Память о человеке

Людмила Калачева
Шесть лет назад я случайно познакомилась  с женщиной.

Она вышла из подъезда, подошла к лавочке, на которой я сидела, и присела рядом со мной.
Лето…,  во дворе полно детворы, шум, гам, беготня.  Рядом с малышнёй – их молодые мамочки. На лавочках, под деревьями,  в вечерней прохладе расположились люди пожилого возраста.

Моя случайная соседка по лавочке минуты две-три посидела молча, а потом, вдруг,  произнесла вслух,  вроде бы как и не обращаясь  именно ко мне и в то же время, вроде бы и обращаясь: «Ой, как же хорошо на улице, а я целый день просидела в комнате, у компьютера,  глаза  аж режут, так устали,  вот оторвалась от этой «заразы»,  решила хоть выползти, подышать воздухом…».

Я невольно повернула к ней голову и  решила посочувствовать: «Работа?  Ну сейчас многие зарабатывают себе посредством компьютеров, жизнь такая теперь…»

«Да если бы работа – откликнулась на мои слова соседка – а то так,  дурью маюсь…»

«И что это за «дурь» такая, что на целый день приковала Вас к такому чуду техники, как комп.? Игры какие-то?»

«Да нет, просто сочинительством увлеклась.»

«И что сочиняете, если не секрет?»

«Сказки, в основном…» - последовал односложный ответ.

«Сказки?» - с удивлением переспросила я

«Ну да, сказки. А сейчас, правда, вот вздумалось роман написать. Вот и сижу до одури, оторваться не  могу, пишется, пишется и пишется.  Глаза уже чуть ли не из орбит начали вылезать, а я всё никак не могу остановиться.  Вот насильно  заставила себя отключиться и выйти на улицу.»

«Вы – писатель?  Издаёте свои  книги?»

«Да нет!  Писака - любитель! Вот пишу и публикую на сайте  «Проза.Ру».   Люди читают, пишут отзывы. Живое общение. Интересно! И себя показать  можно и других почитать – здорово!»

«А что это за сайт? И как на него можно попасть?»

«Да проще простого: нужно создать свою страничку,  зарегистрироваться  и… вперёд!»

«Интересно! Как интересно, что мы с Вами встретились.  Я, ведь, тоже пишу, но всё лежит в тетрадках. Получается,  что пишу просто для себя и только потому, что пишется почему-то.  Что-то вспоминается, что-то выдумывается,  сочиняется… .  А не подскажете, как  нужно создать свою страничку, как зарегистрироваться…?»

«Пишите? Правда?  – с интересом,  повернувшись ко мне, спросила моя собеседница – так Вам обязательно нужно публиковаться на «Прозе».  А что пишите?»

«И  прозу пишу, в основном повести, рассказы, да  и стихи, если их можно назвать стихами – тоже сочиняются. Как это у меня получается, я и сама не знаю. Просто пишется и пишется…».

«Так, как Вас зовут? – требовательно спросила меня собеседница,
«Людмила!»
«А меня – Тамара.   Давайте я Вам помогу открыть страницу.  Давайте,  говорите, когда и в какое время я могу прийти к Вам.  Я Вам помогу!»

Напористость и почти требовательность Тамары меня немного ошарашила:  совсем незнакомый человек вот так, вдруг, готов потратить на меня своё время,  готов чему-то меня обучить, готов  помогать….

Это удивило и немножко насторожило.
Но я, очарованная её приятным голосом, её такой доверительной  откровенностью, таким страстным желанием помочь совсем чужому человеку, тут же согласилась на её  предложение.

Договорились  встретиться на другой день:   «Часа в три.  Так,  давайте я забью в Ваш телефон свой номер. Позвоните, может  у меня что-то не будет со временем получаться, в общем, договоримся».

Звоню.
«Да, да, я помню! Правда у меня сегодня будет немного времени, но мы успеем кое-что сделать, а потом договоримся,   встретимся,  я объясню, что делать дальше».

Тамара просидела у меня  больше часа. Создала мне страницу, объяснила, как   набирать материал:  «Так, Люда, ты пока распечатывай свои  произведения,  у тебя их вон сколько, не меньше недели уйдёт на это, а как  напечатаешь, позвонишь, приду, расскажу, как их перебросить на «Прозу», на «Стихи».   Хорошо, что ты умеешь печатать, дело быстро пойдёт».

«Спасибо,  Томочка,  ты открыла мне дорогу в новый мир. Спасибо огромное!»

«Да, ладно! Всегда рада помочь хорошему человеку.»
«А как ты смогла определить, что я хороший человек, может я очень даже ….»
«Не может! - оборвала меня Тамара – разве может человек быть плохим, если у него такая куча написанных историй, а она сидит на них и даже не пытается их как-то продвинуть.  Но ничего, мы это исправим. Тебя обязательно будут читать!»
«Спасибо!»

«Давай, за работу!»

И я, действительно, начала «работать».  С увлечением печатала и печатала, с  утра до вечера сидела за компьютером.

