Пуатье 732 - победа или чудо?

Локсий Ганглери
Многие слышали о битве при Пуатье (*), ознаменовавшей спасение христианства и предотвращение покорения Европы исламом (Эдуард Гиббон (**), и ставшей "поворотным пунктом одной из самых важных эпох в истории мира" (Леопольд фон Ранке).

Однако едва ли кто знает, как совершилась эта победа - воистину великая, ибо никому дотоле не удавалось остановить Омейядских арабов, что простерли свои завоевания от Памира до Пиренеев, от Гибралтара до Гиндукуша!..

Всё началось с, так сказать, стояния на Угре: ни арабы, ни (тем более) франки не дерзали перейти в наступление. Наконец, на исходе двух недель, противники сошлись.

Битва шла с переменным успехом... даже неожиданное вторжение авангарда франков (***) в лагерь Абд аль-Рахмана не спасло положение. Да что и говорить! - каково рыцарю в тяжелых латах перед берберскими наездниками и пронзительными магрибскими лучниками (а у франков даже не было кавалерии...)

Однако наутро выяснилось невероятное.

На рассвете франки вышли из своего лагеря и построились для битвы, в том же порядке, как накануне, ожидая, что и мавры, со своей стороны, сделают то же самое; но к величайшему их удивлению, в лагере мавров не было ни  движения. Ни звука!
Были посланы лазутчики для более точного выяснения дела; они проникли в лагерь, осмотрели палатки; всё было пусто.

Очевидно, мавры ночью, в глубочайшей тишине, вышли из лагеря. Более того, они даже оставили на месте всё награбленное богатство, и таким поспешным отступлением признали своё поражение!..


__________________________________

(*) известная в арабских источниках как Битва когорты шахидов.
Так или иначе, именно она сделала Карла Мартелла одного из величайших королей Европы! (а кем он был? - плодом "неформатной" любви Пипинида Гуго и его конкубины (хм!) пипинид со своей конкубиной)

(**) "Победоносный поход длиной в тысячу миль дошел от Гибралтарской скалы до берегов Луары; его повторение на такое же расстояние привело бы сарацинов на равнины Польши и высокогорья Шотландии; Рейн ничуть не более непреодолим, чем Нил или Евфрат, и арабский флот мог легко войти в устье Темзы без морской битвы. Возможно, сейчас бы в Оксфорде преподавали толкование Корана, а с его кафедр обрезанным мусульманам демонстрировали истинность и святость и откровения Магомета". К мнению британского историка остаётся добавить только одно: Битва при Пуатье задержала исламизацию Европы более чем на двенадцать веков...

(***) Арабские летописцы подозревают - а франкские не скрывают, - что это было не (столько) актом героизма, а попыткой завладеть, под шумок, богатым обозом (перво)грабителей! :)
PS. Франки и не думали преследовать неприятеля и весело разделили награбленное варварами у несчастных аквитанцев, которым пришлось таким образом переменить только одного врага на другого.