34. Люди из деревни Грязнухи

Михаил Латышев
Есть такое выражение – "белые пятна в истории". Так говорят, когда о жизни людей в определённое время, в каком-либо городе или деревне совершенно не осталось сведений.

Несмотря на то, что о реке Чусовой выпускались путеводители и книги, на ней тоже оказались белые пятна!

Зачастую они связаны с исчезнувшими деревнями. Была деревня – и нет, и не осталось старожилов, кто помнил бы про неё. А ведь многие из чусовских деревень основаны ещё в XVII и XVIII веках.

За редким исключением, оставшиеся деревни и сёла постепенно умирают, унося с собой частичку истории Реки Теснин.

*** ЮБИЛЕИ УМИРАЮЩИХ ДЕРЕВЕНЬ ***
В июле-августе 2018-го года мы путешествовали от села Кын в далёкую страну Замултычья. Двести лет назад мы застали бы уйму селений!

Ниже Кын-Завода стояли деревни Петушата и Долгой Луг, за Мултыком – деревни Талица, Грязнуха и Зимняк. Напротив Бабенок была деревня Ялунина, ниже по течению – деревни Верхний и Нижний Мыс.

Взгляните на карту Кунгурского уезда 1914 года – там отмечены кыновские деревни Гаревая, Новикова, Деменёва, Усть-Серебряная, Гаревая и Кисели, Кошкина и Кирпичная…

Где они? От них остались только луговины. Живы сейчас деревни Бабенки, Нижняя и Верхняя Ослянка. Последняя – это казённая Ослянская Пристань в эпоху железных караванов.

В 1928 году там жило 500 человек. В 1970-е в Верхней Ослянке был большой мясной совхоз "Чусовской". Ныне её жителей остаётся всё меньше, работы нет. Разобрали даже детский садик. Перепись 2010 года в Верхней Ослянке учла 191 человека.

Ослянская Пристань была перенесена с первоначального места в 1744 году. Этот же год указан касательно основания деревни в путеводителе-лоции "Река Чусовая" (2010 г., под редакцией Евгения Тамплона). В Энциклопедии Свердловской области Николая Рундквиста приводится 1775 год. Очевидно, это ошибка.

Стало быть, в 2019 году Верхней Ослянке стукнет 275 лет! На самом деле она старше, чем записано в некоторых источниках. Сначала я обрадовался, потом задумался.

А кому это вообще интересно? Наверное, коренным ослянцам? В день села они могут отпраздновать юбилей. Мне откликнулась Елена Вяткина:

"День села в Ослянке проводится, но очень скромно. В конце августа. Вы, наверное, не знаете, что Ослянки обе принадлежат теперь к территории Нижнего Тагила. Как присоединили, так многое позакрывали. Садик детский, школу, фельдшерский пункт.

Все учреждения не соответствуют нормативам, а денег на новые нет, да и народу там мало. И все. Кому нужны юбилеи умирающих деревень? Пишу с болью".

Действительно, а кому нужны юбилеи умирающих деревень? Копчик и Коноваловка больше не отметят дни рождения – их давно нет. В моих мыслях было увидеть и записать хоть что-то, что осталось от ослянских Затерянных миров.

*** БЕЛОЕ ПЯТНО ЗА МУЛТЫКОМ ***
К сожалению, тем летом у нас не осталось ни сил, ни времени, чтобы одолеть на велосипедах старый Кунгурский тракт через Мултык. Нам не удалось проехать через бывшую деревню Грязнуху к Бабенкам.

В июле 2015-го нас остановил сильнейший ливень с грозой прямо на хребте бойца Мултыка. Мы увидели с его вершин только падающую стену воды. Тогда нам удалось лишь немного пройтись по старой дороге в направлении Грязнухи.

Через три года мы попали в половодье. Река сильно поднялась после дождей, броды перекрыло. Нам пришлось добираться да Нижней Ослянки и обратно на лодке.

