Моя жизнь в Украине

Раиса Рабинович
                Моя жизнь в Украине.
Меня часто спрашивают:» Почему ты так редко рассказываешь о своей жизни в Украине, что ты помнишь о своих детских годах, о юности и о взрослой жизни?»
Мы  жили в городе Харькове,  который был раньше столицей Украины. Город уже тогда был большой, индустриальный и очень красивый, особенно в центральной части. Было высажено много деревьев, в том числе берёзки и тополя, акация и сирень. Ранней весной все деревья и кусты расцветали, а пух от тополя летал вокруг и щекотал в носу.
Моя семья по фамилии Гершкович состояла из 5 человек.  Родители встретились в еврейском техникуме, который был единственным в СССР. Они вместе учились, их друзья рассказывали  нам,  детям, что это была самая красивая пара в этом учебном заведении. У папы Моисея были  волнистые волосы, нос уточкой. Мама Мариам  была прелестной девушкой. В 1939 году они поженились.  А в 1941 году отец ушёл на войну и прошёл её до конца, получив два серьёзных ранения, и вернулся в чине капитана. Он снова стал работать технологом  в кузнечном цеху  на военном заводе,  который производил танки-34 . После страшных лет войны волосы  папы стали седыми, я помню их только такими. Мама  во время войны получила ранение в голову, потеряла новорожденного сына и работать не могла из-за болезни.                Все родственники папы,  за исключением одной сестры,  были убиты нацистами. Бабушка по линии моей мамы умерла от родов, когда дочери было 9 лет.  Мой дедушка жил в Беларуси,  когда начали обстреливать столицу , он успел влезть на крышу последнего поезда, который привёз его в наш город.  Старшая мамина сестра Лиза была глухонемой и работала в военном госпитале,  где заразилась инфекционной болезнью и умерла.  Мама с дедушкой были эвакуированы в Казахстан, там родился и умер мой брат , а потом  родилась моя единственная сестра Лариса. Жизнь в эвакуации была очень тяжелая, но мама и дедушка Залман все трудности выдержали и вернулись на Украину.   
                В 1947 году родилась я, мы все вместе, а также кот Василий жили в одной небольшой комнате,  приходилось заходить в своё жильё через комнату соседей.  Соседка сначала жила одна, но вскоре вышла замуж  за человека, который оказался антисемитом.  Он стал нас обзывать , когда мы проходили мимо. Мы терпели и ничего не отвечали ему. Мы были счастливы, что у нас имелась своя собственная жилплощадь! Посреди комнаты стоял обеденный стол, а вокруг  были кровати. Помню мой первый день в школе. Я вернулась домой и отодвинула все кастрюли и тарелки на столе, ведь мне надо было делать домашнее задание! Первый класс я закончила на одни пятёрки! Я любила свою школу и первую учительницу!
Конечно,  я помню многое. Начиная с марта 1953 года, когда в стране был большой траур из-за смерти И. Сталина. Моя сестра Лариса тогда состояла членом детской пионерской организации.              Ей доверили стоять в почётном карауле возле бюста » вождя народа».  Я ей немного завидовала и находилась рядом.
Во второй класс я пошла в другую школу, где обрела   верных друзей   и товарищей, с которыми   общаюсь по сей день, несмотря на то, что мы живём в разных странах . Спасибо Интернету!                И с нашей учительницей русского языка и литературы   мы созванимаемся и долго беседуем. Она мне сказала, что гордится тем, что я стала преподавателем,  и я оправдала её надежды. Это очень приятно!
Нам в родной школе было всегда весело и интересно. Как любым детям , нам тоже иногда хотелось передышки в рабочие дни. И вот вспоминается, что однажды утром в очень морозный день мы явились на занятия. Но нас не впустили в школу, объявив, что ночью на чердаке был пожар.  Глупышки, мы очень обрадовались и бросились бежать домой,  надеясь, что и завтра уроков не будет!                Вчера на «Одноклассниках» видела картинку и подпись к ней. Стоят под банановым деревом несколько чернокожих голопупеньких детишек и радуются: » Ура! Учительницу съел лев! Уроков не будет!»
Помню, что несколько раз школу закрывали на карантин из-за гриппа. Никто и не думал сидеть дома, все хватали санки или  лыжи и катались до темноты! Красота!               
