Почти детективная история

Каратт
За окном уже второй день скучный  зимний дождь. На кухне тепло, реальное тепло батарей и семейной посиделки  за чашкой чая, и не только чая, но припасенного для такого случая домашнего вина. Не так часто собираемся вместе с детьми, жизнь порасскидывала  по разным городам. Тут разговоры  и о политике, попытки понять сложные комбинации грядущих выборов, о  работе ,о  поломке машины  и , конечно же, о Марусе, новом и самом  главном члене семьи. Она , зная это, все время приковывает к себе внимание, путешествует с одних рук на другие, при каждом удобном  случае  роняет со стола предметы, любимое всеми  маленькое голубоглазое чудо….
 
Речь зашла о прошлой жизни в  болгарском селе  и вырулила на мое владение болгарским языком
- Вы же знаете, как долго я училось болгарскому? Десять лет не разговаривала на нем, но зато помню до сих пор и при случае его употребляю с большей любовью, чем  украинский – говорю я,  - сам украинский язык  здесь не причем, просто то,  как его навязывают,  вызывает  обратное действие , как физический закон: любое действие с применением силы вызывает противодействие…. И тут  я согласна с Гордоном, который принципиально, владея украинским в совершенстве, разговаривает, в большинстве случаев, на русском… Это протест, и он на подсознательном уровне…Слушайте, у меня, в русскоязычной школе, на каждой параллели по одному – два класса  с обучением на украинском языке, в тех что преподаю - одни в 9 –том, другие в 10 классе. Вы бы послушали их ответы на уроках – сплошные муки…. А ведь они с первого класса обучаются на украинском… и что? Между собой они только на русском языке, потому что дома на русском, на улице…. это их язык, он на генетическом уровне….украинский выглядит как инородное тело, можно говорить и знать государственный  , но думать будешь все равно на том, который впитал вместе с молоком матери…
Опять наш разговор съехал на политику, ну что тут поделаешь, коль живем в такое смутное время.

- Ма, я до сих пор помню твои попытки говорить на болгарском, тетя Лена и тетя Света покатывались  со смеху от набора русских и болгарских слов,  – смеется дочка, - А помнишь  « МишОк  с красной веревочкой?» Целая детективная история….
- И что это за история ? – спросил Рома, глядя на меня сквозь толщу янтарного вина в тонком стакане: -  ну -  ка, ну – ка расскажите….

- Нет, ну конечно, это было  смешно, -  начала я, -  это пример того,  как люди могут друг друга не понять из- за неправильной трактовки слов, особенно если в обиходе набор разноязычных слов.
Дело пятнадцатилетней  давности. Однажды весной я и  моя подруга Лена надумали съездить за грибами  в лесопосадку . Съездить – это значит на велосипедах. Лесопосадок у нас много, плана маршрута у нас не было и решено было просто  объездить несколько  , вдруг и найдем, что вполне реально, так как  шампиньоны у нас водились. У меня велосипед был спортивный, не слишком пригодный для бездорожья, у Лены вообще подростковый, от детей остался, но это было не важно. Лена  - уроженка болгарского села, чистокровная  болгарка, я же , вы знаете , вышла замуж за вашего отца, а  до этого  проживала в другом месте, с болгарским, на тот момент, была очень – очень  на «Вы». Наша речь с ней была  переплетением русских и болгарских фраз, что привело к этой смешной истории.

К нашей досаде, проехав приличное расстояние ,облазив разные лесопосадки, мы не обнаружили ни одного достойного гриба, то черви уже подточили, то высохшие попадались, при этом изрядно устали и ободрались кустами. Последняя  лесополоса, куда нас занесло,  была значительно удалена  от людных мест. Одной стороной  она граничила с заброшенным  колхозным садом, с другой -  бесконечные  поля с зеленой, уже в колосе, пшеницей. Тишину нарушали только шелест листьев от ветра.  Мы устали , солнце припекало. Лена совсем пала духом и даже не стала заходить в лесополосу с поисками . Она села  на край поля: « Я тут посижу , уморена сэм *( устала я)
 
(* слова болгарские будут  обозначены звездочкой, стоит отметить, что говорят они на этническом болгарском, который  отличается довольно сильно от официального )

Я , бросив велосипед на обочине чуть протоптанной дороги вдоль посадки, стала углубляться среди деревьев, тщетно вглядываясь  в заросли травы, все еще надеясь на что - то.
Лесопосадка была вся перерыта   глубокими ямами и рвами, вероятно  в целях защиты сада от въездов на транспорте при возможном воровстве во времена колхозной эпохи,  все это давно заросло травой и мешало передвигаться.
И тут мне в глаза бросилось что -  то  ярко белое, совершенно чуждое  на общем зеленом фоне. Я подошла ближе и вижу: на дне  одной из ям  стоит мешок с чем -  то наполненный до самого верха,  белоснежно новенький, чистенький,   завязанный красной тесемочкой. Содержимое мешка угловато выпирало , наводя на жуткие ассоциации, но самое страшное – под этой красной тесемочкой растеклось свежее пятно крови, на которое только -  только стали слетаться мухи…..

