Жасминовая аллея

Мила Инина
Статью с иллюстрациями можно посмотреть на сайте
Philologist.ru Яндекс Дзен


ЖАСМИНОВАЯ АЛЛЕЯ
      Каждому, кто прочитает заголовок этой статьи, захочется понять, при чем здесь жасминовая аллея и как она связана с общим содержанием изложенного. Об этом – чуть позже.

НАЗВАНИЯ, УТРАТИВШИЕ СМЫСЛ

      Города, как и люди, имеет своё лицо, свой характер. Визитной карточкой нашего города всегда являлось разнообразие и богатство зеленых насаждений, большое количество нарядных парков и скверов, отмеченная хорошим вкусом городская и парковая скульптура.  Советский  Краснодар – прямой наследник Екатеринодара,  и это  во многом определило  его  индивидуальность. Культурными памятниками, которые создавали облик города, были всеми любимые места отдыха – Чистяковская роща (в советское время Первомайская, 1900 год) и Городской сад (советский парк культуры и отдыха им.  М. Горького, первоначально Войсковой сад, основан в 1948 году).
        Городскому саду Краснодара начало было положено в 1846 году. В Интернете читаем:  "Князь Воронцов М.С., будучи в то время главнокомандующим кавказского корпуса, имеющий звание генерала-фельдмаршала, приказал устроить парки в самых крупных городах того времени в южном регионе:  Нальчике, Владикавказе и Екатеринодаре. После этого приказа уже к началу 1848 года в городе Екатеринодар (ныне Краснодар) учреждают парк «Войсковой сад» и отводят под него большой участок территории леса. В этом же году власти заключают контракт с известным ландшафтным дизайнером того времени немцем  Яковом Бекельмейером. За 6 лет своей работы он сделал сад ярким, красивым и лучшим украшением для города и всей Кубани, о котором знали даже в далеких регионах". Известно также, что Яков Бекельмейер завез из других регионов, из Крыма виноградные лозы, множество различных декоративных деревьев "и даже раздавал всем, кто хотел, саженцы бесплатно. Вскоре в парке ввели платные аттракционы, установили летний кинотеатр". ( ) Из этого же и других источников  узнаём, что парк в нашем городе разрушали как минимум дважды –  во время революции и гражданской войны и во время Великой Отечественной войны и каждый раз восстанавливали, несмотря на вполне понятные экономические трудности.
    Обратимся к материалам по истории Чистяковской рощи. "Чистяковская роща –  именно так назывался в начале XX в. Первомайский парк. В 1900 г. городской голова Гавриил Степанович Чистяков предложил посадить рощу, которой и было присвоено его имя. Рассказывают, что он собственноручно посадил первое дерево, а остальные были посажены учащимися городских школ и Кубанской учительской семинарии. Роща представляла собой огромныйый участок леса в 30 десятин, крест-накрест разделенный двумя длинными аллеями".




 
Травы в Первомайском парке  Краснодара. 1968 год. Из личного архива.

        Из  современных источников также следует, что городские парки хорошеют год от года, не скудеют и "после запустения 90-х" они не только восстановлены, но значительно улучшены. На самом деле упомянутые   старые вековые деревья, сохранявшиеся в Чистяковской роще еще до недавнего времени,  частично были уничтожены уже в 2000-е годы вместе с роскошными травами и неповторимой аурой природного комплекса. На смену им так и не пришла "молодая поросль", а подлесок и кустарники погублены  без остатка. От лесопарка, занимавшего огромную территорию в 30 десятин, сохранился маленький сквер, находящийся ныне в состоянии умирания. Аналогичным образом улучшили и старый Войсковой сад. Поэтому возвращение советскому горпарку им. Горького  и Первомайской роще названий, призванных демонстрировать уважение к истории города, выглядит бессовестным и циничным  издевательством. Это  тот случай, когда вывеска получает иронический  смысл. Основное назначение новой "чистяковской рощи" вне всякого сомнения – коммерция. Для коммерческих целей используется не  только каждый квадратный метр, но и каждый квадратный сантиметр площади. Коммерческие ларьки и аттракционы отличаются невероятным отсутствием вкуса, выполнены в стиле ярмарочного балагана. Их количество не просто велико, оно непомерно и уничтожает смысл пребывания в так называемой "роще".
 

