Как мне помогает самоанализ

Станислав Раскошанский
(Из книги "Законы осознанной жизни - золотые ключики йоги для саморазвития")

КАК САМОАНАЛИЗ ПОМОГАЕТ МНЕ РАЗВЯЗЫВАТЬ КАРМИЧЕСКИЕ УЗЛЫ (из моего личного опыта)

«Чтобы избежать разочарования в людях, надо избавиться от иллюзий. Умейте принимать людей такими, какие они есть».
Абрахам Маслоу

«Ненавистью нельзя одолеть ненависть, её можно победить лишь любовью. Это вечный закон».
Будда

Начав заниматься йогой и одной из её высших разновидностей - медитацией, я всё больше стал обретать чудесную внутреннюю жизнь души, которую я стал воспринимать внутри себя как энергию, покой, радость, любовь и Свет. Другими словами, я стал чувствовать, что я – душа. Это моё Высшее Я, с которым я связываюсь во время медитации. Душа награждает меня счастьем: она и есть само счастье, которое почти не зависит от внешних условий и обстоятельств жизни, влияния судьбы или кармы.

Однако внешняя жизнь продолжает идти своим чередом, преподнося свои уроки, и часто во взаимоотношениях на работе или дома у меня, как и у всех, возникают сложные ситуации. Я сделал для себя замечательное открытие, что практика принятия, подкреплённая медитацией, делает мои отношения с людьми более гармоничными и спокойными. Принимать людей такими, какие они есть, - также хороший способ избавляться от критики. А это способствует предотвращению стрессов или же значительно снижает их интенсивность.

Хочу рассказать о своём опыте, как я учусь принимать других и устранять причины стрессов. Например, с кем-то у меня произошла крутая разборка, во время которой мы с моим «спарринг партнёром» больно ранили друг друга мечами злых слов, упрёков и взаимных обвинений.

Благодаря тренировке, в какой-то момент мне удаётся стать Наблюдателем и направить внимание на свои эмоции и мысли, т.е. я постепенно начинаю возвращаться в состояние осознанности. В этот момент я замечаю, как внутри меня поднимается обида на несправедливость – обычная автоматическая бессознательная реакция в подобных ситуациях, которая раньше зачастую переходила в длительный стресс.

В прошлом до занятий самоанализом, йогой и практикой медитации процесс внутреннего саморазрушения у меня именно так бы и проходил. Но теперь, как я заметил, благодаря накопленному опыту в работе над собой, я всё чаще могу сохранять состояние осознания того, что происходит, т.е. могу наблюдать свои автоматические реакции обиды, гнева и осуждения как бы со стороны.

Это значит, что в такие моменты осознанности я могу своевременно поставить себе диагноз, а значит и могу что-то предпринять, чтобы справиться с болезнью – прущим из меня негативом. Оставаться в роли Наблюдателя мне помогают мои практики саморазвития, благодаря которым моя душа крепнет и становится способна брать разум под свой контроль.

Как только я осознаю обиду, я вижу своё раненное эго, которое попыталось было затянуть свою любимую обвинительную песнь критики и осуждения. Однако благодаря тому, что теперь я всё в большей степени способен сохранять связь со своей внутренней Безмятежностью, а не отождествляться с умом и его эмоциями, я всё чаще могу останавливать начавшийся негативный процесс. В такие счастливые моменты осознанности я нахожу внутри себя неподвижную точку глубокого неизменного покоя, который словно якорь удерживает лодку моего Высшего Я на плаву и не даёт мне утонуть в штормящем море эмоций.

Сохраняя состояние Наблюдателя, я начинаю чувствовать, что мой «мучитель» в настоящее время по разным причинам сам сильно страдает. Вместо гнева или страха внутри меня возникает по отношению к нему сочувствие и сострадание. Я обретаю силы принять его таким, каков он есть, а затем способен его простить. Я принимаю его как наказывающий инструмент моей судьбы, который указывает мне на мои прошлые ошибки, возможно, пока до конца мною не осознанные.

