Ачлей Рамазан ал-Мишлиши и Закатальское восстание

Али Албанви
Российское вмешательство в Кавказский регион ожидаемо вызывало недовольство местного населения во всем регионе, и в частности в Северо-Западном Азербайджане, населённый преимущественно дагестанскими этносами.

Захват русскими Чарталаха в марте 1830 г. возмутил уже весь Дагестан, и это сыграло ему на руку. Чарталахские общества обратились за помощью к дагестанским единоверцам, те сразу на это откликнулись, и с мая по декабрь 1830 г. несколько больших отрядов горцев, предводимых сподвижниками Гази-Мухаммада ал-Гимрави (1795–1832), спустились с гор в Алазанскую долину (на фото) и вступили в стычки с русскими. В самом Дагестане развернулось широкое движение за объединение всех горцев против русских. Было важным и то, что лезгинский шайх Мухаммад ал-Йараги (1772/73–1838) в сентябре 1830 г. от молчаливой поддержки перешел к открытому содействию Гази-Мухаммаду и тоже объявил русским джихад.

В июле 1832 года имама Хамзат-бека ал-Хуцали (1789–1834) поддержали жители селений Джаро-Балаканской области, а также верхние деревни Илисуйского султанства. Цахуры, в частности, действовали небольшими маневренными группами по 10–15 человек. В 1837 году восстало также население Ахтынского, Докузпаринского, Алтыпаринского, Тагирджальского обществ, входивших в Кубинскую провинцию. Представители лезгинских народов активно выступали на стороне имама Шамиля ал-Гимрави (1797–1871) на территории Северо-Западного Азербайджана. Одним из самых преданных сторонников имама Шамиля были жители сел. Мишлеш.

Село Мишлеш расположено на правом берегу реки Самур и граничит на севере с селом Муслах, на западе — с селом Корш (оба в Рутульском р-оне Дагестана), а на юго-западе — с селом Старый Сувагиль Закатальского района Азербайджана. Многие наскальные изображения, надписи на древнеарабском языке, а также названия местностей пока расшифровке исследователей не поддаются. В селе Мишлеш несколько исторических памятников, самым интересным и древним является мечеть с минаретом в центре села. Это архитектурное сооружение было построено в ХIII веке на средства вдовы Султан шайх Эмира ал-Богдо, одного из 5-ти братьев — проповедников ислама, выходцев из Сирии, мавзолей которого тоже находится в селе Мишлеш.

Мечеть и минарет в селе Мишлеш по-своему уникальны. Из древних минаретов в Рутульском районе сохранились всего три: в Рутуле, Шиназе и в Мишлеше. Но рутульская и шиназская мечети четырехгранные и к тому же уступают по высоте мишлешской. Мишлешская мечеть круглая, и высота ее равняется длине обхвата. Вход в мечеть прямо с годекана, а вход в минарет — прямо из мечети. Сама по себе мечеть уникальна: размеры ее 15х12 метров при высоте 5 м, общая полезная пл. 180 кв. метров. Минарет ХІ–ХІІ вв., первый капитальный ремонт произведен в ХІV в. (засвидетельствован эпиграфикой), второй — в 60 годы ХІХ в. знаменитым уста Ахмедом из сел. Цахура; мечеть, построенная им же в те годы взамен сожженной в 1852 г. карательной экспедицией. До революции и в первые годы после революции в Мишлешской мечети было медресе, где учились дети из разных уголков Дагестана и земель, ныне включённых в современный Азербайджан. Мишлеш исторически, да и по сегодняшний день является самым большим селом в Горном Магале. Оно сжало в объятиях Самур и расположилось на двух его берегах — село соединяет 4 моста. Мишлешско-Тальский джамаат отличался своей храбростью и свободолюбием. Мишлешцы Горного Магала и Алазанской долины вместе с Джаро-Белоканскими вольными обществами воевали, защищая свои земли от монголов, Тимура (1336–1405), персов и турок. Они отличились в войне с Надир-шахом (1688–1747), в Джиныхской битве с его братом Ибрагим-ханом в 1741 г. (он был захвачен, казнен и сожжен). В архивах и научной литературе отмечено участие мишлешцев в Кавказской войне: мухаджира, одного из руководителей Закатальского восстания 1830 года Ачлея Рамазана ал-Мишлиши.

