Ч. 4 А Вам, господин Морзе, платить не будем!

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2019/05/01/709

Все телеграфные линии в Российской империи построила немецкая фирма «Сименс и Гальске». Телеграф находился в ведении Главного управления путей сообщения и публичных зданий, во главе которого с 1855 года находился генерал-адъютант Константин Владимирович Чевкин, который работал в контакте с Военным и Морским министерствами.

Фактически фирма контролировала и всю работу телеграфных линий империи, что, естественно, не могло нравиться правительству, но до поры до времени это терпели. В телеграфных линиях использовались аппараты американского изобретателя Сэмюэля Морзе, приспособленные немцами под русский алфавит.

Когда американец узнал, что в России на полный ход используют его изобретение, то он, понятное дело, потребовал, чтобы российское правительство ему за это заплатило. Но не на тех напал. Платить ему не собирались.

Мало того, что голландцы возмутились тем, что в России на государственном уровне подделывают их золотые монеты, так тут ещё и американец объявился со своим требованием!

Ему по дипломатическим каналам вежливо ответили, что, мол, телеграфный аппарат изобрёл наш хороший человек, барон Павел Львович Шиллинг фон Канштадт, ещё в далёком 1835 году и показывал его многим в Европе, мягко намекая, что и Морзе мог этот аппарат видеть и потом только внести в него кое-какие изменения.

А потому, уважаемый господин, ничего мы вам платить не будем. Американский изобретатель стал бить во все колокола по поводу столь наглого грабежа. Тогда по требованию Франции и некоторых других стран российскому правительству всё же пришлось, скрепя сердце, заплатить американцу в 1858 году.

Мне не хочется входить в подробности телеграфного дела, различных реорганизаций, поскольку больше интересует морская тема. Скажу лишь, что строительство телеграфных линий всё время продолжалось, пока все морские базы не были связаны с Морским министерством.

Правительство выделяло средства для приобретения за рубежом самых совершенных телеграфных аппаратов. Одни из них прижились, например, аппараты американского изобретателя Давида Эдварда Юза, другие оказались слишком сложными в обслуживании, и от них отказались, - факсимильный аппарат итальянского изобретателя Джузеппе Казелли.

Для работы на телеграфе требовались грамотные люди, а их избытком империя не страдала. Такие люди нашлись после Крымской войны, когда лишились Черноморского флота и стали сокращать армию, нужно было куда-то пристраивать уволенных  и раненых офицеров.

В отличие от хрущёвских времён, когда офицеров просто вышвыривали со службы, не давая многим дослужить до пенсии месяцы, и ельцинского времени, когда история повторилась после вывода наших войск из-за рубежа, при Александре II об этих людях заботились.

В частности, на различные должности на телеграфе стали  назначать офицеров, уволенных со службы или раненых. Старались брать таких офицеров, которые владели иностранным языком. Так вытесняли с телеграфа иностранцев.
 
Службу в телеграфном ведомстве до 1867 года приравняли к военной службе. Затем она стала гражданской. Из-за нехватки кадров на низшие должности разрешили принимать кантонистов, воспитанников кондукторских школ и, позже, из податных сословий.

Беда была только с механиками, русских специалистов не было, поэтому механиками работали только немцы. В Финляндии с 1864 года разрешили принимать на должности телеграфистов женщин. Появилась необходимость в создании школ по обучению работе на электрическом телеграфе.

В такую школу преобразовали Санкт-Петербургскую сигнальную школу, которая раньше готовила кадры для обслуживания оптического телеграфа. Затем появились телеграфные школы и в других городах.

17января 1861 император подписал распоряжение: «…устроить на счёт сумм Морского ведомства электрический телеграф в Приморской области Восточной Сибири с возложением сего поручения на состоящего при генерал-губернаторе Восточной Сибири 1-го конно-пионерского дивизиона подполковника Романова».

Выполняя царское повеление, провели телеграфную линию от Николаевска до Хабаровки и вверх по реке Уссури до южных портов, расстояние примерно 2000 вёрст (1 верста соответствует 1066,8 м). 

В 1861 году казаки и солдаты прорубили от Николаевска до залива Де-Кастри просеку шириной от 5 до 8 саженей (1 сажень равна  2,1336 м).

Затем на расстоянии 50 сажень друг от друга установили столбы и натянули железную проволоку диаметром 4 мм. Через каждые 25 – 38 вёрст, в зависимости от рельефа местности,  построили контрольные станции.

Контрольная станция тогда была устроена весьма просто. Из аппаратуры имелись только два прибора: гальванометр и будильник. Дежурный был обязан смотреть за стрелкой гальванометра, включённого в сеть. Если стрелка оказывалась неподвижна в течение получаса, значит, где-то имелся обрыв. В таком случае механик садился на лошадь и отправлялся исправлять повреждение.

Читатель может подключить своё воображение, чтобы представить себе, как в разные времена года прорубались просеки  в тайге и устанавливались столбы с проводами, как обустраивались люди на контрольных станциях, особенно зимой, в бездорожье. Это очень интересная тема, но я её развивать пока не буду.

Продолжение http://www.proza.ru/2019/05/04/1927