Железная дорога I - Путевые рассказы

Александр Аристарх Захаров
Знаете, сложно себе представить меньший кладезь историй, как путешествия куда-либо. Обычно
что-то происходит, либо когда уже приезжаешь куда-то, либо еще по пути в пункт назначения.
Эти истории мне рассказала подруга, поэтому далее повествование пойдет от ее имени. И все эти
истории связаны с самым нелюбимым для меня лично, но неизбежным видом общественного
транспорта – железной дорогой.
Итак…
История первая.
Большинству известно, что в поездах дальнего следования есть три основных варианта поездки –
плацкарт, купе и специальный вагон (СВ). Есть еще сидячие места, но такие бывают не везде,
например, во Владивосток ехать 8 дней, и их просидеть на пятой точке нереально. Сидячие места
и плацкарт – это бюджетные варианты, купе – подороже и отличие только в наличии
закрывающейся двери, а специальный вагон (СВ) – это своего рода бизнес-класс.
Когда у тебя нет денег, а ехать надо, у обычного закомплексованного законопослушного человека
включается отчаяние и начинается поиск денег хотя бы на сидячие места или плацкарт, а у
смекалистого – поиск вариантов.
Я прекрасно знаю, как это звучит – авантюризм, беззаконие, и отсутствие какого-либо удобства.
И, в общем-то, так оно и есть. Но тут либо терпеть и превозмогать, либо свернуться в позе
зародыша и, признав поражение, загибаться в том месте, где застрял без денег. Только это не про
меня! Скорее мир взорвется, чем я признаю свое поражение.
Девушка я целеустремленная. И такая мелочь, как отсутствие денег, не могла мне помешать
вернуться домой из Москвы. Однако, путь в 1,5 тысячи километров это само по себе испытание на
волю, терпение и усидчивость. А в условиях, когда предстоит не попасться проводнику – сложная
стратегическая задача. Но выполнимая.
Мой принцип был в духе книги «Искусство войны» – «Бей туда, где враг не собирается с тобой
драться».
Поэтому пришлось специально ждать отправления поезда и запрыгивать в последний вагон уже на
ходу, показывая старый билет и суетливо делая вид, что надо в самое начало поезда. Тогда такие
фокусы еще проходили. Стоит сказать, что в этом был огромный скрытый смысл - мне нужно
было пройтись по всему поезду и найти пустое купе, либо отыскать «молодых и сговорчивых»
попутчиков. Такие граждане не сдадут при первой опасности, особенно, если рассказать им
драматическую историю о больном родственнике, ограблении, или иной неудаче, после которой
едешь домой… без денег, разумеется.
Принцип хорошего тона у русского человека – не сдавать страждущего, когда у него есть причина,
побудившее его на беззаконие. Звучит странно, но почти все русские люди понимают этот
принцип чуть ли не на уровне ДНК. Именно поэтому в России за нетяжкие преступления, как
правило, не судят, а предлагают мировую или дают маленькие сроки. Хотя безнаказанность

порождает еще большее беззаконие. В данном же случае мораль надо было отбросить, иначе
вернуться домой мне не светит.
Как на грех, пустые места были в вагоне, где помимо проводника базируется и начальник поезда.
Определила я это не сразу. Вроде бы ситуация осложняется вдвойне. Однако читатель будет
удивлен, но ни начальника, ни проводника (в большинстве случаев) вы на месте не встретите, что
делает этот вагон наиболее комфортным для безбилетника.
Чтобы не попасться при обходе, путь только один – на третью полку. Но это по сути железный
ящик, где лежать очень быстро станет некомфортно. Тут, надо сказать, мой не очень высокий рост
оказался очень даже кстати. А неприхотливость к тому, чтобы постоянно бродить где-то, скрывала
меня от глаз проводников, которые редко, но на месте бывают.
Чтобы хоть как-то устроить себе место для сна, я расстелила одеяла, которые обнаружились на
этой самой полке. Это, конечно, не перина, и даже не матрас, они легко сминаются и скользят о
железо по мере движения поезда, даже под весом тела. Но все же спина и мышцы не так сильно
болят, как если лежишь без них на твердой поверхности. И то радует.
Разумеется, спать в железном ящике – малоприятное чувство, но это мелочи по сравнению с тем,
что иногда вылезать из него все же нужно, хотя бы чтобы сходить в туалет.
Тут надо сказать – меня могла демаскировать моя неформальная внешность. Один раз я почти что
попалась.
Спас меня мой второй принцип – никогда не показывай свою слабость и то, что тебя раскололи.
Так, пойдя в очередной раз в туалет, я-таки наткнулась на проводника. Который при виде
личности с цветными волосами, тату и пирсингом, задался вполне естественным вопросом –
«девушка, я вас не помню, вы откуда». Сердце екнуло, и первая мысль была «попалась!». Но
наглость - второе счастье, и я моментально нашлась, что ответить: «А я из другого вагона.
Туалеты заняты, пришлось прогуляться к вам!». Проводник улыбнулся, я улыбнулась в ответ, и
разошлись как в море корабли. Правда, второй раз с этим же аргументом ему лучше на глаза не
попадаться.
Я тихо надеялась, что купе будет пустым, но как водится - надежды не оправдались. На одной из
остановок в купе зашли попутчики. Надо ли говорить, что картину маслом «Не ждали!» надо было
рисовать именно с этого момента?! Однако и тут я быстро сориентировалась и с ходу выдала
потрясающую душещипательную историю о том, как суровая Москва оставила бедную
неформалку без гроша, и с одной лишь мечтой – добраться до дома. Я так увлеклась, что мне чуть
было не скинулись на нормальный билет. Но я культурно отказалась, обосновав это тем, что уже
давно еду и нежеланием создавать скандалов. Поэтому попросила просто не сдавать меня
контролю. На том и успокоились.
Большую часть времени я проспала. Однако все же иногда спускалась. Огромным минусом была
жара, но делать было нечего, только терпеть.
Слегка обнаглев, в одном из соседних вагонов я умудрилась еще и еды купить. С собой у меня
было не больше пары сотен рублей, но этого хватило, чтобы купить шоколадку, чипсов и воды. На
вопрос «А чего в своем вагоне не покупаете?», я по отработанной методике ответила, что
проводник «куда-то ушел».

