Когда на небе нет звёзд глава десятая

Анастасия Хахалева
Десятая глава
Марк

Двери ненорбара были заперты. Три десятка постоянных посетителей сидели за столиками напряжённые, как никогда. Собрание было внезапным и незапланированным. Не все, кто хотели бы его посетить, смогли прийти. Марка это не тревожило. В лучшем случае, человек было бы тридцать пять.
Бармен пил коньяк, собираясь с мыслями. Как и у всех, настроение у Марка было странное. Самые разные мысли хаотично возникали в его голове, и быстро заменяли друг друга. Ни на чём не удавалось сконцентрироваться. Даже его тетрадь в которой казалось, были фразы на все случаи жизни, не могла ему помочь. 
Когда Марк наконец собрался, и вылез из-за барной стойки, все притихли. Начал он скомкано, озвучив первую же фразу, что пришла ему на ум.
 - Я… был уверен, что этого не произойдёт.
Затем Марк подошёл к самому близкому от себя столику и, окинув взглядом всех посетителей, спросил: - А вы?
 - Я тоже, Марк. Я думал это шутка. – Сказал кто-то.
 - И я.
 - Шутка? Интересная мысль. – Вдруг из середины зала, выкрикнул какая-то девушка, с короткими, рыжими волосами. - Думаешь, это ирония, абсурд или какой-то подвид сарказма?
 - Мы тут серьёзные вещи обсуждаем. – Сказал Марк.
 - А, нет! – Продолжила девушка. – Это классический анекдот. Зашли как-то в бар три психа, а бармен им говорит: «Очень скоро вы станете кастратами».
 - И в чём шутка?
 - В том, что это не шутка.
 - Не преувеличивай. «Кастратами» нас никто делать не собирается.
 Девушка состроила извиняющуюся гримасу, и произнесла: - Прошу прощения.
 - «Пирога» не лишат, а «начинку» испортят. – Робко прозвучало от седого мужчины со второго столика. Все неловко засмеялись. Даже Марк не удержался.
Когда смех стих, голос подал высокий мужчина лет сорока, что сидел за седьмым столиком: - Это коснётся больше шизофреников, маниакалов и прочих таких… Мне сказали, что с моим нервозом мне нечего бояться.
 - А, если тик? – Спросила полненькая, светловолосая девушка, что сидела за третьим столиком.
 - Про тик я не спрашивал.
 - А, что с депрессией? – Спросил мужчина с пятого.
 - Не знаю. Я больше ни о чём не спрашивал, говорю же.
Снова тишина.
 - Вряд-ли депрессия считается. – Сказал тот же мужчина с пятого столика. – То есть, это же всего лишь депрессия.
 - Когда я сказала тебе тоже самое, ты на меня наорал. – Пробормотала кудрявая женщина, сидящая неподалёку от Адама, что полулежал на подоконнике, позади всех и угрюмо молчал.
 - Это сейчас не важно. – Сказал Марк. – Закон вступит в силу через пару месяцев. До тех пор нужно что-то сделать. Что-то придумать.
 - Например?
 - Да… Что сделать? И как?
«Сначала хотелось бы понять, кому и для чего этот закон вообще понадобился» – подумал Марк. Затем сказал: - Соберём подписи, для начала.
 - Это хорошая идея, Марк! – Сказали сразу несколько человек.
«Это моя единственная идея. Пока что» Подумал Марк, а потом вдруг вспомнил то, что невзначай пришло ему на ум пару дней назад: - Ещё можно расклеить по всему городу плакаты с протестами.
 - А это законно?
 - Не очень… А есть ещё у кого-нибудь идеи? Хоть какие.
Тишина.
 - Этого бы не произошло, если бы «кое кто»… - Неуверенно сказал мужчина с пятого столика. Не очень громко. Но все услышали.
 - «Кое кто» что?
 - И кто?
 - Договаривай. – Вдруг сказал Адам.
 - Я имел в виду не конкретного человека, а в общем… некоторые из вас ведут себя, как идиоты. Да ещё и в людных местах! Я не говорю, что всегда…
 - Приведи пример.
Люди кажется забыли, зачем вообще собрались. Это начинало действовать бармену на нервы.
Мужчина с пятого столика, его звали Фамин, сказал: - Кто-то льёт молоко людям под ноги. Кто-то не умеет справляться со смертью. А ты… - Он обратился к девушке по имени Лена, что рассказала анекдот про трёх психов в баре: - Ты постоянно разговариваешь с собой.
 - Все говорят с собой.
 - Все знают, когда можно делать это, а когда нет.
 - А Кира не так давно устроил истерику из-за манекена в торговом центре!
 - Они валялись там голые, с оторванными руками!
 - Не это мы должны сейчас обсуждать. – Марк повысил голос.
 - Ты прав. Не Фаму нас судить. – Произнесла девушка с третьего столика, по имени Клина, нервно стуча пальцем по столу. – Ты… - Обратилась она к Фамину. – недавно вскрыл себе вены из-за глупой девчонки!
 - Она не глупая! И это не твоё дело!
 - Моя болтовня – Сказала Лена. – Тоже не твоё дело. Хочу и болтаю, это никому не вредит.
 - Это раздражает. – Заметил светловолосый парень, сидящий за пятым столиком, вместе с Фамином.
 - Ах, раздражает!
 - Просто перестань, ладно?
 - Ты меня раздражаешь. Может перестанешь быть?
Голос стали повышать всё больше людей. Несколько попыток Марка успокоить народ, неосознанно проигнорировались, в следствии чего он просто зашёл обратно за стойку, где выпил ещё пару порций коньяка. Спустя всего пять минут, ненорбар стал напоминать рынок (самую утрированную его версию).
Через двадцать минут собрание закончилось. Почти все его участники разошлись. Начали заходить обычные посетили.
Весь оставшийся день Марк был молчаливым и раздражённым. Нехотя разливал выпивку. Не слушал и даже не делал вид, что слушает завсегдатаев, что хотели поговорить с ним. Ближе к вечеру, все смеющиеся и громко разговаривающие, люди были обозваны его устами, кретинами и идиотами. В девять часов вечера, Марк вовсе покинул рабочее место, и поднялся к себе в спальню, никому не сказав ни слова.

