По следам библиотеки Ивана Грозного! Глава 5

Михаил Глибоцкий
Глава пятая  ТАЙНА  СИНЕГО КАМНЯ                «Между селом Городище и деревней Криушкино Переславского уезда на берегу Плещеева озера находится Александрова Гора». – читал я в вечернем рейсовом автобусе  купленный сегодня путеводитель по городу Переславль-Залесский и его окресностям. Выбор именно этот источник краеведческих знаний я выбрал потому, что авторами его были К.Иванов и И.Пуришев. Тот московский архитектор К.П. Пуришев, что привёз к нам в Бектышево молодого человека Женю Самсонова. «На Александровой Горе в дохристианскую эпоху совершались языческие обряды племени меря в честь славянского бога Ярилы, отчего отчего вызженная солнцем вершина  её прозывалась в народе «Ярилина плешь». – узнаю я из путеводителя, сидя в автобусе. – С проникновением христианства на берега Клещеева (это потом название  превратилось в Плещеево) озера языческие боги были уничтожены, а на «Ярилиной плеши» была возведена православная церковь. Ещё позднее, около этого храма был учинён небольшой Александров монастырь, окружённый шестью крепостными башнями»… - Ничего себе – небольшой Александровский монастырь в  кольце из шести башен. – шепотом заговорил я сам с собой. - Надо найти схему этой обители у Плещеева озера и схему  резиденции Ивана Грозного в Александровой Слободе да  тщательно сравнить. Скорее всего они совпадут, ибо следов от каменных построек для опричников в Слободе на осталось потому, как их там никогда не было! Русские летописцы, историки и писатели с лёгкой руки Н.М.Карамзина вот уж столько  веков дурят головы читателям когда пишут, что от удара молнии Опричный двор в Александровой Слободе сгорел до тла…  Мне, строителю с большим трудовым стажем, просто невдомёк вот это «до тла»!  Ладно там, после  деревяных дворцов, теремов и хозяйственных  служб остался лишь пепел, а где следы от  каменных фундаментов, пыточных подвалов да подземных складов  для оружия и провизии? «На Александровой Горе, читаю я далее в путеводителе, -  остались руины от каменной церкви и  могильная плита от 1512 года набольшом  кладбище при православном храме. При археологических исследованиях территории Александрова монастыря было найдено более тысячи монет времён Ивана Грозного»… - Что можете возразить против этих немых свидетелей, господа исказители истины? – опять обратился я мысленно к лживым защитникам Александровой Слободы, как резиденции Ивана Грозного с 1565 по 1572 года. – Капитал в более тысячу монет составлял  приличную долю в сумме  дворцовых расходов. Нечем вам, борзописцам,  подкрепить свою ложь кроме сказочки о Тверских церковных воротах и Васильевских вратах из Новгородского храма Святой Софии, которые украсили, дескать, при Опричнине порталы Троицкого собора Александровой Слободы. А где казнённый колокол с вырванным языком?  А где следы от  пруда, в проруби  которого была потоплена одна из жён тирана  прямо в санях в одну упряжь… - Вам плохо, мужчина? – спросила меня сердобольная соседка по сидению в автобусе. – Вы уронили на пол свою  книжку, теперь разговариваете сам с собой. Не иначе как новенькая  на моём участке обслуживания электросчётчиков. Долгожители меня знают в лицо и в беседы со мной стараются не вступать, ибо я обязательно сведу любую беседу  на задолженность собеседника  перед «Энергосбытом». - Спасибо вам, гражданка! – поблагодарил я попутчицу. – Пригрелся в автобусе и  задремал… - А-а… - почему-то разочаровалась женщина. – То-то я гляжу, что не пьяный вы вроде. Мужики сегодня какие ведь? «Недалеко от Александрова монастыря, - поспешно уткнулся в книжку, дабы не участвовать в обсуждении современных мужиков. -  возле небольшого ручья Рябцовка, выбегающего из оврага близ деревни Криушкино, лежит огромный валун ледникового периода, прозванный народом «Синим камнем». Камень  «не сидит на месте», его постоянно беспокоят весенние льды, сдвигая махину с  места. Сейчас он наклонился к озеру, постепенно сползая в песок. В глубокой древности здешние аборигены из племени  Меря поклонялись  «Синему камню». В те далёкие времена, как гласит местное предание, скандинавский валун находился на холме возле Борисоглебской Слободы. У камня выполнялись вековые обряды языческого моления с жертво приношениями. Даже с принятием христианства  «Синий камень» до конца ХУ1 века почитался местным населением, что вызывало немалое беспокойство у церковников Переславля, Сергиева Посада и Москвы. В самом деле, разве это не святотатство – сохранять языческий кумир  близ Александрова монастыря. По распоряжению царя Василия Шуйского  большой валун был зарыт глубоко в землю и пролежал около двух веков. Но весенние паводки постепенно размыли почву и языческий кумир предстал пред людским взором, привлекая к себе ещё больше паломников. «В 1788 году было задумано использовать «Синий камень» под фундамент церкви, строящейся в нашем  уездном  городе. «Мерянского Бога»  водрузили  на большие сани и лошадьми повезли по льду Плещеева озера. Однако зимний мост над  глубокими водами не выдержал огромной тяжести, лёд вдруг треснул, и сани пошли ко дну  вместе поклажей и лошадьми. Весенние южные ветры, гнавшие льды Плещеева озера к северу, тащили с ними по дну добычу  водоёма. В Х1Х веке на страницах губернских газет Ярославщины шла жаркая полемика о тех силах, какие подняли со дна озера «Синий камень» и вынесли его на  берег. Высказывались самые разные предположения вплоть до действия  магнитного притяжения берегового грунта.  Наиболее  убедительным спорщикам показалось мнение историка Н.М.Меморского, который был сторонником подъёма «Мерянского Бога» со дна  весенней   п о д в и ж к о й    льдов». - Представляешь, Михаил Николаевич? – опять зашептался я сам с собою, благо соседка по автобусу уже вышла на станции Берендеево. – Озёрные льды захватили в свои холодные объятия только огромный валун. Санями,  и скелетами  лошадей и возниц льды пренебрегли… Бог с ними, с останками людей и животных в подводном царстве… Но кто мне скажет, почему  таинственные магнитные силы берегового грунта не выдвигают на поверхность земли второй  в нашем уезде «Синий камень»? Помните, я упоминал о нём  при описании Волчьей Горы посреди Берендеевого болота?  Неувязочка получилась у господина  историка  Н.М.Минорского в этом вопросе. Неубедительность его предположения  настолько очевидна, что у сегодняшних  переславских профессиональных рыбаков существует своё мнение на этот счёт. Дескать, валун, в прошлом веке показавшийся из-под земли в окресностях Александровой Горы, это не тот валун, не «Мерянский Бог»…  Настоящий-то, как утоп в 1788 году, так и покоится до сих пор на дне озера!  Старые поморы знают место покоя волшебного камня с целебными свойствами, но скрывают от властей.  Простуженные рыбаки при своих недугах выходят на лодках к месту затопления,  раздеваются до нага  да  становятся  босыми ногами  на  «Синий камень» чтобы исцелиться  от ревматизматических болей в пояснице и ногах. Надо только от Александровой Горы  идти на баркасе строго на восток километров двадцать. В тихую погоду вода  хороше просматривается, так что встать ногами на целебный валун не трудно… -Что? Вы спрашиваете, не захлебнётся ли больной рыбак в озёрной воде? - Нет! -  отвечают мореходы. – Когда человек стоит на «Синем камне», то вода ему доходит до шеи! До Революции чудотворный камень не разрешали поднять попы. – повествует легенда. – После Революции запретили это делять коммунисты-атеисты, туды их мать! Сегодня демократия, сегодня никто ничего не запрещает, вот почему  патриоты в рыбачьих сапогах порешили вернуть родному уезду затопленное сокровище да положить многострадальный валун на его историческую родину на холме  близ Борисоглебской Слободы. Я об этом узнал совершенно случайно за много дней до покупки упомянутого путеводителя. - Пусть только дед Илья Гибалов точно покажет заветное  место! – единодушно постановили, помню,  ловцы рыбы, согревавшиеся после воскресной путины, и дружно сдвинули стаканы с вином и водкой  над высоким столиком кафе «Ларец», которое обслуживало пассажиров автовокзала города Переславль. Я потому оказался невольным  свидетелем  их горячей клятвы,  что стоял за соседним столиком того же кафе. У нас в Средней Азии говорят: если повезёт, то и в золе костра золотую монету найдёшь.  Такая удача исвалилась и на меня. В тот день я лишь на несколько минут опоздал на  рейс в 12 часов 20 минут автобуса в Бектышево. Поглядел вслед габаритным огням кибитки на колёсах да и осталься  коротать свободное  время  до следующего рейса аж в 18 часов 10 минут. После десятиминутного пребывания в переполненном зале ожидания я направил свои стопы в Горицкий монастырь и не  пожалел о той прогулке. Правда,  оказалось, что по вторникам наш уездный Историко-краеведческий музей, расположенный в упомянутой мной обители, по вторникам посетителей не принимает.  Немало огорчённый  неудачей,  я пошёл тогда  к не действующему Данилову монастырю, осмотрел его окрестности  и двор.  