В работе израильского историка М. Гаммера (1950–2013) «Мусульманское сопротивление царизму» (1988), Ачлей Рамазан — упомянут как «мулла Рамадан из Чарталаха»:

«Шамиль, наверное, даже предпочитал выдвигать на такие посты мухаджиров, у которых не было своей базы в имамате. Достаточно указать на двух таких мухаджиров, выдвинувшихся на видные роли еще до прихода Шамиля к власти: уже упоминавшегося Хаджи-Ташо и муллу Рамадана из Чарталаха, ставшего главой общества Карах».

В сентябрь-декабре 1830 г., Ачлей Рамазан со своим отрядом численностью более 500 человек периодически совершал набеги на Кавказскую линию (от Нухи до Белоканы), в 1844 г., когда Илисуйский султан Данийал-бек ал-Илисуви (ум. 1870) объявил официальную войну царской России, участвовал в боях за сёла Илису и Сарыбаш (Сарваг, ныне село в Кахском р-оне Азербайджана), в 1852 г. наносил удары карательному корпусу царских войск в направлении перевала Динди (Диндидагский) и верховьев реки Самура, помогал цахурским семьям переправиться в Аварию. После истребления сел Горного Магала Ачлей Рамазан со своей семьей по определению имама Шамиля жил в Верхнем Гунибе (1852–1861), некоторое время был наибом в Каратах (ныне село в Ахвахском районе Дагестана). До покорения Чечни и Дагестана (1859) активно участвовал в освободительном движении.

Весьма драматично сложились судьбы потомков: Ачлей Рамазана ал-Мишлиши. Из 6-и сыновей пятеро погибли на войне. Его внук Ачлей Ибрагим, уже верой и правдой служил Российской империи — 50 лет был старшиной 14 сел Горного Магала, и даже отмечен наградами Императорского двора. И еще одна судьба: третий сын Ачлей Ибрагима — ‘Али, человек образованный и энергичный, был членом правительства, возглавляемого мусаватистами (1918–1920) в Азербайджане. Установление Советской власти в апреле 1920-го кончилось для него гибелью…



Автор: ‘Али Албанви



На фото: Алазанская долина // Источник: Алазанская долина [Электронный ресурс] Режим доступа: https://alcofan.com/gruzinskoe-vino-alazanskaya-dolina.html, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 01.05.2019). — Яз. рус.




БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК


АЛ-ИЛИСУВИ — нисба образована от названия цахурского сел. Илису, ныне — на территории Кахского района Азербайджанской Республики. В прошлом — столица Илисуйского султаната.

АЛ-ИЛИСУВИ, ДАНИЙАЛ-БЕК (ум. 1870) — последний владетель Илисуйского султаната (1831–1844), на’иб Шамиля (с июня 1844 г.), российский военный деятель; мудир (правитель нескольких на’ибств) имама Шамиля (ум. 1871), был тестем его сына Гази-Мухаммада ал-Гимрави (ум. 1902). В 1839 г. — активный участник приведения к покорности «вольных обществ» Самурской долины. В 1842 г. в военных действиях в Казикумухском ханстве при взятии сел. Шовкра полковник Аргутинский-Долгоруков отмечал его «примерную храбрость, мужество и распорядительность». Кавказское командование, неоднократно отмечая его преданность России, имело намерение использовать Данийал-бека «как влиятельную силу для убеждения казиев и старшин» склониться на российскую сторону. В 1844 г. во время восстания елисуйцев, ахтынцев, рутульцев и джаро-белоканцев против царской администрации Данийал-бек перешел на сторону Шамиля, став его на’ибом. В последующие годы Данийал-бек прилагал много усилий для привлечения горцев, все еще остававшихся покорными России, на сторону Шамиля. Однако сохранить территорию, охваченную движением, Шамилю и его на’ибам не удавалось. С 1858 г. многие на’ибы стали изъявлять покорность России. В августе 1859 г. без боя сдались ряд укреплений, подвластных Данийал-бек, а сам он перешел на российскую сторону.

