Джузеппе Пеллицца да Вольпедо, Il Quarto Stato

Алина Алексеева-Маркезин
     Джузеппе Пеллицца да Вольпедо, Il Quarto Stato, 1901, холст, масло, 293 х 545 см. Museo del Novecento, Milano

      Джузеппе Пеллицца да Вольпедо (28 июля 1868 – 14 июня 1907) был итальянским неоимпрессионистским живописцем. Он родился и умер в Вольпедо в предгорной области северной Италии.
       Его самая известная работа " Il Quarto Stato "С 1884 учился в миланской Академии художеств. В 1887 посещал класс Фаттори в Академии художеств Флоренции. С 1889 занимался в Академии Каррара в Бергамо. Сблизившись с П. Номеллини и А. Морбелли, увлекся эстетикой символизма.

      Первоначально картина должна была называться «Послы мира», а затем «Рабочий путь». Вместо этого Пеллицца да Вольпедо выбрал название Quarto Stato для обозначения рабочего класса.

        Pellizza начал работать над эскизом картины в 1891 году, после участия в демонстрации протеста группой рабочих.
В картине Джузеппе Пеллицца да Вольпедо « Il Quarto Stato » идет процессия рабочих. Толпа с большой решимостью продвигается к передней части картины На их лицах гордость и желании отстаивать свои права.

  На переднем плане трое людей,которые идут впереди процессии. Двое мужчин  и женщина, которой Пеллицца придал черты своей жены Терезы, босиком, и красноречивым жестом приглашает демонстрантов следовать за ней.

     Справа от женщины идет главный герой сцены, «мужчина лет 35, гордый, интеллигентный, трудолюбивый»(По словам художника)
Эти три персонажа представляют компоненты самого скромного социального класса того времени.

    Название работы, Quarto Stato , относится к термину, который использовался во время промышленной революции XIX века. Таким образом был указан рабочий класс, образованный рабочими и ремесленниками.

     Термин родился во время французской революции, чтобы обозначить самый низкий слой общества .

      Масса рабочих продвигается организованно , требуется сила и выдержка,чтобы добиваться своих прав за достойную жизнь и справедливую заработную плату.

      Свет, который поражает мужчин и в полной мере освещает женщину, придает особенный смысл. Образ женщины с ребёнком -Христианский символ материнства. Фигуры впереди более размыты и затемнены к основанию. Свет становится более интенсивным во главе процессии, и люди направляются к источнику света.

      Картина Пеллици показана на начальных титрах фильма Бернардо Бертолуччи «ХХ век», в настоящее время она находится в Музее дель Новеченто в Милане, а более ранняя версия – в Академии Брера.

      Картина не получила на выставке признания, на которое надеялся художник. Мало того, она вызвала споры и замешательство у многих друзей Джузеппе.
После того, как Турин отказался признать картину шедевром политической и социальной темы, художник решил отказаться от борьбы и участия в общественной жизни.

      В 1906 году, прознав о популярности художника на международных выставках, его вызвали в Рим. Государство купило картины «Солнце» и «Имитация жизни» за 2500 и 4500 лир соответственно, для Королевствской коллекции и Галереи современного искусства. Казалось, это должно было стать началом нового благоприятного периода в творчестве художника.

        В начале 1907 года у Джузеппе рождается сын Пьетро, который через несколько дней умирает, вслед за ним умирает любимая жена Тереза, всегда бывшая опорой и поддержкой художника.
В этом же году умирает престарелый отец Джузеппе. Цепь трагических событий приводят художника к глубокой депрессии. В результате, ранним утром 14 июня 1907 года он кончает жизнь самоубийством, повесившись в своей студии в Вольпедо. Ему было всего 39 лет.