Густав Климт Портрет Эмилии Флеге

Алина Алексеева-Маркезин
Эмилия Флёге, художник Густав Климт, 1902 год.
    Эмилия Флёге познакомилась с Климтом, когда была еще маленькой девочкой. Отец отдал её на обучение рисованию к Густаву. Шли года, и они очень сблизились, часто гуляли по улицам Вены. Эмилия очень сильно переживала из-за косых взглядов проходящих мимо людей, из-за того, что же они думают, когда видят её с немолодым мужчиной. Со временем она стала музой Климта, его спутницей на долгие годы.

   В начале 1890-х умерли брат и отец Климта, это очень негативно сказалось на его душевном состоянии, но Эмилия смогла помочь ему оправиться и вытащила его из депрессии. Она научила его мириться с настоящим собой, так как он часто был достаточно агрессивным из-за недовольства собой, своей жизнью и творчеством.

    В 1902 году Климт написал картину «Портрет Эмилии Флёге«, где изобразил свою музу. Картина была создана в необычном новом для него стиле живописи. В этом полотне чувствуется истинная любовь, которая прекрасно уживается здесь и без эротизма, которым пропитаны многие картины этого художника.

    В один из периодов своего творчества Климт увлекался японской гравюрой, и это оказало влияние на его дальнейший стиль живописи. Новшества можно заметить по вертикальному формату картины, плоским элементам и квадратикам с подписью художника, которые использовались в живописи востока.


     Одежда Эмилии украшена множеством мелких деталей золотого цвета, свойственного для нового стиля Климта. В определенный период своей жизни она сама была дизайнером одежды, которая нравилась многим венским модницам того времени. 
      Наряд Эмилии выглядит слегка фантастичным, космическим. Но из-за плоского изображения, из-за которого создается впечатление, будто у её тела нет рельефности, все же можно решить, что наряд модели на этой картине придумал все-таки Климт.

   Среди исследователей жизни Климта до сих пор продолжается полемика, оставались ли отношения художника и Эмилии только платоническими. Ответ может подсказать портрет Эмилии . В нем венский Казанова раскрывает свои чувства.

    Величественная, чувственная и хрупкая Эмилия — не только дама, бросившая вызов обычной роли, приписываемой обществом. Она — Богиня. Как невозможно приблизиться к божеству и властвовать над ним, так для художника возвышающаяся во весь рост Эмилия со стилизованным нимбом остается недосягаемой святыней и его повелительницей.
 
   Эмилии и ее семье портрет не понравился, она отказалась его принять, и в 1908 году картину приобрел Венский исторический музей.

ИСТОРИЯ ОТНОШЕНИЙ  ЕМИЛИИ И КЛИМТА.

      С самых первых дней знакомства Густаву, которому было уже под 30, нравилось находиться рядом с 17-летней Эмилией. Желая завоевать симпатию девушки, он даже соглашается вместе изучать французский. Так невинно и с пользой проходят их первые «свидания».

      Через год умирает Эрнст, и Густав становится опекуном его новорожденной дочери. В этом качестве художник все чаще появляется в доме Флёге, и к 1897 году Густав и Эмилия становятся неразлучны. Многие их знакомые не сомневались, что у них роман. Художник сопровождал Эмилию в оперу и театр, проводил летние месяцы на семейной вилле Флёге, писал длинные письма, а из путешествий отправлял открытки, нередко дорисовывая в свои милые послания крылатое сердечко.

     Вместе с двумя сестрами Эмилия несколько лет училась швейному искусству. С финансовой поддержкой брата в 1904 году девушки открыли салон моды «Cёстры Флёге» в Casa Piccola — самом сердце текстильной индустрии Вены. Эмилия была творческим руководителем трио, сестра Элена занималась клиентами, а Полин — офисом. Несколько раз в год Эмилия ездила в Париж и Лондон, чтобы узнать о модных тенденциях и привезти новейшие образцы текстиля.

 Салон процветал и стал модным местом встреч дам из высшего общества. К 1914 году у них одевались большинство венских модниц. Клиентками были дамы из просвещенных кругов еврейских промышленников, которые заказывали портреты у Климта.

    Дизайнерские модели Флёге назывались«реформаторскими платьями» и несли дух свободы, выражая новое представление о красоте в одежде. Освобождая женщин от тесных корсетов,вольнодумная кутюрье одевала дам в платья свободного покроя,подчеркивающих их женственность. Эмилия любила носить свои модели и часто в них позировала на природе,подчеркивая их элегантность и естественность.

В какой степени Климт участвовал в разработке дизайна одежды для салона «Сестёр Флёге» остается неясным. В его собственных работах одежда была очень важна, он подбирал различные варианты костюма в подготовительных зарисовках и часто импровизировал прямо на холсте, создавая узоры.

   Известно, что платье для Эрмины Галлии, в котором она позировала для портрета, сшито по дизайну художника. Он также создал модель воздушных платьев с воланами для самой Эмилии.
 
     Одним из источников вдохновения для Густава и Эмилии были их впечатляющие коллекции восточного и европейского искусства. Климт собирал японскую гравюру, а Эмилия текстильные изделия народного творчества из Центральной Европы. Фрагменты вышивок и кружев она выставляла в витрине своего салона. Обращаясь к этническим узорам, Эмилия находила новые идеи украшения своих моделей и неожиданные цветовые сочетания.

     Кутюрье и художник вместе разделяли еще одну страсть — к ювелирным украшениям. Только Эмилия обожала их носить, а Климт — изображать. Художник не отказывал в этой слабости своей подруге и часто преподносил ей подарки от ее любимой и самой популярной в Вене марки «Wiener Werkst;tte».

    Начиная с 1898 года Эмилия и Густав проводили летние месяцы на озере Аттерзе в Верхней Австрии, вначале на семейной вилле Флёге недалеко от деревушки Вайсенбах, позже — на вилле Олеандр.

     Вдохновленный присутствием любимой Эмилии и захватывающим видом окрестностей, Климт начал писать пейзажи. Эти созерцательные произведения, не обремененные присутствием людей, успокаивали художника.

    В 1918 году Климт умер. Последние его слова были: «Эмилия должна прийти». После смерти художника Эмилия Флёге сожгла все письма, полученные от него,но сохранила нетронутой «комнату Климта» в Casa Piccalo, превратив ее в уютный музей, где хранились мольберт, одежда, рисунки и мебель художника.

    После присоединения Австрии к Германии в 1938 году «Сёстры Флёге» потеряли большинство своих клиентов и вынуждены были закрыть ателье.

      Эмилия Флёге вела уединенный образ жизни. Она умерла в 1952 году, пережив художника на 34 года. Эмилия никогда не была замужем.