Я в замешательстве , не двигаясь, стала осматривать  все вокруг: тишина, никого….оглянувшись заметила, что трава  к этой яме примята колесами машины, недавно, еще не выпрямилась….Так ли уж тут никого? И что в мешке? Я пятясь сначала , а потом быстро стала идти к дороге, все оглядываясь вокруг, в полном недоумении и жутких подозрениях….
Лена сидела все также , вытряхивая землю их кроссовка…Сказать? И что делать? Может посмотреть,  ЧТО  в мешке? А если кто - то за нами наблюдает? Эта мысль была самой неприятной….
Лена еще та трусиха…..Она  подняла на меня глаза: « И ко? Ништу?*» ( И что?  Ничего?)
-  Нет ничего… поехали, - внутри борьба. Метров сто проехали, я остановилась.
- Лен, слушай, - начала я очень осторожно, - там какой - то странный мешок , белый, красной тесемкой завязанный, кровь, странно…. что он тут делает?

- МишОк? Той ко прави тука?*( Что он тут  делает?) – без особого интереса, к моему немалому удивлению, спросила та.
- Так в том то и дело что не понятно…видно,  что привезли на машине…
- КОго, мишОка -  то?*Почему ты решила что привезли?
- Следы машины остались….
- Действительно странно….
- Может, пойдем и посмотрим…хотя мне страшно…
- Гаче никуй пэт не видях  мишОка-та…* ( как будто раньше никогда не видела мешок …), наверное убили, только зако тей далеко  закарали?*( только зачем так далеко отвезли?)

И тут я начинаю понимать , что мы говорим о чем то разном, я внимательно посмотрела на Лену, помня, что не должна ее сильно испугать:
- Лен, ты не поняла  о чем я?
- Что значит « не поняла»?!  Ты говоришь  что нашла умрял*( мертвый)  мишОк….

И тут уже я прозреваю… «МишОк» - это на болгарском  « крыса»….
- Лена! Какая крыса! Чувал*!!( мешок на болгарском) понимаешь – чувал!!! – начинаю хохотать, она тоже. Смех ее резко обрывается:
- Ты говоришь там кровь?
Начинаю рассказывать заново. - Все это так странно…в этом безлюдье, в мешке что -  то крупное …
- А вдруг там человек?! – у Лены глаза от ужаса округляются.
- Не знаю…Что будет делать?
- Поехали отсюда!!! Вдруг тут кто -  то еще есть и за нами смотрит… - она торопливо закидывает ногу на велосипед, никак не может попасть на педаль, ее паника передается  мне,  и вот мы испуганно  летим  под гору.
На безопасном расстоянии, в направлении к дому, всю дорогу прикидывали,  что будем делать.
Решили, что Лена позвонит своему родственнику, у которого есть автомобиль, и расскажет все. К нашему удивлению, тот только рассмеялся, сказал, что нам там, что - то померещилось, ехать туда , в эту глушь никто не хотел, и вообще , кому не рассказывали  об этом, все только смеялись , особенно с той части, где у нас было недоразумение « мишОк» - « мешок» и стало это  местным анекдотом….

- Так вы так и не установили, что там было в мешке? – спросил Рома.
- Через неделю только… Мы уговорили общего знакомого, одноклассника, отвезти нас к тому месту, что оказалось совсем не просто, так как добраться на велосипеде  там было значительно проще , чем на машине, мы ее и толкали, и часть пути прошли пешком. Лена плохо помнила место, но я отлично….Еще издали донесся трупный запах, на что Степа сразу сказал, что это запах трупа животного.

В яме мешок был на том же месте, но безобразно бурого цвета, с ползающими на нем червями ,  и пах сногсшибательно. Степин вердикт был недостаточным относительно запаха, потому решено было вскрыть мешок и посмотреть. Степа веткой стянул, когда - то красную тесемочку, отогнул край мешка и в какой -  то момент, у меня в ужасе сжалось сердце – темя головы теленка так похоже на человеческую голову, но к счастью, не для теленка, -  это все же оказался теленок.
- Скорее всего  , - начал Степа,  - в тот день тут недалеко паслось  фермерское стадо, и  был украден теленок, ему перерезали горло, думаю, с согласия пастуха, для кого -  то оставлен  тут, а вы тут вертелись и спугнули , раз его не забрали…нечего вам лазить по таким местам, сами не спали с перепугу несколько ночей и людям тут все испортили….
 -  Вот такая, почти детективная история, - закончила я, который раз смеясь над этим случаем.