Старый кунгурский тракт оказался вдребезги разворочен лесовозами. Наши железные кони завязли бы в жутком месиве из сырой глины. Жаль, я помню его симпатичной и заросшей лесной дорожкой.

Что ж, будем пробовать снова. Я хочу пройтись по безбрежным горным лугам, расположенным за хребтом Мултыка – где когда-то была деревня Грязнуха.
Жизнь – она ведь длинная, правда?

Попытки найти какие-нибудь сведения о Грязнухе в энциклопедиях и книгах ни к чему не привели. Деревня Грязнуха на склоне Мултыка – настоящее белое пятно Чусовой!

Всё, что мне удалось узнать – что она возникла на берегу речки Грязнушки в одно время с деревнями Зимняк и Долгой Луг, около 1770 года.

Эти селения появились близ тракта, соединяющего Кунгур и Ослянскую Пристань. Этому способствовал запуск строгановского Кын-Завода. Дорога из Кына после Долгого Луга спускается к устью речки с ласковым именем Кынок.

Кынок бежит к Чусовой среди грозных камней и скал, впадая в Реку Теснин напротив бойца Стенового. В тех местах летом можно найти поляны лисичек. Грибов, конечно.

Тракт после устья Кынка идёт по берегу Чусовой и круто взбирается на гребень Мултыка. Территория Пермского края уступает место Свердловской области. Дорога идёт поверх камня и устремляется в медвежий лес.

Через три-четыре версты она пересекает Грязнушку, приток реки Бабенки. В том месте и была деревня Грязнуха, которая славилась когда-то большим колхозом "Красный Урал".

Когда мы шли на лодке по Бабенскому плёсу, кормчий Андрей Полушкин показал нам луговину деревни Зимняк, она же Мезенцева. От неё вверх идут каскады горных лугов, среди которых были грязнухинские поля и покосы. От Зимняка до Грязнухи путь ведёт в гору, примерно три версты будет.

Там на карте отмечено урочище Крутое. Не удивляйтесь. Одно время зачем-то решили убрать старые названия, и переименовали деревню Копчик в Луговую, Бабенки – в деревню Заречную, а Грязнуху  - в деревню Крутую.

*** ПАМЯТЬ О ДЕРЕВНЕ ГРЯЗНУХЕ ***
Андрей немного помнит эту деревню – из неё родом его мать. И сам он ещё мальчишкой не раз наведывался туда. На счастье, Елена Вяткина смогла записать бесценные воспоминания о деревне Грязнухе от Людмилы Александровны Дылдиной. Послушайте:

"Грязнуха имеет и другое название – деревня Крутая. Всего в ней было 23 дома, всего примерно в ней жило 200 человек. Фамилии семей, живших в Грязнухе: Новиковы, Борисовы, Кокшаровы,  Дылдины, Лазарьковы, Постаноговы, Поповы.

Деревня была в одну улицу, но пять домов находилось через речку Грязнушку. Как бы на отшибе. Там же находилась ферма, на которой выращивали телят. И здесь же находилась школа, начальная четырехлетняя. Дети и взрослые переходили на другой берег по деревянному мостику.

Учительница первых классов – Ялунина Анна Андреевна – приходила в школу из деревни Ялуниной. Это четыре километра, включая переправу на другой берег Чусовой. И в дождь, и в пургу прибегала учить ребятишек. После окончания начальной школы дети уходили жить и учиться в Кын. Там был интернат.

В школе можно было учиться либо до восьмого класса, либо окончить десятилетку. Домой ходили не каждые выходные, потому что далеко. И в интернате можно было оставаться: и баня была, и столовая. Детского сада не было, в уборочную и сенокос разрешали в частном доме устраивать ясли для маленьких детей.