      

 
Отдых в современной  Чистяковской роще. Март 2019 года.


 

 


 
Пейзажи Чистяковской рощи в 2019 году. Фотографии Милы Блохиной

Особенно теплых слов заслуживают летний кинотеатр и детская площадка. То, что коренные краснодарцы привыкли называть летними кинотеатрами, ныне может вызвать только жестокую ностальгию.
        Периодически, видимо пытаясь как-то оправдать состояние растерзанного кинотеатра "Аврора",  превратившегося в долгострой, кубанские СМИ упоминают не без наигранной гордости о летнем кинотеатре в Чистяковской роще. Трудно сказать, кто проектирует и утверждает строительство на территории бывшей рощи, но результат оставляет невероятно глубокое впечатление, близкое к потрясению. "Кинотеатр" – уродливое, неряшливо сбитое из некрашеных досок строение барачного  типа, которое поднято на металлические опоры и снабжено пожарными лестницами для подъема зрителей в "кинозал". На кого рассчитаны безумные сооружения, не предусматривающие ни уютного интерьера, ни эстетического наслаждения, ни удобств? Общение с природой и свежий воздух можно не упоминать, потому что их в роще больше нет. Как – позволим себе повториться – и самой рощи.


 
Интернет правдиво запечатлел обычный еще в 1980-е годы летний кинотеатр. В Краснодаре такие "залы на свежем воздухе"  были частью нашей городской культуры.

      Избыточное количество громоздких, уродливых аттракционов не оставляет возможности остаться наедине с поредевшими деревьями и вытертой травой, лишенной цветов. Несмотря на достаточное число посетителей, качели, карусели, качалки остаются почти пустыми. При мне из 12 посадочных мест на карусели было востребовано только два, расположенные рядом монструозные сооружения оставались пустыми. Непонятно, зачем бывшему Первомайскому парку распространять зону детских аттракционов  на всю территорию, если многие годы посетителям вполне хватало детского уголка у главного входа. Между  тем, от огромного количества неуклюжих средств развлечения в роще живого места нет, а  детский уголок непомерно разросся и обогатился такого рода оборудованием, от вида которого людей непривычных бросает в дрожь. Плакат "Вековые традиции. Забота о будущем" установлен на детской площадке в комплекте с макетом танка, приведенного в боевую готовность. Какие вековые традиции призывают хранить с оружием в руках? Кого намереваются защищать создатели этого безумного интерьера, существующего для выкачивания денег, – может быть, погубленных белок и растительность?






 

 
Вместо живых белок и цветов: ассортимент игрушек в торговых ларьках.

 

 
Летний кинотеатр, где сидеть придется на грубо сколоченных ступенях.



 

 
Детский уголок в начале главной аллеи Чистяковской рощи в 2019 году.
Дополняет картину военно-спортивный комплекс, так называемый веревочный городок – сооружение, превращающее остатки городского лесопарка в мусорную свалку с целевым использованием отходов. Если к сказанному добавить, что спортивным городком гости рощи почти никогда не пользуются, уродливые и странные сооружения почти всегда остаются невостребованными, а в аллеях в несколько раз сократилось количество любимых посетителями парковых скамеек, далее можно не комментировать.
 