АЛ-ЙАРАГИ — нисба указывающая на принадлежность её носителя к сел. Верхний Яраг (ныне Магарамкентский р-он, Южный Дагестан).

АЛ-ЙАРАГИ, МУХАММАД Б. МАЛЛА ИСМА‘ИЛ Б. МАЛЛА ШАЙХ-КАМАЛ Б. НУЗУР АЛ-ЙАРАГИ АЛ-КУРАЛИ АД-ДАГИСТАНИ (1772/73–1838) — учёный, поэт, основатель мюридизма на Кавказе и учитель имамов Дагестана и Чечни; мюршид накшбандийского братства. Ученик богослова Мухаррама ал-Ахти (XVIII в.), который приходился ему тестем, Мухаммад ал-Йараги был женат на его дочери Айшат. У них было трое детей: Хаджи-Исма‘ил, Исхак, Хафса (Хафисат). Сам ал-Йараги происходил из знатной мусульманской семьи. Его дед Шайх-Камал-Эфенди был известен как мусульманский просветитель, которому принадлежала заслуга открытия исламской школы в сел. Вини-Яраге. Его отец Исма‘ил-Эфенди, являвшийся главным кадием мечети в сел. Вини-Яраге, пользовался большим уважением в округе, а мать — Муминат — была дочерью знаменитого местного алима, Фет-‘Али-Эфенди ал-Гилйари из сел. Гильяр (ныне село в Магарамкентском районе Дагестана). Мухаммад ал-Йараги был главным идеологом — активным участником народно-освободительного движения народов Северного Кавказа в 1820–1850 гг. в и одним из самых энергичных проповедников суфийского учения накшбандийского толка. Он был «первым проповедником обновлённого мюридизма в Дагестане», призывавшим, в отличие от своих предшественников, перейти от созерцания и отречения от жизни к практической, вооружённой борьбе. Перу Мухаммада ал-Йараги принадлежит большое число широко известных в Дагестане работ, писем, обращений. В их числе: «Асар аш-шайх ал-Йараги». Темир-Хан-Шура, 1910 г. (на араб. яз.). Это основной суфийский труд ал-Йараги, здесь же — богатая переписка ученого. Скончался шайх в сел. Согратль четвертого сентября 1838 года. Мухаммад ал-Йараги прожил 66 лет (68 лет по мусульманскому летоисчислению), из которых последние восемь лет мухаджиром.

ГАММЕР, МОШЕ (1950–2013) — историк, профессор, крупнейший израильский специалист по истории ислама на Северном Кавказе. Член израильско-германского проекта по изучению бухарских еврейских общин Центральной Азии. Моше Гаммер на протяжении более чем 10 лет он регулярно являлся организатором и участником научных конференций в Израиле, США, странах ЕС, посвященных истории и культуре Северного Кавказа, в частности Дагестана. Один из таких форумов, «Дагестан и мир ислама», состоялся при активном участии Гаммера в феврале 2000-го в Тель-авивском университете. Материалы этой конференции, под его редактурой, были затем изданы отдельной монографией с одноименным названием. В мае 2009-го являлся инициатором академического форума «Ислам в политической истории Северного Кавказа» (Тель-авивский университет). Автор двух монументальных трудов по данной тематике: - Muslim Resistance to the Tsar: Shamil and the Conquest of Chechnia and Daghestan (London, 1994). Русское издание этой книги вышло в свет в 1998 г. под названием «Шамиль: мусульманское сопротивление царизму – завоевание Чечни и Дагестана». Предисловие к нему написал тогдашний депутат Госдумы оппозиционный дагестанский политик Надир Хачилаев. Эта книга принесла М. Гаммеру известность среди российских специалистов-кавказоведов, представителей интеллигенции и общественно-политических движений на Северном Кавказе. Она была негативно воспринята сторонниками антироссийских сил в Чечне, которые обвинили М. Гаммера в «разработке чудовищной версии нашей истории». В 2008 г. под редактурой М. Гаммера в Финляндии был издан сборник «Islam and Sufism in Daghestan» под эгидой Международной ассоциации по содействию сотрудничеству с учеными новых независимых государств бывшего СССР (INTAS).

