Подарок

Юрий Ильич Смирнов
Юрий Смирнов
Подарок
Человек начинается с желания помочь другому


Мне в жизни делали много подарков, всех и не упомнить. Были, вероятно и дорогие и не очень, но я не об этом. Подарки, они разные бывают: и материальные и духовные, и важны они своей нежданностью и необычностью. Все мы любим получать подарки и даже знаем, что дарить лучше, чем получать, но раз-на-раз не приходится. Бывает и маленький подарок, а помнится долго – многое зависит от момента, от ситуации. И неизвестно, кто получает больше удовольствие, одариваемый, или даритель?
Давно это было. Ехал я по Питеру на своём автомобиле, разумеется, на «Жигулях».  Тогда были и другие авто, но тоже наши, отечественные.

Был у меня приятель: художник, скульптор, интересный человек. Он много рассказывал о делах в их цехе. Было занятно узнать, что пьедестал памятника Александру Третьему, творения Паоло Трубецкого забрали под памятник Чернышевскому. Так и сидит Александр Третий на артиллерийском тяжеловозе (другие кони не выдерживали этого российского императора) во дворе Мраморного дворца (семь пород мрамора) творения Ринальди, построенного Екатериной Второй в подарок Григорию Орлову, (потом дворец метко переименованному в музей Ленина).  И был у моего приятеля родственник,  американский сенатор, о котором он знал, но не всем рассказывал и в анкетах его не упоминал. И случилось так, что приехали эти самые сенаторы в Москву, вероятно, обменяться демократиями с нашими руководителями. Не знаю когда появилось это злопыхательское выражение, что наши демократии отличаются друг от друга, как простой стул от электрического. А этот сенатор, родственник моего приятеля, взял, да и уехал из столицы сегодняшней в столицу бывшую, то, бишь, в Питер, повидать своего родственника. А за сенаторами глаз, да глаз нужен, кабы их кто не обидел. А тут, глядь – а один сенатор куда-то исчез. Но наши ребята его и здесь вычислили и организовали пригляд  в городе трёх (если не больше) революций и все – на благо народа.

Рассказывал мне потом мой приятель, что встретились они с родственником и пошли они в ресторан отмечать свиданку. Обмыли, поговорили, и тут американский родственник и говорит моему приятелю: «Посмотрел я на ваши автомобили, что-то они мне не очень  понравились.» И предлагает он моему приятелю прислать из Америки «Кадиллак». А мой приятель отвечает, что лучше, если бы сенатор купил ему автомобиль «Волга». «Зачем тебе «Волга», - горячится американец, - я тебе «Кадиллак» пришлю». Американцы, как мы все знаем,  они люди тупые и в нашей советской удивительной жизни ничего не понимают. Как этому америкосу объяснить, что простой советский художник не может ездить на автомобиле лучшем, чем не только у секретаря райкома, но лучше, чем у секретаря обкома? А американец воспылал родственными чувствами и стоит на своём. Потом мне жаловался художник, что не мог же он сказать «тупому» американцу, что на таком автомобиле художник и трёх дней не проездит, а после «случайной» аварии с грузовиком  день на второй - третий, где он будет ремонтировать этот заморский автомобильный выкидыш, и где он сам будет? Обидел он родственника, отказался от подарка, но великую родину не предал. И по-прежнему ходит пешком. Оно и лучше, и дешевле, и здоровее, и,  главное, патриотичнее.

О чём это я хотел рассказать? Ах, да, еду это я на «Жигулях» и голосует мужик средних лет. А у меня была дурная привычка: не отказывать в подобных случаях. Едем мы с мужиком и, как у нас принято, сразу начинаем делиться своими радостями и печалями. И говорит мне мужик, что и платить-то ему за поездку нечем. Отвечаю я ему, что мне по дороге с ним и потому платить мне не надо. Мужик далее рассказывает, что вот он сейчас придёт домой, а жена опять ныть начнёт, что дома жрать нечего. Как я его понимаю! Говорю ему: «Открой бардачок, там лежит три рубля и возьми их себе.» Покосился на меня мужик, открыл бардачок, увидел три рубля и говорит с недоверием: «Так я беру?», - и смотрит на меня. «Бери, бери, - говорю, - сейчас они тебе нужнее, а я себе заработаю». Немного повеселел мужик, а выходя из машины спросил: «Ты что, Иисусом Христом работаешь?»
Октябрь 2017