Потом не поленился  подняться на придорожный  холм к соседней  ремонтируемой Сретенской церкови. Осмотрел фасад и нутро. Стопы мои в промокшей обуви стали зябнуть, пооэтому я опять вернулся в тепло зала ожидания  городского  автовокзала.  Всё хорошо было там, кроме засилия пассажирских скамеек и кресел бомжами и алкоголиками! Мало того, что  эти опустившиеся  духовно и физически личности грязно и громно сквернословят при разговорах друг с другом, так они плюют на пол красивого помещения, храпят и стонут  в пьяном сне, справляют малую нужду под себя… Грех признаться, но я лично с трудом переношу подобные результаты борьбы в нашей стране за Права Человека во всём мире, хотя в детстве сам жил и воспитывался в условиях ужасной и унизительной  бедности. Я до сих пор уверен, что наши правители из числа демократов в очередной раз обманули наш доверчивый трудовой народ, когда  в своих речах и лозунгах об освобождении личности они намеренно скрыли от нас, что речь идёт о Правах Нетрудящегося Человека, Опустившегося Человека,  а также о правах на спокойную жизнь за счёт трудяг всяким алкоголикам, сутенёрам, распутникам, аферистам и прочим тунеядцам, о вседозволенности поракам…  Словом, в нарушение Хельсинского Соглашения, я не стал долго терпеть  у себя на плече кудлатой и вонючей башки раскрепощённого пьяного бомжа, встал с  пассажирского дивана и вышел из зала ожидания на улицу. Я уже стоял за одним из высоких  столиков кафе «Ларец»,  когда  увидел, как из вагонов узколейки за автовокзалом вывалилась  толпа воскресных  ловцов рыбы во всей их экзотической экипировке. Многие из них пошли по домам в сторону Никольского женского монастыря, многие вышли на центральную городскую улицу имени Заслуженного  Художника СССР Кордовского. Зато уж на-а-астоящие рыбаки подошли к соседнему с моим столику кафе «Ларец», чтобы выпить водочки  для  сугреву души и тела после успешной путины!  Вскоре решимость поморов - обязательно достать «Синий камень» со дна Плещеева озера - достигла предельного накала. Добровольные спасатели скандинавского валуна пригубили ещё по стакану вина и засобирались вдруг обратно «в море за грузилом»! О том, что  в «грузиле» не менее четырёх тонн, что у них с собою нет ни верёвок для обвязки, ни грузовой лебёдки для подъёма - никто не вспомнил. Выпили ещё по стакану, занюхали кто чем, покурили и давай  складывать в кучу  под столиком кафе свою ручную кладь, дабы она не мешала благодетелям Переславля нырять с лодок за целебным средством от ломоты в пояснице и в  сусутавах ног.  Слава Богу, что среди горячих голов нашлась одна холодная. - Васька, - изрекла здравомыслящая голова вопрос, - а ты точно помнишь то место? - Да пусть меня живым ряпушке скормят, коль я брешу! – стал бить себя в грудь Васька, мужик средних лет в брезентовой штормовке на теле, с брезентовым же башлыком на голове и в высоченных голенищах из резины на ногах. – Дайте мне кто-нибудь бумагу и карандаш, я нарисую вам карту сокровищ! Чё нет? Бумаги и карандаша?  А какого хрена тогда ботать про брехливого  Ваську? - Вот возьмите, мужики лист бумаги и шариковую ручку. – дёрнула меня нечистая сила подать свой голос от соседнего столика. Васька посмотрел на меня так, что я сразу же решил  никогда не попадаться  на водной глади озера: - непременно утопит! Рыбаки обступили картографа, сгрудились над бумагой и спор разгорелся с новой силой. Топографический спор грозил перерасти уже в драку, благо стали подходить рейсовые автобусы на сёла  Рахманово, Нагорье, Ленинские Горки… Да, да. Вы не ослышались. Переславщина не лыком шита и не пальцем делана, поэтому она ни в чём не уступает Московии, и имеет свой музей о вожде мирового пролетариата под названием  «Ленинские Горки»! Первым из доброхотов о «Синем камне»  вырвал из общей кучи свою ручную кладь и помчался скачками к своему автобусу хвастливый Васька… - А шариковая ручка? – закричал я ему в след. - Вот твоя ручка, мужик, - успокоил меня самый пожилой из рыбаков, оставшийся в одиночестве. – вот и бумага твоя, бери… Тоже мне лоцман нашёлся… Карту озера такую нарисовал, сука, что сказал бы на что похожа его схема, да приличных слов не хватает! - Да полно  вам расстраиваться, - стал утешать я рыбака, - не на зкзамен же по географии вам нести её. Всё-таки по памяти рисовал-то. - Да злюсь я на него за то, что коль не знаешь дела – не берись за него… Флотоводец грёбанный… Ну прощевай, мужик, вон и мой автобус в село Новое. Так у меня в руках оказалась ещё одна тайна «Синего камня». (Далее  по тексту идёт схема Плещеева озера со стр. 24 машинописи)