АЛ-ГИМРАВИ — нисба указывающая на происхождение её носителя из сел. Гимры (Унцукульский р-он, Дагестан).

АЛ-ГИМРАВИ, ГАЗИ-МУХАММАД Б. МУХАММАД Б. ИСМА‘ИЛ АЛ-ХУЦАЛИ АЛ-АВАРИ АД-ДАГИСТАНИ (1795–1832) — первый имам Дагестана и Чечни, мусульманский учёный и богослов, предводитель кавказских горцев в борьбе против Российской империи. Был женат на дочери шайха Мухаммада ал-Йараги (ум. 1838) — Хафсат (ум. 1857/58). В соответствии с устной традицией, произошло это событие в сел. Дюбек (сел. Тивак, ныне Табасаранский р-он, Южный Дагестан). ‘Абд ар-Рахман ал-Гумуки (ум. 1901) описывает детские годы будущего первого имама: «Родился он в 1794 г. от отца из Гидатля, а дед его — Исма‘ил — и матери из сел. Гимры (прим. автора — ныне Унцукульский р-он), где он и вырос. Обучался он наукам в селениях Дагестана (в горах) и на равнине. Когда он завершил учёбу, вокруг него сгруппировались искатели знаний из разных селений. Среди них был его любимый друг Шамиль... Гази-Мухаммад любил читать книги по Шари‘ату и изрядно их знал, особенно по тафсиру, и жизнеописанию Мухаммада. Есть книги, переписанные его рукой, (его) комментарии к тексту на полях его книг. Он считался одним из крупных ‘алимов... Когда он достиг совершенства в науках, он пожелал войти в братство Накшбандийа-Халидийа... С этой целью Гази-Мухаммад отправился... к моему отцу Джамалутдину ал-Хусайни Гази-Кумухскому (Гази-Гумуки) Дагестанскому, который являлся тогда наставником (устад) братства Накшбандийа, с иджазой от имени его шайха Мухаммад-Эфенди Ярагского Кюринского (ал-Курали)». Гази-Мухаммад был автором известного в учёных кругах того времени трактата «Бахир ал-бурхан ли-иртидад ‘урафа Дагистан» («Блестящее доказательство об отпадении [от ислама] старейшин Дагестана»). Кроме того, он составил небольшое послание под названием «Икамат ал-бурхан ‘ала иртидад ‘урафа Дагестан» («Установление аргумента о вероотступничестве знати Дагестана»).

