколько процентов ихняя там валовая стоимость!
(3 мая 2019 года, Винтертур)