Россия в войне с Наполеоном ч. 45

Николай Мринский
На соболезнования он ответил: «Быть раненому за Отечество весьма приятно, а что касается левой руки, то у меня остается правая, которая мне нужна для крестного знамения, знака веры в Бога, на коего полагаю всю мою надежду». Командование корпусом принял ген. А.П. Ермолов. Узнав об этом, император Александр сказал: «Ермолов укрепил за собою гвардию», - и пожаловал ему Александровскую ленту. Солдаты не дрогнули и продержались до подхода 18 августа главных сил союзной армии (44 тыс. чел.) во главе с Барклаем-де-Толли, а в тыл войскам ген. Вандама ударил прусский корпус ген. Ф.К. Клейста (35 тыс. чел.). 2-й французский (вестфальский) корпус был окружён и разгромлен. Вся тяжесть сражения легла на гвардейские пехотные части. Неся огромные потери, русские войска не позволили неприятелю, запертому в узком Кульмском ущелье, вырваться из окружения. Казаки прикрывали фланги, но и 18 августа, вместе с пехотой, участвовали в овладении г. Кульмом. Враг потерял 10 тыс. убитыми и ранеными. Союзным войскам достались большие трофеи: 12 тыс. пленных солдат, штаб- и обер-офицеров, 4 генерала, несколько знамён, 84 орудия, 200 зарядных ящиков и весь обоз (15). Реляция об этом сражении была написана самим ген. Ермоловым. Весь успех дела он отнёс в ней непоколебимой стойкости войск и распорядительности графа Остермана, совершенно умолчав о своём командовании и о своих заслугах. Прочитав эту реляцию, ген. Остерман-Толстой несмотря на жестокие страдания, собственноручно написал А. Ермолову: «Довольно возблагодарить не могу ваше превосходительство; нахожу лишь только, что вы мало упомянули о генерале Ермолове, которому всю истинную справедливость отдавать привычен».

Когда флигель-адъютант граф Голицын привёз ген. А.И. Остерману знаки Св. Георгия 2-й ст., мужественный граф сказал ему: «Передайте государю, что этот орден должен принадлежать не мне, а Ермолову». Впоследствии, когда ген. от инфантерии А.И. Остерман удалился от дел и поселился в Женеве, он приобрёл и повесил в своём кабинете портрет ген. А.П. Ермолова, служивший ему живым напоминанием славного прошлого. Самым блистательным делом для казаков ген. В.Д. Иловайского 12-го стало окружение корпусного штаба и пленение полководца Вандама со всеми офицерами и нижними чинами его штаба. В рапорте ген. Иловайского 12-го от 20 декабря 1813 г. на имя великого князя Константина Павловича так описывается участие казаков в сражении при Кульме: «От 17-18-го прошедшего августа, донской казачий моего имени полк при разбитии у Кульма корпуса ген. Вандама, действуя на правом фланге армии, отбил у неприятеля 9 орудий, обезвредил 2 пехотные колонны и взял в плен самого полководца Вандама и 1 дивизионного генерала. Также, в преследовании до городка Петерсвальдо было пленено до 400 офицеров и рядовых; при сём деле многие из нижних чинов полка мне вверенного, отличили себя примерною храбростью и неустрашимым мужеством; отбитием орудий, поражением неприятеля и взятии оного в плен» (16). В этих боях отличились лейб-гвардии Конный и Кавалергардский полки, под личным командованием ген. М.А. Арсеньева. Они не только стойко выдержали натиск французов и сами мужественно атаковали. За Кульмскую викторию начальник 1-й бригады удостоился ордена Св. Владимира 3-й ст. и Кульмского креста. Российский император и прусский король были участниками и очевидцами этого сражения.

Александр I пожаловал нижним чинам гвардейского корпуса, а также казакам по 2 рубля каждому. Император Фридрих-Вильгельм III, восхищённый мужеством русских солдат, заявил, что награждает победителей сражения при Кульме прусской наградой - Знаком Отличия Железного креста. Однако в соответствии со статутом, данной наградой (учреждена 10 марта 1813 г.) могли быть пожалованы только прусские подданные. Тогда решили изменить внешний вид Знака Отличия Железного креста (его часто стали называть Кульмским крестом) и вручать участникам сражения. С 1816 г. и позже награду получили свыше 11 тыс. гвардейцев, солдат и кавалеристов регулярной армии, казаков, обер- и штаб-офицеров, генералов. 20 апреля 1827 г. по высочайшему указу императора Николая I Знак Отличия Железного креста (Кульмский крест) приравнен к российским медалям, носился на левой стороне груди в одном ряду с российскими наградами. В дни последующие были разбиты войска маршалов: Удино - при Гроссберге, на р. Кацбах - Макдональда, Нея - в сражении при Деневице. Битва при Кульме не позволила Наполеону развить дрезденский успех и захватить инициативу. Путь на Берлин его войскам был закрыт, и они отступили к Лейпцигу. Потери союзников в бою под Кульмом составили 3,5 тыс. чел. 12066 русских участников битвы были награждены прусским королём специальной наградой - Кульмским крестом. Он был изготовлен и вручен в 1815 г. 7131 чел. оставшемуся в живых. Спустя неделю после Кульма поражением ударной группы Нея завершилось второе французское наступление на Берлин. После всех этих сражений наступила трёхнедельная передышка.