АЛ-ГИМРАВИ, ШАМИЛЬ ИБН ДИНГАВ МУХАММАД АД-ДАГИСТАНИ (1797–1871) — предводитель кавказских горцев, признанный третий имам теократического государства — Северо-Кавказский имамат. Был женат на дочери суфийского шайха Джамал ад-Дина ал-Гумуки (ум. 1866) — Захидат (1830–1871), от этого брака у них родился сын Мухаммад-Камиль (ум. 1951). Дочь имама — Нафиса (1842–1866), была замужем за сыном шайха Джамал ад-Дина — ‘Абд ар-Рахмана ал-Гумуки (ум. 1901). В юности Шамиль учился у ученого Са‘ида ал-Харакани (ум. 1834). Шамиль стал соратником известного Гази-Мухаммада ал-Гимрави (ум. 1832). Вместе с Гази-Мухаммадом он отправился в В. Яраг (лезг. Вини Ярагъар) Кюринского округа, принял накшбандийский тарикат у шайха Мухаммад-Эфенди ал-Йараги (ум. 1838), который (получил наставление) от шайха Хас-Мухаммада аш-Ширвани (ум. ок. 1831), а он — от Исма‘ила ал-Курдамири (ум. 1847/48), который (в свою очередь) получил от известного Халида ал-Багдади (ум. 1826). Дагестанский энциклопедист Назир ад-Дургели (ум. 1935) в «Нузхат ал-азхан фи тараджим ‘улама’ Дагистан» («Услада умов в биографиях дагестанских учёных») пишет, что Гази-Мухаммад и Шамиль «оба получили иджазу от Мухаммада ал-Йараги и вернулись в Гимры». По мнению В.О. Бобровникова «ни Шамиль, ни зачинатель джихада имам Гази-Мухаммад шайхами тариката не стали, хотя последующие поколения представляли их таковыми» (В.О. Бобровников. «Историк джихада Хаджжи-‘Али ал-Чухи»).

ИБРАГИМОВ, ГАРУН ХАЛИЛОВИЧ (1925–2012) — советский и российский филолог, доктор филологических наук, профессор, академик, основатель и создатель письменности — цахурцев и один из основателей рутульской письменности на кириллице, член Союза журналистов РФ и РД, основатель первой в истории цахуров республиканской газеты на родном языке «Нур» и ставший первым её главным редактором. С 1982 года заведующий кафедрой общего языкознания Дагестанского государственного педагогического университета. Отец лингвиста А.Г. Ибрагимова (род. 1956).

ИБРАГИМОВ, АЛЕКСАНДР ГАРУНОВИЧ (род. 1956) — российский лингвист, психолог, продюсер, сценарист. Член Союза писателей России. Специалист информационной работы стратегической разведки. Автор книг, брошюр, статей по вопросам психологии, мировой истории, политики. Специалист в области разработки и проведения комплексного корпоративного обучения. Ректор «Школы здравого смысла» при Центральном доме предпринимателей города Москвы. Вице-президент Клуба товарищей ВИИЯ КА (выпускников Военного института иностранных языков). Член правления Клуба специалистов по национальной безопасности. Член правления Клуба православных предпринимателей. Генеральный секретарь Союза военных исламоведов России. Автор (часть из них в соавторстве) книг, брошюр и статей (под псевдонимами Александр Радов, Александр Радов-Ачлей, Александр Ачлей, Сергей Норка).

АЛ-МИШЛИШИ — нисба указывающая на принадлежность её носителя к сел. Мишлеш (ныне Рутульский р-он, Южный Дагестан).

АЛ-МИШЛИШИ, АЧЛЕЙ РАМАЗАН — мухаджир, один из руководителей Закатальского восстания 1830 года. После истребления сел Горного Магала Ачлей Рамазан со своей семьей по определению имама Шамиля жил в Верхнем Гунибе (1852–1861), некоторое время был наибом в Каратах. До покорения Чечни и Дагестана (1859) активно участвовал в освободительном движении. Из 6-и его сыновей пятеро погибли на войне.

АЛ-МИШЛИШИ, АЧЛЕЙ ИБРАГИМ — 50 лет был старшиной 14 сел Горного Магала, отмечен наградами императорского двора. До нынешних времен в селе сохранился дом Ачлей Ибрагим-юзбаши, построенный в 1870 году. Здание причислено к архитектурным памятникам республики. Уцелела оборонительная стена Китхарав и бойницы благодаря особому составу кладки, выполненной из местного материала. Внук Ачлея Рамазана.