Ребята сильно не беспокоили, только когда мы все вместе не спали, пригласили сыграть с ними в
карты. В итоге я выиграла еще и пару бутербродов, ножку курицы и чая, которого ребята мне
любезно принесли. Путешествие шло не плохо.
Приближалась моя остановка. Теперь была проблема – незаметно выйти и раствориться в толпе.
При путешествиях зайцем иногда срабатывает рефлекс «света в конце туннеля». То есть ты
начинаешь интуитивно быстрее на этот свет бежать и не смотришь под ноги. Надо ли говорить,
что истории для начальника поезда у меня не было?! Я надеялась, что людей будет много и
удастся тихо прошмыгнуть и скрыться.
Но «зоркий глаз» начальника, которой оказалась женщина средних лет, меня все-таки засек. Она
остановила меня на выходе с вопросом:
- Девушка! Ну-ка постойте! А вы откуда такая необычная? Не помню вас ни в своем вагоне, ни в
поезде!
Тут, вдруг, я чего-то растерялась. Так спешила на волю, что ни одной импровизации упорно не
рождалось. Тогда я решила последовать своему третьему принципу – «если не знаешь, что сказать,
говори правду»:
- А вы меня не признали?!
- Нет. И кто же ты?
- Я же ваш зайчик! – невинно улыбнувшись, ответила я.
- Зайчик? Ну, заяц, погоди! – нахмурилась начальница поезда.
Шутка и милая улыбка - не сработали. Отведя меня в сторону, она буквально нависла надо мной и
говорит:
- Так, «ушастая»! – начала она, - И где же ты запрыгнула?
- В Москве, - честно ответила я.
- Как в Москве?! Ты что, уже сутки едешь?
- Ну да, - пожав плечами, ответила я.
- А где же ты спала?
- На третьей полке, над проходом, в 6 купе! Но я ничего там не испачкала, не порвала и все за
собой убрала! Можете проверить! – зачем-то выдала я.
- А в туалет и поесть?
- Ела ночью, а в туалет в другие вагоны бегала, мол – занято или засорился в моем вагоне.
- Ладно, «хвост»! Только за то, что я тебя сутки не видела, и ты у меня под носом проехала –
отпущу. Но увижу еще раз – сдам в полицию!
- Спасибо большое! – улыбнулась я и побрела с вокзала к автобусу… в который тоже придется
прыгать зайцем.
Тут еще сыграло то, что я выглядела неформально. Цивильные граждане от неформалов, как
правило, стараются держаться подальше. Ясное дело, что даже если она меня сдаст «добрым»
дяденькам полицейским, то объяснить, как такую личность не заметил весь состав проводников с
начальником во главе – сложно. Штрафы мне впаять, конечно, можно, но что возьмешь с бедного
неформала?!
В другой стране, надо сказать, эти аргументы не возымели бы никакого веса в оправдание. Но в
России во все времена боязнь «получить по шее» за невнимательность или глупость куда сильнее,

чем желание «сделать всё как положено». Поэтому в тот раз я вышла сухой из воды в буквальном
смысле.

24.08.2017