Как и во многих уральских деревнях, был свой колхоз. Председателем какое-то время был отец Людмилы Александровны – Дылдин Александр Алексеевич. Что имел колхоз? Конный двор, кузница, зерносушилка, большой склад для зерна. Колхоз был богатый, пашни большие и плодородные.

По пути в Кын, по дороге на Мултык было поле в тридцать два гектара. Оно было не единственное такое большое. Еще поля были на косогоре (так говорит Л.А.) - по дороге в Талицу. Талица находилась на границе между Свердловской и Пермской областями.

Для молодежи была изба-читальня. В Грязнухе кино не показывали, но вечерами собирались - играли, читали. Любимый праздник – Ильин день (2 августа). Это был нерабочий день. Приходили гости, сидели за столами, готовили кушанья. В Бабенках всегда праздновали Троицу, а в Копчике – Николин день.

В Копчике устраивались соревнования с оглоблями в руках. Праздник назывался Стеговой. Из других деревень приходили поглядеть и поболеть за участников. Стеговой – это значит, что жердями или оглоблями бились до того момента, пока жердина не сломается. У кого она первой сломается, тот и проиграл.

Речка Грязнушка маленькая, но чистая. Вода чистейшая и никогда не замерзала, потому что много было в ней ключей, бьющих из-под земли. На речке всегда делали небольшой прудик, он замерзал. Я на нём зимой на коньках каталась.

У каждого дома был огород, а в нём ключи. Из ключевинников брали воду для еды и питья. Магазина не было, ходили за продуктами в Бабенки. Фельдшерского пункта тоже не было".

Вот и ответ к загадке – как же это деревня жила на высоком лугу. На склоне Мултыка колодец не выкопать. Оказывается, там повсюду из земли бьют ключи! Наша древняя темнохвойная тайга богата на горные висячие болота и ручьи.

А какое слово подобрали для ручьёв вкусное – ключевинники! Теперь можно чуточку представить себе крестьянскую жизнь в Грязнухе. Её жители дорожили распаханными полями на хребте.

Дорожили детишками. Ради них учительница Анна Ялунина каждый день переправлялась через Чусовую и шла одна по тайге несколько вёрст.

Люди из Грязнухи довольствовались малым, но кто скажет, что их жизнь была серой и будничной? Умели трудиться, умели и праздник себе устроить. Елена Вяткина рассказала, чем ей запомнилась исчезнувшая деревня:

"Я родом из Бабенок - тех самых, вогульских. В деревнях много семей было с фамилией Дылдины, особенно в Бабенках. Так их прозывали Кисели. Вдоль речки Бабенки очень красивый луг был, весь в купавках по весне. У нас в деревне была Людина гора. Мы там на санках катались. Она в центре деревни, дорога по ней идет в Грязнуху.

Грязнуха на моей памяти ассоциируется только с покосами, у нас их там было несколько. Один из них был на самом косогоре. Оттуда вся деревня была как на ладони. Но жителей в то время уже не было…

Деревня Грязнуха была богатая, колхоз был. У них на косогоре поля были большие и урожайные. Сама деревня была не на горе, у подножия. Как говорят у нас, у косогора. Почему первоначальное название деревни – Грязнуха? В дождь и ливень земля с косогора катилась в деревню.

Сказывают, что в Петров день люди ставили самовар. Пока он закипал, набирали на косогоре землянику к чаю. Земляничная поляна была прямо перед окнами домов.

Земляники там было много. Мы из Бабенок приходили сюда за ягодами. И нынче с односельчанами мы говорим про наши "бабенские нравы". Община какая-то тогда была - все вместе, один за другого.

В Грязнухе было кладбище. Людмила Александровна рассказывала, что там были похоронены её дед и бабушка. Значит, деревня не одно поколение людей стояла. Стали разъезжаться, потому что школу закрыли. Тенденция была на укрупнение хозяйств".

Такой была горная деревня Грязнуха, которая два века продержалась на крутом косогоре за камнем Мултыком.
Крутая!