1 мая

Елена Зверева
      Я всегда любила 1 мая! Особенно, когда работала на заводе Дальприбор  во Владивостоке. В цехе,  в последний рабочий день, с утра играла музыка, создавая праздничное настроение, а после обеда устраивалось собрание, с объявлением праздничного приказа, с вручением грамот. Звучали благодарности и озвучивались списки начисленных премий, а также аплодисменты после каждой произнесённой фамилии.

      Профорг цеха обходила работников и записывала тех, кто пойдёт на праздничную демонстрацию в составе колонны предприятия. Все понимали, что присутствие на данном мероприятии означает гарантированную десятку в виде премии. А тот, кто нёс транспарант, флаг или портрет Ленина, или кого-то из членов правительства, получал по пятнадцать рублей.

       Но дело даже было не в этой премии! Сама праздничная атмосфера, музыка, звучащие в микрофон с трибуны лозунги, украшенные колонны шарами, ветками с бумажными цветами, флажками. Впереди колонны крупного предприятия двигалась машина. Она медленно ехала,  затейливо украшенная гербом, названием, флагами этого самого предприятия и шарами. Первый ряд людей идущих за машиной составлялся из передовиков производства, о чём сообщали надетые на одежду работников алые широкие ленты с надписями: Лучший по профессии, передовик производства, Герой социалистического труда.

       Моя первая демонстрация пришлась на тот момент, когда я ещё только пару месяцев  проработала на заводе, поэтому я никак не могла шествовать в первом ряду, украсив себя алой лентой. Отступив назад от мастеров цеха и девочек диспетчеров, приготовилась пройти перед трибунами среди рабочих, в глубине колонны. Но заместитель начальника цеха окликнул меня по имени и позвал в первый ряд, протягивая мне алую ленту.

      - Но, как же?.. - растерялась я,
      - Ведь я ещё не успела заслужить подобную честь!
      - Это аванс Вам, Елена Витальевна! - смеялись в первом ряду передовики, впуская меня в серединку ряда и подхватывая под руки.
      Хорошо помню собственную гордость за завод и за людей, с которыми шагала в первом ряду за машиной!

      - Да здравствуют доблестные работники завода «Дальприбор» - уже звучало с трибун, перечислялись регалии и достижения!

      В дальнейшем, уже освоившись на новом предприятии, я, как и все, стала приходить на демонстрацию с закуской, и, по мере продвижения и остановок колонны в направлении площади и трибун, мы, шифруясь, приседали за каким-нибудь большим транспарантом и «за праздничек» опрокидывали по рюмашке разведённого заводского спиртика, закусывая принесёнными из дома вкусностями.

      После прохождения маршрута колонна рассредотачивалась в городском парке, некоторое время ещё перетекала из одной группы в другую, а потом растекалась в стороны. Без демонстрации праздник как будто был неполный, это , как в новый год непременное украшение ёлки!

      Наши дети тоже любили ходить с нами на демонстрацию. Когда колонна шла быстро, а дети были ещё не настолько сильны, чтобы успевать за ней, отцы сажали своих деток на плечи, и они, гордые, с флажком или шариком в руках, плыли над толпой среди знамён и транспарантов, под праздничные марши и приветственные лозунги с трибун.

      В сегодняшнее первое мая я уезжала из города в гости, и путь мой проходил через центр города. Выйдя из станции метро «Площадь 1905 года», я направилась к остановке автобуса, минуя театр Эстрады и Храм Большой Златоуст. За спиной слабо звучала , музыка, доносились редкие лозунги, выкрикиваемые в микрофон...

      Казалось бы, что ничего не изменилось, только город другой...
Но ощущение праздника всех трудящихся давно пропало, как пропала уверенность в завтрашнем дне, гордость за достижения трудового народа, за родное предприятие и вера в светлое будущее...