 Вспоминаю одноклассника Сергея Иваненко. Может быть, этот наш соученик и не заслуживает , чтобы его вспоминали,  но я хочу немного рассказать о наших с ним отношениях.  Мы учились в одном классе,  сидели за партами недалеко друг от друга. Мальчик был немного эгоистичный, с остальными ребятами почти не дружил,  был как-то сам по себе.  Мы жили в одном подъезде, наши квартиры были рядом. Сосед  увлекался фехтованием, посещал спортивный клуб. Иногда мы получали очень трудные домашние задания по математике или физике. Я с удовольствием начинала всё выполнять с упражнений по русскому, украинскому и французскому языкам. Когда доходило дело до задач, у меня пропадало вдохновение. Нужна была помощь. Вот, минуя дверь соседа Сергея,  я бегом поднималась в квартиру  другого одноклассника  Толика. Почему? Всегда доброжелательный  парень объяснял мне непонятное и помогал справиться с домашним заданием без лишних слов.  А с Серёжкой  не хотелось лишний раз общаться. Тот делал всё с выгодой для себя. И ещё вспоминаю.  Как однажды в классе Иваненко сделал мне намёк о моём происхождении, не обозвал,  а как-то так выразился нехорошо, что моя реакция была однозначной: мальчишка  получил от меня несколько тумаков. Я думаю. что все наши ребята помнят этот эпизод. Мать Серёжки  пришла к моей матери с жалобой на меня, а моя только спросила у меня:» Это было по делу?» Никто в семье меня наказывать и не собирался,  а в классе, я думаю, меня ребята поддержали.
Мой  сын Владимир  учился пару лет в нашей средней школе . И вот история имеет привычку повторяться.  Меня вызвала учительница сына  из-за его драки с одноклассником.  Я в то время уже  некоторое  время поработала учителем и понимала, что разговор предстоит серьёзный.  Оказывается, мой сын на перемене нарушил дисциплину и ударил одноклассника. Спрашиваю  у  Влада:» Это было по делу?» Оказалось, что тот мальчик поступил, как Серёжка в своё время,  и оскорбил его. Учительница была молоденькой и хрупкой,  она  испуганно отошла назад, когда я ответила, что драка была справедливой , и я наказывать сына не стану. Я ответила ей так  же , как моя мама в то далёкое  время.
Вот вам и еврейская тема в моей жизни!
После окончания средней школы я пыталась поступить в педагогический институт.  Был большой конкурс, на поступление евреев было ограничение,  меня не взяли, я пошла работать на завод,  где работал мой папа.  Мне повезло,  вокруг было много замечательных людей-сотрудников.  Я до сих пор дружу с некоторыми их них.  Я научилась там   работать с микроскопом, печатать на пишущей машинке и т.д.  Все эти умения пригодились мне в жизни.                Но на следущий год я в университет всё-таки попала   и проучилась там 6 лет.  Кстати, мою сестру Ларису в университет  так и не приняли.  Она пошла учиться в тот же техникум, что и родители, а потом и её подросший сын учился там же. Только техникум уже не был еврейским.                Мы с Ларой всегда были в хороших отношениях,  не помню, чтобы хоть один раз крупно поссорились или подрались. Она была старше меня на три года, ей оставляли меня, чтобы присматривала. В юности Лариса научилась шить и вязать красивые вещи. Папа часто ездил по работе в Москву в командировки, только там в то время можно было купить  хорошую ткань, отец привозил нам красивые ткани. Сестра шила себе и мне платья, юбки и т.д. Я уже училась в старших классах, в школе было принято носить униформу, но я всё равно наряжалась в вещи, сшитые сестрой! Когда Лариса стала зарабатывать деньги, она продолжала меня одевать, я запомнила серую искуственную шубку, которую она мне купила, на всю жизнь. Пришло время. Она вышла замуж, родила старшего сына Константина, но ей приходилось ходить на занятия и нужно было получить диплом. Костя родился  очень красивым , я его полюбила и старалась присматривать и помогать сестре. А после окончания техникума она уехала с мужем в другой город на работу, а ребёнок остался с нами дома. Очень умный мальчик, он быстро научился читать по-русски, а я с гордостью водила его в гости и демонстрировала его навыки чтения.
За эти годы я успела выйти замуж и родить старшего сына. Жизнь складывается так интересно! Нашими соседями были дядя и тётя моего мужа Кима, так мы и познакомились. Мои родители были образцом  подражания для молодёжи.  Уходя рано утром, папа всегда целовал маму, а возвратившись, делал то же самое.  Папа был очень спокойным и интеллигентным человеком,  никогда не позволял нам, дочерям, жаловаться на маму, всегда её защищал. Он всегда был любящим мужем, объяснял нам, что мама болеет, к её замечаниям надо относиться с пониманием. 
К великому сожалению,  нам пришлось перенести смерть родителей.  Я была рядом до последнего мгновения.  Мама ушла через три месяца после папы, у неё случилась та же самая болезнь. Перед смертью она звала мужа, меня не узнавала. Как страшно это было!                Мы сожалеем, что не удалось вывезти родителей в эмиграцию в Америку.   
Моя взрослая жизнь сложилась удачно. Была любимая работа в средней школе, которой я отдавала все силы и умения. Росла семья , двое детей и муж, которые требовали моего внимания. Мы получили хорошую бесплатную квартиру, которую оформили по своему вкусу и материальным возможностям ( на скромную зарплату инженера и учительницы!)
Но так случилось, что обстоятельства вынудили нас покинуть Украину и поселиться в Америке. Но о нашей жизни в Америке надо писать отдельный рассказ.