 
Спортивный городок. На фотографиях хорошо видно, что вытоптана трава, ж/б столбы заменили деревья, а ветки обрезаны и опутаны канатами. Уничтожен кустарник, травы, цветы, подлесок
Примерно такая же судьба постигла серьёзно пострадавший Войсковой (Городской)  сад Екатеринодара – Краснодара.
        Эти культурные и природные памятники – роща и парк –  разделили судьбу жасминовой аллеи, о которой вскользь говорилось в начале статьи. Фактически жасминовых аллей на моей памяти было две: в городском парке имени Горького, в самой укромной части парка, недалеко от старой теплицы, и на озелененной территории  одного из кубанских вузов, где  жасминовая аллея ведет к центральному входу учебного заведения. И в парке, и на территории университета росли старые жасминовые деревья, каждую весну преображавшие пейзаж и чаровавшие взгляд. Это были без преувеличения роскошные заросли, сплошь покрывавшиеся белоснежными душистыми цветами. Жасминовая аллея в городском парке уничтожена без восстановления, по-видимому, в 70-х. Это связано с постоянным сокращением территории парка, удешевлением и усреднением  его природного и декоративного облика. В университете старая жасминовая


 
Остатки жасминовой аллеи в парке университета. 2019 год.

аллея,  просуществовавшая не один десяток лет, была вырублена под корень в 2017 году по личной инициативе дворничихи, которой  надоело " убирать  бесполезный мусор", т. е. лепестки осыпавшихся цветов. Уничтожено  более 20 старых кустов, скорее деревьев выше человеческого роста. К сожалению, подобное варварство – разорение зеленого богатства и памятников Краснодара  –  производится постоянно. Особенностью облика нашего города всегда были богатые естественные газоны, пестревшие одуванчиками, фиалками, ромашкой, пронзительно-синей медуницей, лютиками и клевером. Ни о какой амброзии речь в данном случае не идет. Начиная с 2010-х,  спортивного вида  граждане в униформе по нескольку раз в течение теплого сезона  снимают эту растительность газонокосилками (напоминающими миноискатели) под корень, выворачивая подчас комья грунта. Легкий заработок для мужиков с накачанными бицепсами создает компания "Чистый город".  Это безобразие производится в том числе в парках и скверах. В результате ветер носит оголенную землю, превращенную в пыль, все теплое время года, начинается эрозия почвы. Именно такова основная причина гибели старых деревьев, которые пережили непростую историческую реальность прошлого века, но не осилили технических возможностей и попустительства  2000-х. Стремительное сокращение территорий, отведенных под зеленые насаждения, увеличение залитых асфальтом площадок и автомобили на уничтожаемых газонах, самозахват территорий под гаражи и автостоянки, самовольное выкашивание травы и бордюрных растений – наша ежедневная реальность.
 
На этой клумбе автовладельцем самовольно выкошены декоративные растения.
Снимок 2018 года.

      В 1960-х над кассами кинотеатра "Кубань", ныне именуемого "Квартал", зажигалась по вечерам неоновая надпись: "Любите книгу – источник знаний! М. Горький".  А городской сад назывался паром культуры и отдыха имени Максима Горького. Так в нашем городе увековечили память борца за сохранение русской культуры, её доступности рядовому человеку. Здесь хочется вспомнить, что одним из лозунгов культурной деятельности  было высказывание "Искусство должно принадлежать народу", о том, что Горький спасал от гонений и репрессий талантливых русских писателей, от голодной смерти спас тяжело больного Александра Грина.  Его соратником был Анатолий Васильевич Луначарский, защищавший культурное наследие России от варварского уничтожения. Именно поэтому краснодарский художественный музей  долгое время носил имя наркома просвещения Луначарского, и это  нисколько не  умаляет значение деятельности создателя картинной галереи Фёдора  Акимовича Коваленко. В советское время в парке имени М. Горького были установлены памятники как Горькому, так и другим деятелям русской культуры.  Советская власть – в парадоксальном противоречии с пропагандой неприятия царской России и в полном соответствии с марксистской установкой на ценности интернациональные, общечеловеческие –  еще хранила в меру сил доставшееся ей имущество "экспроприаторов". Интересно, что до революции 1917 года и роща, и парк тоже были собственностью муниципальной и только после реформ нашего времени их опрометчиво отдали в недобросовестное "демократическое"  владение. В результате подобных искажений прекрасное слово "демократия" ныне воспринимается как ругательное, а названия  "Чистяковская роща" и "Городской сад" – как издевательство.