АЛ-МИШЛИШИ, АЧЛЕЙ (1696–1777) — один из вождей цахурцев Горного Магала, середины XVIII века, по имени которого и назвали потом весь род. В то время власть в Персии узурпировал Надир-шах — талантливый полководец и жестокий правитель. После ряда удачных походов он сумел покорить земли, ныне входящие в состав Азербайджана, и поставил там своим наместником родного брата Ибрагим-хана, который притеснял местное население. В 1737 году Ибрагим-хану удалось подавить мятеж, после чего дагестанцы вынуждены были отступить в горы. Ибрагим-хан во главе 32-тысячной армии предпринял еще одну попытку усмирить непокорных горцев, направив свой главный удар против Дагестана через Алазанскую долину. Жители северного Кавказа всегда поддерживали друг друга в периоды несчастий и иноземных нашествий. Объединенную горскую армию возглавили представители Джаро-Белоканского вольного общества Ибрагим-диван и сын Ачлея — Халил.

НАДИР-ШАХ АФШАР, НАДИР-КУЛИ ХАН (1688–1747) — шах Ирана в 1736–1747 гг., основатель династии Афшаридов, полководец. Выходец из туркменского племени афшаров.

ТИМУР (1336–1405) — среднеазиатский тюрко-монгольский военачальник и завоеватель, сыгравший существенную роль в истории Средней, Южной и Западной Азии, а также Кавказа, Поволжья и Руси.

АЛ-ХУЦАЛИ — нисба указывающая на происхождение её носителя из дагестанского сел. Гоцатль (Хунзахский р-он).

АЛ-ХУЦАЛИ, ГОЦАТЛИНСКИЙ ХАМЗАТ-БЕК ИБН ‘АЛИ ИСКАНДАР-БЕК АЛ-АВАРИ (1789–1834) — второй имам Чечни и Дагестана.



ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК


АЛАЗАНСКАЯ ДОЛИНА (цахур. Гал) — межгорная аккумулятивная долина в Грузии и Азербайджане вдоль южного подножия Большого Кавказа по рекам Алазани и Агричай. Длина 200–225 км, ширина от 20 до 40 км, высота над уровнем моря 200–450 м. В Грузии называется также Кахетинской равниной. Это один из основных районов виноградарства Грузии. Экономика района представлена виноградарством и туризмом. В Средние века эта территория соответствовала грузинской области Эрети, а ранее была частью Кавказской Албании. Отличается значительным этническим и языковым многообразием. Помимо грузин и азербайджанцев здесь представлены аварцы, ингилойцы, осетины, русские, цахуры, удины (село Зинобиани). Населённые пункты на территории Грузии: Кварели, Лагодехи, Цнори. Населённые пункты на территории Азербайджана: районы Белоканы, Закаталы, Кахи.

ДЖАРО-БЕЛОКАНСКИЕ ДЖАМААТСТВА (ВОЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА) — военно-политические образования, располагавшиеся на северо-западе современного Азербайджана. Возникли в XVII веке. Представляли собой социально-политические образования, созданное на основе кровного родства. Подразделялись на пять обществ: Джарское, Белоканское, Тальское, Джиныхское и Мухахское. После нескольких российских военных экспедиций, и установления контроля над территорией русскими войсками в 1806 году, упразднённые вольные общества вошли в состав Закатальского округа Российской империи.