В полдвенадцатого ночи, Марк лежал на кровати и смотрел в пыльный угол своей спальни. В его висках пульсировало и стреляло. С чего бы это? Коньяк? Кофе? Люди?
 - Всё в порядке? – Спросил Адам, стягивая с ног носки, и ложась на расстеленный ему на полу матрац.
 - Да. – Ответил Марк. – Просто думаю.
 - О чём?
 - Мэр. И этот закон... Для чего он вообще нужен? Я не понимаю.
 - А разве, мы должны понимать?
Марк проигнорировал вопрос.
 - Собрание не так должно было пройти. А я ещё думал, что народу приходит слишком мало… Представь, нас было бы на два-три десятка больше? И каждый бы кричал, и обвинял остальных в чёрти чём… Ещё Мира звал.
 - Чем по твоему, Мир может тебе помочь?
 - Не знаю. Может, и ни чем. Я лишь думаю, что если он так жаждет сделать что-то для города, почему бы не заняться этим вместе со мной? С нами.
 - Не помню, спрашивал ли я. Почему ты думаешь, что это Мир… как там его уже называют? Крылатый мститель; гроза окон; защитник хаоса и так далее.
 - Больше некому. Сам мэр так считает.
 - Ну раз, сам мэр… а тебе то откуда знать, как он считает?
 - А, это важно?
 - Раз, не хочешь говорить, значит важно.

В два часа ночи Марк и Адам до сих пор не спали.
 - Нет смысла... Бессмысленный закон. – Бормотал бармен, смотря в потолок красными от бессонницы, глазами.
 - Помнишь, крылатых тоже хотели стерилизовать лет десять назад? Тогда всё тоже казалось окончательно решённым, но что произошло потом?
 - Это бессмысленно. – Повторил Марк, продолжая игнорировать слова Адама. – Бессмысленно.
На что его друг тихо проговорил: - Прямо, как моя жизнь.
Адам же ёрзал на своём матраце, пытаясь улечься поудобнее. Кажется, он попробовал все позы, которые только знал. И ни одна ему не подошла. Когда иссякли последние надежды на комфортный сон, Адам выдохнул: - Я, как будто снова в летнем лагере… Не хватает карт, выдохшегося пива и страшных историй, хотя… Что мы там с тобой обсуждаем?
 Марк отвернулся, вздыхая толи зло, толи устало.
 - Хочешь, чтобы я заткнулся?
 - Я этого не говорил.
 - Так скажи. Вдруг поможет?
Бармен вздохнул снова.
 - Постарайся говорить… молча. У себя в голове. – Произнёс он.
 - Прости, в своей голове я не могу. Боюсь тамошних собеседников… Не переживай. Как только я найду работу и жильё, тут же уеду. – Сказал Адам потянувшись, и добавил. - А ты сегодня раздражительней, чем обычно. Это, кстати, все заметили.
 - Все заметили. – Повторил Марк. - Всем больше заняться нечем, как следить за моим настроением. Если бы они думали… хоть чуть чуть… над тем, в чём сейчас пытаюсь разобраться я… Бесполезные куски…
Марк, вздрогнул, будто смысл его собственных слов дошёл до него только сейчас. «Больше позволять себе такое нельзя» подумал он «нельзя говорить подобные вещи вслух»
Адам произнёс: - Не называй людей бесполезными. Я такое часто слышу, и мне не очень нравится. - Затем спросил: - Что тебя выбесило? Да, народ разорался, но они запомнили всё, что ты им сказал… Что успел сказать.
 - Эльвира была права. Оратор из меня никудышный.
 - Зато манипулятор очень даже ничего.
Марк повернулся к Адаму, и вопросительно посмотрел на него.
 - Ты говоришь робко, иногда тебя почти не слышно. Но все твои слава принимаются к сведению. С мнением всегда считаются, выполняются просьбы… Ты придумал эти собрания, и на них ходят. Продолжать?
 - Что ты хочешь этим сказать? Что я нравлюсь людям?
 - Конечно нравишься! Со всей своей «добротой» ты не оставляешь им выбора тебя ненавидеть… Лена купила планшеты для петиций и уже обошла парочку домов… Мы по телефону сегодня немного поболтали.
 - Значит ли это, что ты пойдёшь завтра собирать подписи?
 - Нет. Я буду рисовать плакаты.
Марк иронично усмехнулся и произнёс: - Этого всё равно недостаточно. Я хочу, чтобы люди делали эти вещи, не потому что я им нравлюсь. Я хочу, чтобы они чувствовали мою правоту. Были уверены, в том, что меня стоит слушать.
А ещё, думал Марк, я хочу создать что-то большое. Нет, сам хочу быть чем-то большим. И чтобы люди стремились быть частью меня… 
Вдруг, Марк подумал: «Плакаты можно не только расклеивать. Их можно держать в руках»