Я заметил, что мне всё чаще удаётся войти в роль Наблюдателя сразу после начала конфликта. Тогда я могу дать приказ своему эго: «Стоп!», и если обладаю достаточным запасом внутренних сил и позитивной энергии, сразу же прошу у человека прощения и пытаюсь восстановить отношения.

Но бывает, когда жизненных сил мало, например, в состоянии усталости, то осознание того, что происходит, приходит значительно позже – уже после того, как костёр конфликта разгорелся мощным пламенем вражды, так как мы с моим «спарринг партнёром» успели набросать в него достаточно много дров взаимных обвинений и упрёков. Тогда восстанавливать отношения приходится позже – после того, как удаётся поработать над своим внутренним состоянием и привести его в порядок.

После какого-либо конфликта я стараюсь помедитировать больше чем обычно, чтобы очиститься от негативных энергий и наполниться энергией любви из неисчерпаемого Источника. Часто после медитации мне приходят подсказки для работы над собой: я вспоминаю случаи из своей жизни, когда поступал подобным образом - как тот человек, который причинил мне боль. Я начинаю отчётливо видеть, что таким же образом в прошлом – далёком или близком - нарушал какой-то закон осознанной жизни или проявлял такой же недостаток.
 
Удивительно, но до этого я никогда не вспоминал об этих ушедших глубоко в подсознание эпизодах, многие из которых были ошибками молодости. И вдруг все эти события - из далёкого прошлого или произошедшие недавно - отчётливо высвечиваются в моей памяти! С помощью привычной практики самоанализа я разбираю каждый случай и, осознав свои ошибки, отпускаю прошлое и чувствую приятную лёгкость на сердце. И обычно, если самоанализ прошёл успешно, это отработанное прошлое уже не возвращается. 

Также я провожу самоанализ для исправления отношений с человеком, с которым произошёл конфликт. После медитации (или после созерцания) самоанализ проходит более успешно, так как тогда мне хватает внутренней силы, чтобы пройти все его ступени:

- простить данного человека за то, что он причинил мне боль;
- попросить прощения за свои просчёты и ошибки;
- простить себя за своё несовершенство;
- поблагодарить «тренера» и Высшую Силу за предоставленный урок и возможность его лучше выучить;
- пообещать себе в следующий раз действовать более осознанно, не повторяя этих ошибок;
- поблагодарить Высшее Начало за то, что мне послали такое испытание и такого хорошего тренера, для того чтобы и во внешнем мире я мог развивать свою внутреннюю силу и осознанность.

Каждая ситуация учит меня смотреть на всех, включая проблемных для меня людей, глазами души. Я стараюсь увидеть их Высшее Я: ищу в них что-то чистое и светлое, акцентирую своё внимание на их хороших качествах. Если же вижу что-то, что мне не по нраву, то стараюсь переключать внимание на свои подобные недостатки и работать с ними, исходя из того, что этот человек - лишь моё собственное зеркало. Так я делаю открытия, что проявлял прежде или ещё проявляю сейчас подобные качества, и искренне раскаиваюсь в этом. Такие откровения обычно приходят после медитации.

Позже я ищу возможность поговорить с моим «тренером», который, поработав над моим эго, помог мне лучше научиться принятию и построению гармоничных отношений. Обычно, когда я провёл необходимую внутреннюю работу по восстановлению отношений, и на тонком плане с этим человеком уже всё улажено, на внешнем плане проблема также испаряется. Мы легко примиряемся: когда я прошу прощения, часто в ответ также слышу ответную просьбу простить.

Теперь, соприкоснувшись на уровне души, мы способны на основе взаимного уважения, такта и бережного отношения другу к другу сказать с любовью о своих потребностях и желаниях. Таким образом, мы помогаем друг другу сдавать экзамены судьбы: исправлять свои недостатки, развивать осознанность и учиться законам осознанной жизни.