КОММЕРЦИЯ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ ИЛИ БЕССМЫСЛЕННОЕ УНИЧТОЖЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ ЭСТЕТИКИ?



На снимке: Главный вход в парк им. Горького. 1960-е гг.

        Краснодарцы хорошо помнят, что в 1960-70-е гг. парк имени Горького был огорожен витой чугунной решеткой, а главный вход украшала торжественная нарядная арка в классическом стиле. Главная аллея начиналась сразу от входа большой яркой клумбой с бордюром из петуний, душистого табака, алых сальвий. В парке работала старая теплица, каждый год в грунт высаживали тропические растения. Особенно много было пальм и больших разноцветных садовых примул. Веерные пальмы являлись ежегодным атрибутом главного входа парка и  многочисленных искусст- венно созданных достопримечательностей – горок, фонтанов,  водоёмов, укромных уголков с неожиданно оригинальными украшениями.

 Пальмы у главного входа на территорию парка. 1968 год.
Из домашнего архива Л. Блохиной

Изысканной и нарядной была парковая скульптура, выполненная в традиционном стиле.  До начала 80-х годов аллеи парка не были покрыты асфальтом, их периодически засыпали новыми порциями желтого  декоративного песка, в котором часто попадались ракушки. Легко дышалось и деревьям, и травам, и людям. Поэтому растительность оставалась пышной и свежей, в центральной аллее развели большое количество белок. Разнообразными выглядели многочисленные фонтаны, каждый имел свою тематику. Парк был местом романтического уединения, общения с природой, памятником культуры, т. е вполне заслуживал наименование "парк культуры и отдыха".  Летний кинотеатр, работавший по вечерам, за символическую плату позволял горожанам испытывать приятные эмоции на свежем воздухе. Днем лошадка пони  возила детей по аллеям парка. Работали  аттракционы: воздушные качели, карусель, колесо обозрения.



Ниже приведены фотографии из Интернета и личных архивов
 
   

 





 
Искусственный водоем в конце центральной аллеи парка им. М. Горького. 1958 год. Из домашнего архива Л. Блохиной.



На фотографии из Интернета: Краснодарский парк культуры
и отдыха имени М. Горького
в 1950-60-е гг.















 
Однако эти развлечения занимали достаточно скромное место в досуге отдыхающих, парк оставался тем, чем был с самого начала – городским садом, предназначенным для отдыха на лоне природы.   Большой пруд в парке имени Горького был местом обитания не только уток, но белых и черных лебедей и павлинов.
      Оставаясь парком культуры и отдыха по названию, парк на глазах начинает меняться с 1982 года.  В это время аллеи заливают асфальтом, сокращают количество фонтанов, сделав их однотипными, по образцу сочинских "музыкальных", с яркой подсветкой, так называемой "светомузыкой". Парковая скульптура к 1980 году уже была уничтожена и заменена кустарными поделками местных умельцев. Прекратила своё существование теплица. Отсутствие в дальнейшем на острове большого  пруда лебедей, павлинов и уток в прессе объяснили "вандализмом горожан". Парк пережил запустение 90-х и обрел свободное от советских интерпретаций имя Городского сада, совершенно потеряв прежний облик. То, что осталось от нашей городской достопримечательности, может быть названо торгово-развлекательным центром, но отнюдь не парком или садом.
Переживший без непоправимого урона две войны и революцию 1917 года, Краснодарский парк так и не оправился от Перестроечных новшеств. С начала 80-х годов не существует чугунная решетка и нарядная арка главного входа, все пространства, кроме уцелевших клумб,  закатаны асфальтовым покрытием и похоронены под тротуарной плиткой.
        Известно, что театр начинается с вешалки. Любое культурное мероприятие, в том числе посещение парка или выставки,  предполагает настрой на определенную эмоциональную волну, содержание отдыха.  Начало главной аллеи нынешнего "городского сада" в Краснодаре  – это не нарядная клумба, не пальмы и тепличные растения, а мемориал, посвященный героям и жертвам гражданской войны. Его естественным продолжением мог бы быть музейный комплекс, аллея славы. Но унылая  полоса тротуарного покрытия, бессмысленно лишенная цветов и других украшений, подводит неожиданно к иной реальности: коммерческая столовая, где продают спиртное и шашлыки по баснословным ценам. Кстати, сбоку от памятника находятся три больших киоска с мороженым и напитками. Далее, за мертвой асфальтовой зоной, батуты, прокат велосипедов и снова – киоски, киоски, коммерческие ларьки: мороженое, сахарная вата, напитки. Конечно, у входа в театр варьете тоже можно разместить нечто от наглядной агитации, например хорошо всем известный плакат "Ты записался добровольцем?" Но будет ли это выражением истинного уважения к истории родной страны?  Уничтоженные клумбы и фонтаны, основательно поредевшая растительность, канувшая бесследно прелесть укромных уголков и романтических аллей делают отдых в новоявленном "городском саду" лишенным прежнего смысла.
      
