Климт. Портрет Сони Книпс

Алина Алексеева-Маркезин
   Густав Климт.Портрет Сони Книпс 1898.Австрийская галерея, Вена

    Соня Книпс была первой, чей портрет художник нарисовал в тот период, когда он был лидером Венского Сецессиона. В нем еще не видно окончательно сформированного индивидуального стиля Климта – в этом портрете художник объединил несколько стилей.Аналитический реализм, который мы видим в изображении женщины и  собственная интерпретация Климта импрессионистской живописи в изображении её одежды.Платье представляет собой радостный взрыв света,как прекрасное розовое облако.

   Использование глубокого темного фона, на котором светлая фигура женщины словно бы светится, характерно для портретов старых мастеров. Но, в отличие от большинства художников, он не выписывает тщательно все детали фигуры, уподобляясь импрессионистам в передаче впечатления от общего образа девушки. В то же время лицо прописано предельно реалистично, особенно удалось Климту выражение лица – это смесь встревоженности и напряженного внимания с мечтательной отстраненностью. Кажется, будто Соня Книпс была погружена в свои мысли, но ее отвлек оклик или какой-то резкий звук.

   Привлекает внимание необычная поза девушки. Она сидит в кресле, но не расслаблено, а напряженно, слегка наклонившись вперед, с лицом, обращенным к зрителям. Ее левая рука лежит на подлокотнике кресла так, как будто девушка вот-вот встанет и уйдет.

   На портрете нет лишних деталей. Кроме красивого лица Сони, внимание привлекают две детали – роскошное пышное, словно воздушное кремово-розовое платье девушки и изящные утонченные линии вьющегося растения с цветами на заднем плане. Если платье – это дань импрессионизму, то причудливые цветы отсылают нас к другим работам Климта – необыкновенно декоративным, запоминающимся и ярким.

О СОНЕ КНИПС.

   Она была баронессой Соней Пуатье де Эшель (1873-1959), женой промышленного магната Антона Книпса. Что касается французской культуры, Соня была сторонницей обновления австрийского искусства через Сецессион. Она  поддерживала и вносила интеллектуальный вклад в распространение модерна в Австрии вместе с Климтом и молодым моравским архитектором Йозефом Хоффманном , который работал в профессиональной студии Отто Вагнера.