Дня через три Тамара позвонила  сама: «Ну как, дела идут?»
«Идут, идут, спасибо!»

«Значит так, у меня сейчас есть время,  давай я прибегу и покажу тебе, как напечатанное «перебрасывать» на сайт».
Спустя пять минут она была уже у меня.
Я не успевала следить за её руками, что и как она делала, при этом пытаясь  проговаривать весь ход своих  действий.

В конце концов я взмолилась: «Тамара, да я всё это  и не усвою сразу, уйдёшь,  я тут же забуду, что за чем нужно делать, куда что нажимать, давай я лучше запишу всю эту последовательность…»

Тамара взглянула на часы:  «У меня не очень со временем, ну ладно, давай, записывай…».

Мы опять просидели не менее полутора часов.

«Всё,   мне нужно бежать,  я Женечке (мужу) сказала, что  всего на полчасика, а уже полтора прошло».

Постепенно у меня начало что-то  получаться. Иногда звонила Томе,  если , вдруг, где-то заходила в тупик, иногда она сама звонила, интересовалась, как дела идут.

А я не переставала удивляться тому,   как это совсем незнакомому человеку человек уделял столько внимания,  проявлял такую искреннюю заинтересованность в том, чтобы чему-то научить этого  человека, отрывал у себя своё  время.

Между делом мы понемногу рассказывали о себе, о своей жизни.
Так я узнала, что  девочка из Твери поехала учиться в Питер, тогда Ленинград. Там познакомилась со своим будущим мужем, вышла замуж.
После окончания института их направили  в Нижневартовск,  где они и проработали до своего пенсионного возраста.
А потом решили вновь вернуться в  Питер,  где уже учились их сыновья.  Купили там им квартиры, поженили и задумались над тем,  что не плохо было бы купить жильё на берегу моря, чтобы было куда уезжать на лето всем своим разрастающимся  семейством .

Так они и оказались в нашем городке, городе Анапе, где мы с Тамарой и познакомились.
Я не переставала удивляться её оптимизму,  её энергии, которая била из неё ключом,  её рассказам и о жизни в Нижневартовске, и  о своих многочисленных друзьях, о жизненных интересах, о том, где, в каких странах они успели уже побывать со своим Женечкой, а мужа она только так и называла.
Чем больше  мы общались с Тамарой, тем больше я восхищалась её непосредственностью, её  простотой и добротой, её жизнелюбием.

Всегда весёлая, жизнерадостная, увлекающаяся она взахлёб рассказывала о том, как она любит море, как ей нравится Анапа.

С мая и по октябрь они жили в Анапе, а в летние месяцы к ним присоединялись по очереди семьи их детей. Тамара была одержимой бабушкой, всё своё летнее время она посвящала внукам, невесткам, сыновьям.  Потом на полгода они уезжали в Питер,  где Тамара  опять же всю себя отдавала служению внукам.

Когда прощались, она всегда говорили: «Ну всё, до следующей весны!»

И это казалось таким обычным делом: пройдёт осень, зима, наступит май,  и мы снова  встретимся, так же, как это было каждый год.

И вот  наступила весна!
Весна, которая  вместо ожидаемой встречи принесла нам страшную весть:  26 апреля Тамары не стало!

Мы, соседи – в ужасе! Как? Почему? От  чего?  Что случилось? Этого не может быть!
Так не должно быть!
Ну не может быть, чтобы не стало такого позитивного, такого доброго и жизнерадостного человека, человека с огромным чувством юмора и необыкновенным жизнелюбием.

Но это случилось!
Мы будто осиротели, настолько мы привыкли, что летом она здесь, с нами. Трудно себе представить,  что её нет  и никогда уже с нами не будет.

Ну а  я  и вОвсе  просто убита.

Вот открываю страницу «Прозы», а перед глазами Тамара, которая помогала мне знакомиться с этим сайтом, да нет не просто помогала, а буквально, заставила меня  сделать это.

Забыть такое просто не возможно. Этот сайт для меня теперь – живая память об этом прекрасном человечке.  Эта память о Томочке  будет каждый день теперь со мною и во мне.

Так же о ней будут напоминать поднявшиеся ёлочки, которые они с мужем посадили во дворе. Ёлочки вырастут, станут большими елями, а Тамара этого не увидит никогда. Это ужасно.

Напоминать о ней будет и та скамейка, на которой мы познакомились и на которой частенько вели беседы, что-то обсуждали: ею написанное, мною, на которой она любила сидеть. Не забудется и её общительность: к каждому подойдёт, поговорит, скажет что-то доброе.

Тамары не стало!  Но то доброе, что делала она, останется  доброй памятью о ней.
Томочка! Мы тебя не забудем, ты навсегда останешься в наших сердцах.

А для меня ты останешься живой памятью ещё на моей странице на «Проза.Ру», которую ты открывала для меня. Ты каждый день будешь со мной.

Светлая тебе память!