Союзники вновь получили солидное подкрепление - Польскую армию во главе с ген. Беннигсеном (60 тыс. чел.). В стан противников Наполеона перешла Бавария - крупнейшее королевство созданного Францией Рейнского союза. Это вынудило Наполеона перейти к оборонительной тактике. Он продолжал стягивать свои войска к Лейпцигу, где вскоре дал бой, решивший судьбу кампании. Через некоторое время союзная армия перешла в наступление на широком фронте. В конце августа – начале сентября 1813 г. сражения следуют одно за другим. Резонанс от побед в них был настолько велик, что австрийцы изменили ранее принятое решение отступать в Австрию и выходить из коалиции. Император Александр I, впервые увидевший разгром и пленение вражеского корпуса, считал «Кульмские Фермопилы» одним из счастливейших дней своей жизни и всегда любил вспоминать об этом событии. Целый ряд полков русской армии награждается знамёнами с соответствующими надписями на них, иные же получают георгиевские серебряные трубы и тоже с надписью. Отважно продолжают воевать черноморцы, покрывая неувядаемой славой знамя родного полка. Опять казачья лава неудержимо и стремительно пластает своих коней над полями далеких немецких княжеств, вспыхивают на неярком осеннем солнце молнии шашек, и снова ведет сотню в атаку отважный «командир без ошибок». Так, с легкой руки Государя, прозвали А.Д Безкровного, который в Кульмской битве получил ранение - картечью в бок. От этой плохо залеченной раны он страдал до конца своего земного пути. В военной кампании 1813 г. маршал Мюрат продолжал сражался на стороне Наполеона Бонапарта, командуя французской кавалерией, которая после Бородино и численно, и по выучке была уже не та.

Он участвовал в сражениях под Лейпцигом и Дрезденом. В последнем, Мюрат немало способствовал успеху наполеоновской армии, которую союзные армии (прусская, австрийская и русская) превосходили почти вдвое. Под Дрезденом Наполеон направил главный удар по левому флангу союзников, где стояли австрийские войска во главе с К. Шварценбергом. Позиция австрийцев была неудобна тем, что от центра расположения союзных армий их отделял глубокий Планенский овраг. Атаковать австрийцев было поручено Мюрату и они, под натиском французов и прежде всего их кавалерии, были сброшены в овраг, где все полки и батальоны перемешались, неся большие потери от ружейного и пушечного огня. И хотя русские и пруссаки устояли под натиском неприятеля, полный разгром австрийских войск заставил их в конечном итоге отступить. Дрезденское сражение 26-27 августа стало последней победной строкой в полководческой биографии маршала Франции Мюрата. Итоги битвы были впечатляющие: союзники потеряли 16 тыс. убитыми и ранеными, 15 тыс. - пленными и 40 орудий (основные потери были австрийскими). Победители потеряли около 10 тыс. чел. Мюрата чествовали как главного героя сражения, но он уже понимал, что скоро наполеоновская империя рухнет. Свою самую знаменитую атаку лейб-гвардейцы совершили в генеральном сражении, самом крупном в истории войн - под Лейпцигом 4 октября 1813 г., на глазах у русского, австрийского и прусского монархов. Они стояли на холме у дер. Госсы и с высоты наблюдали за удивительной панорамой движения союзных войск и войск неприятеля. С 4 по 7 октября 1813 г., между союзной армией (361 тыс. 102 чел. и 1456 орудий) и войсками Наполеона (около 200 тыс. чел. и 700 орудий) произошла небывалая баталия, получившая название «Битва народов».

В нём участвовали русские, французы, немцы Рейнского союза, бельгийцы, австрийцы, голландцы, шведы, поляки, итальянцы и др. В начале октября с юга от Лейпцига находилась лишь Богемская армия Шварценберга (133 тыс. чел.). Против неё Наполеон сосредоточил 122 тыс. чел., прикрыв северное направление корпусами Нея и Мармона (50 тыс. чел.). Утром 4 октября Шварценберг атаковал наполеоновские войска, оборонявшие южные подступы к Лейпцигу. Австрийский командующий бросил в бой лишь 80 тыс. чел. (авангард Барклая-де-Толли) против 120 тыс. у французов, и ему не удалось достичь решительного успеха. По мнению маршала Мармона, жестокое сражение 4 октября решило участь всей Лейпцигской битвы по обладанию Германией. Французам не удалось одержать победу и заставить противника отступить. Первыми беспорядочную и несогласованную атаку начали союзники в условиях тумана. Наполеон противостоял им в течение первых двух часов сражения при помощи артиллерии и ограниченного числа войск. Всё это время он стягивал французские корпуса на фланги и концентрировал конницу во второй линии. С 9 до 11 часов успех боя между французами и Богемской армией колебался. Русские (127 тыс. чел.) несколько раз нарывались на плотный огонь неприятельской артиллерии и откатывались с потерями. Смертельно был ранен командир 27-й пехотной дивизии, герой сражения за Смоленск ген. Д.П. Неверовский. К полудню, Наполеон сосредоточил в центре всю артиллерию, подтянул туда гвардию, 3 корпуса резервной кавалерии и измотав атакующих активной обороной, в 15 час. перешёл в контрнаступление.

Продолжение следует в части  46                http://proza.ru/2020/07/05/993