ЕНИ-СУВАГИЛЬ (цахур. СУВАГЕЛ) — крупное цахурское село в Закатальском районе Азербайджана, расположенное на южных склонах Кавказских гор, в Алазанской долине, в 22 километрах к юго-востоку от города Закаталы. Село основали цахуры, которые переселились из старого села Баш-Сувагиль. На сегодняшний день население села составляет 4813 человек, все цахуры. До 1953 года в Закатальском районе высоко в горах было расположено селение Баш-Сувагиль. Из-за тяжелейших условий проживания поднят вопрос о необходимости переселения села на равнину. Село с трех сторон омывали горные реки, кроме того из-за возникшей трещины была угроза жизни людей. В июле 1953 года в ЦК КП Азербайджана предложено переселить селение Баш-Сувагиль на территорию бывшего Шекинского конного завода, но первый секретарь Закатальского райкома партии Р. Сафаралиев не дал согласия на переселение крупного овцеводческого хозяйства в Шекинский район. Затем проведено общее собрание с активом села, с колхозниками, на котором рассмотрен вопрос о переселении горного селения Сувагиль в Шекинский район. Но было решено не переселять село Сувагиль в Шекинский район. Колхозники сами указали место, где в будущем могло бы расположиться новое селение. Теперь селение Ени-Сувагиль («Новый Сувагиль»), что на равнине — одно из крупных населенных пунктов Закатальского района, в котором проживает около 5 тыс. человек.

ИЛИСУ (цахур. ;lisu) — цахурское селение в Кахском районе Азербайджана. Являлось центром Илисуйского султаната, позднее входило в состав Закатальского округа. Село основали цахуры.

КАВКАЗСКАЯ УКРЕПЛЁННАЯ ЛИНИЯ — система кордонных (пограничных) укреплений русских войск на Кавказе в XVIII–XIX веках. Возводилась для защиты российских коммуникаций и использовалась при обеспечении действий русских войск в ходе Кавказской войны (1817–1864). Включала Кизлярскую, Моздокскую, Кубано-Черноморскую и другие линии, объединённые воедино в 1785 году.

КАРАТА — село, административный центр Ахвахского района Дагестана.

КАРАХ (авар. Къарах) — историческая и географическая область в центральном высокогорном Дагестане, одна из областей расселения аварцев.

КОРШ — село в Рутульском районе, Южный Дагестан. Входит в Кальялское сельское поселение.

МИШЛЕШ — село в Рутульском районе, Южный Дагестан. Образует сельское поселение село Мишлеш как единственный населённый пункт в его составе.

МУСЛАХ — село в Рутульском районе, Южный Дагестан. Образует сельское поселение село Муслах как единственный населённый пункт в его составе.

САМУР (цахур. Самур; рут. Самыр; лезг. ЧIвехер вацI) — река в России, в Южном Дагестане; по части русла проходит граница России с Азербайджаном. Является второй по величине рекой в Дагестане, частично пограничной с Азербайджаном. Исток находится в Рутульском районе Дагестана. От села Гарах до Самурского гидроузла по реке проходит государственная граница между Российской Федерацией и Республикой Азербайджан. Дельта Самура представляет собой отдельный биотоп, для которого характерны частые возникновения и отмирания русел, с постоянным размывом участков дельты в одних местах и их нарастанием в других. После прорыва в 2002 году русла Малого Самура в северном направлении здесь в акваторию Каспийского моря начала выдвигаться новая активно растущая дельта.

САРЫБАШ — цахурское селение в Кахском районе Азербайджана.

ЧАРДАХЛАР — село в Закатальском районе, в котором проживают аварцы и цахурцы.




ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК


ГОДЕКАН — центральная площадь у народов Кавказа, место общинного схода.



ЛИТЕРАТУРА


1. Алиева С.И. Взаимоотношения Азербайджана и народов Северного Кавказа (XIX — начало XX вв.). Баку, ИПО Турхан, 2015. С. 377.


2. Цахуры: прошлое и настоящее. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 28.04.2019). — Яз. рус.


3. Гаммер М. Шамиль. Мусульманское сопротивление царизму. Завоевание Чечни и Дагестана. — М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. С. 341.


4. Гранатова А.  «Лицо кавказской национальности». Идентификация. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.m-s-p-s.ru/site/129, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 28.04.2019). — Яз. рус.