Поляковы

Виктор Бутко
ПОЛЯКОВЫ

О своей семье Поляковых, проживавших в Красиловке, очень красочно, художественно рассказала в своём этнографическом очерке в книге С. Таранца «Старообрядчество в Киеве и Киевской губернии», самая младшая дочь Мария. Но не только о семье. В очерке дана правдивая, яркая, читаемая с захватывающим интересом, картина жизни, быта старообрядцев-красиловцев 20-50-х годов.

Перед глазами – неподражаемые страницы, написанные с большим мастерством и профессионализмом. Собираясь писать о семье Поляковых, остановлюсь на некоторых эпизодах, к коим я причастен в той или иной мере. Не удивительно, что так мастерски, образно написан очерк. Ведь Маша, как она сама вспоминает, уже в шесть лет читала и писала. Для тех послевоенных лет – это редкость. Её можно смело назвать вундеркиндом, чудо-ребёнком. Маша стремительно развивалась, читая художественную литературу. Помню мы, подростки, собирались возле дома Поляковых на лавочке. Рассказывали разные истории.

Вот вступает Маша в единоборство красноречия с неким пареньком Эдиком, в мичманке, одетом по-городскому. И, конечно, выходит победительницей из этого поединка. Время неудержимо неслось, разбрасывая нас из по разным уголкам страны. Не могу понять, почему Мария выбрала институт водного хозяйства, что в Ровно? Ей бы быть журналисткой, писательницей!

А теперь несколько слов о Марьиной сестре Анне. В пятидесятых годах Аня заведовала Красиловским сельским клубом. Была энергична, активна, хорошо разбиралась в математике (одно время помогала моей сестре Надежде подготовиться к вступительным экзаменам в техникум). Организовала при клубе женский ансамбль (вокальный). Голос у Ани – с хрипотцой. В репертуаре русские и белорусские песни («Эй, вы гуси», «Ой, не отдай меня мать»). Пели под баян моего отца, Михаила Ивановича Бутко (участника художественной самодеятельности). Позже, Аня выехала в Пятигорск…

С Григорием, братом Марии, я дружил. Он в часы досуга организовывал мальчишеские игры, слыл неплохим рассказчиком. С глубоким уважением относился к моей матери, учительнице Ксении Сергеевне Соколовой. Мне памятны проводы Гриши в армию удивительно тёплым майским днём (в тот же день провожали и Анатолия Орлова из многодетной семьи). Григорий, служа в Германии, присылал мне ноты танцевальных произведений.

Вспомнил ещё об одном Полякове, Иване, о моём спасателе. Во время купания в речке Вересне я опрометчиво шагнул вглубь; стал беспомощно барахтаться в воде (плавать-то не умел), но тут меня подхватил Иван, спасибо ему. Вряд ли он помнит о том случае.

О старших Поляковых Груне, Фёдоре – умолкаю, так как с ними не общался по малолетству.
Хороших, трудолюбивых, учтивых детей вырастили Иван Алексеевич и Евдокия Иринеевна. Вечная им память.