    
 
Большой пруд парка в 1982 году.

То, что "известный ландшафтный дизайнер    Яков Бекельмейер" создавал, вкладывая душу и незаурядный талант, необратимо погублено и превращено в случайное соседство плохо  продуманных зон отдыха. Парк перестал быть памятником истории Екатеринодара, местом отдыха истинно культурного. Неприкрытый коммерческий интерес, неуместное сочетание патриотической символики и неряшливых доходных ларьков в избыточном количестве, отсутствие продуманного плана застройки, единого замысла, ансамбля – все это никак не может вызывать гордость жителей города, формировать хороший вкус и не является  эстетической ценностью. Большим минусом, несомненно, стало изменение окружающей среды, ухудшение экологической обстановки. Парк сократился в размерах, его дыхание уже не очищает городской воздух с прежней интенсивностью.

 
Фонтан в Детском сквере в районе Горпарка. 1958 г. Из домашнего архива Л. Блохиной
 
Таким был Большой пруд парка в 1960 – 80-е гг.
 
Фонтан "Хозяйка Медной горы". 1960-е гг.

 
Главный вход и центральная  аллея в Городском саду Краснодара. 2019 год

Аттракционы в городском саду Краснодара. Современный вид.

Новый облик культурного объекта во многом такой же, как у Чистяковской рощи: поредевшая растительность, за ней больше не ухаживают бережные руки опытных садоводов, аттракционы имеют вид ярмарочных балаганов и явно преследуют единственную цель – наживу. При этом желающих воспользоваться  услугами развлекательных мероприятий, соотносительно с количеством предложений,  очень немного. Нельзя не сказать и о том, что парки Краснодара всегда были местом прежде всего семейного отдыха и прогулок с детьми. Понятие семейного отдыха  предполагает единство интересов нескольких поколений и реализацию воспитательных целей. Это говорит в пользу  уютных кафе-кондитерских с не самым дорогостоящим ассортиментом, исключает засилье  неряшливого фастфуда (фастфуду место на автостоянках, не в парках!), требует достаточного количества лавочек в тихих тенистых аллеях, защиту от городского шума. Да и  коммерция не должна быть наглой,  самоцельной: деньги отдают, приобретая взамен то, что считают для себя ценным, а не для обогащения хозяев услуги. Кроме того, в месте культурного отдыха  торговая деятельность  должна быть незаметной и  ненавязчивой: буфет не может быть целью посещения театра, как бы он на эту роль ни претендовал. С другой стороны, можно ли превращать все места городского отдыха в спортивные площадки, торговые площади, бесконечные конкурсы нелепого содержания, превращая гуляющих в шумные толпы? И соответствует ли это запросам культурного большинства жителей Краснодара?      
       Пока что итог можно сформулировать  вполне однозначно: город потерял ценные памятники  культуры и места отдыха, получив взамен усредненный ширпотреб.