Дед и трудармия

Лина Родина
              Как хрупка жизнь! Как ценны минуты, которые дарят нам радость общения! Как важно общаться, пока мы живы. Пока человек жив, кажется: еще столько времени впереди. Успеем и встретиться, и поговорить, и вспомнить ушедших. Но наступает момент, когда уже ничего не успеешь. Ничего не узнаешь. Так случилось со мной. Моя бабушка, мамина мама — Толстенко Мария Николаевна мало рассказывала про войну, про своего первого мужа, моего деда Косенок Дмитрия Фёдоровича. И я, по беспричинной недальновидности не сказать  что совсем, но мало интересовалась её прошлым, когда бабушка ещё была жива.  Даже года рождения деда не знаю. Не успела никого расспросить о нем, а теперь уже некого расспрашивать. Предположительно, Дмитрий Фёдорович родился в селе Дурбет, Называевского района, Омской области в 1900-1910годах. Там родились все мои родственники по маминой линии.  Всё, что я знаю и написано ниже, это пересказ воспоминаний из детства моей двоюродной тётушки - Галины Борисовны Крутиковой, единственной и, Слава Богу, живущей до сегодняшнего дня родне. Вот её рассказ: «Дядю Митю помню плохо.Он был необщительным, негромким, добрым, но тяжело больным человеком. Дядя был очень худой, даже истощённый, и постоянно кашлял. Возможно, у него был туберкулёз, потому что кашель не прекращался никогда, впрочем, тогда никто не ставил никаких диагнозов.  На войне Дмитрий Фёдорович пробыл недолго, может один год, может чуть дольше. В конце 1941 года, когда в России была введена принудительная трудовая повинность, в Омской области была создана трудовая организация военного образца в виде рабочего батальона. Она была включена в систему НКВД СССР, и занималась в основном лесозаготовками. Вот туда и попал дядя Митя, которого комиссовали из Красной Армии, как говорили, по состоянию здоровья. Хотя по документам того времени в трудармию мобилизовывали прежде всего, тех, кто считался «неблагонадежным». Основную часть трудармейцев составляли этнические немцы, но были среди них и финны, эстонцы, румыны, венгры, итальянцы, корейцы, поляки, интернированные лица. Мы же, к своему стыду, точной национальности Дмитрия Фёдоровича не знаем. Документы никакие не сохранились. Официально люди в трудармии считались свободными, но на деле их быт практически ничем не отличался от быта заключенных. Жили, как правило, в бараках, кто-то дома, если тот был недалеко от работы.  Рабочим не хватало теплой одежды, белья, постельных принадлежностей, обуви, не говоря уже о продовольствии. Смертность среди трудармейцев была очень высокой. В основном умирали от дистрофии, проще говоря, недоедания, так как паек был очень скудным. Косенок Дмитрий Фёдорович войну пережил, но сильно болел. Тёте Маше трудно приходилось, но она выхаживала его сколько и как могла" Это всё, что запомнила моя тётя Галина Борисовна.  Умер мой дедушка сразу же после победы в 1946-47 годах. Дети Дмитрия Фёдоровича, мои предки, были подростками и от отца им даже фотографий не осталось.   Могила моего деда находится в деревне Нахимовка, Называевского района, Омской области, где захоронены все остальные мои предки по материнской линии. На этом кладбище я не была ни разу, мы родились и жили в другом месте и могилу деда не навещали.  Почему старшее поколение холодно относилось к памяти, к захоронениям предков,  можно только догадываться. После войны в голодное время  все семьи еле-еле выживали, не до погостов им было, а умерших и погибших было так много, что горевали обо всех сразу. В военных архивах я нашла ещё несколько воинов с фамилией моего деда, призванных в действующую Красную Армию из  деревни Дурбет, где  находился сельсовет, куда входила Нахимовка. Думаю, что это мои двоюродные деды и дяди, о которых некому рассказать мне.  В этом повествовании я напишу их фамилии и буду поминать дальше, как моих родных, убитых во время Великой Отечественной войны. Вот их имена:
1.  Косенок Григорий Михайлович, р. 1913, д. Дурбет.
Капитан, нач. связи 267 тб; умер от ран 11.08.43, похор. на Курском Мемориальном клад241)

2.    Косенок Иван Сергеевич,р. 1922, д. Дурбет. Рядовой
933 254 сд; погиб 15.02.43, похор. в д.  Лялино  Демянского р-на Новгородской обл.

3.    Косенок Иван Сидорович, р. 1917, д. Дурбет. Рядовой, п. п 776, умер в плену 06.06.42.
4. Косенок Степан Трофимович,р. 1902. Рядовой 1274
сп 384 сд; погиб 22.04.42, похор. в Старорусском рне Новгородской обл.
      
        Пусть земля им будет Пухом. Царствие небесное моим убиенным родственникам и низкий поклон за их военный подвиг.
Снимок из семейного архива: «Проводы в армию двоюродного дяди Мошкина Владимира Борисовича» На фото: слева направо: Вилчёнков Василий, Вилчёнков Николай Филиппович, Вилчёнкова Александра Дмитриевна, Мошкина Матрёна Николаевна. Мошкина Валентина. Мошкин Владимир Борисович, Толстенко Мария Николаевна, Косенок Иван Дмитриевич, Мошкин Григорий Борисович. Последнего человека не знаю. В живых нет уже никого из них.