День Макоши

Валентин Валевский
<> о временах языческих <>

Как на Макошь[1] добрый люд
Выбирался из домов.
Прекращал на поле труд
И ходил в леса на лов.
А потом, добычу взяв,
Шел к базару у воды,
Восхвалял святой Триглав[2],
Приносил во храм плоды[3].
За добро молил свое
Макошь ругой[4] разных яств,
Вопрошая у нее
Всем удачи и богатств.
Также славил ратный труд
Павших воинов в боях,
Нес на реку или пруд
Гроб на сгорбленных плечах.
И тогда среди орал[5]
Клал мечи свои на гроб
И на кроде[6] возжигал
Первый сжатый в поле сноп.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

[1] Макошь, Мокошь – языческая славянская Богиня, почитаемая с дре-
вних времен до наших дней. Макошь почитают Пряхой Судеб, покрови-
тельницей женских ремесел, Богиней Магии. См. следующий источник:
https://vericon.ru/talismany/mokosh-bog.html

Польский веб-ресурс «Bogowie Slowianscy» так характеризует богиню:

«Мокошь доныне известна как богиня дождя, грозы с обильными осад-
ками, и вообще влажной и дождливой погоды. В связи с часто выступа-
ющей многофункциональностью богов славянского пантеона Макоша,
как ее называли иначе, имела под опекой не только воду. Она была отве-
тственна за ряд вопросов, связанных с женским проявлением человече-
ской природы...[...] Она также отвечала за чрезвычайно важные работы,
обычно назначаемые женщинам. Прялка и ткацкий станок были его ат-
рибутами.[...] Даром и жертвой для божественной госпожи был клочок
шерсти, оставленный женщинами при ножницах. Все женщины были
ее заядлыми последовательницами и носили в личных вещах ее атрибу-
тику. При поиске партнера люди нередко прибегают к магии, чтобы пе-
редать свои гены будущим поколениям…» Перевод с польского языка
Валентина Валевского, веб-ссылка на источник и оригинальный текст:

https://bogowieslowianscy.pl/mokosz/ 

«Mokosz do dzis znana jest jako bogini deszczu, burzy z rzesistymi opada-
mi i w ogole mokrej, dzdzystej pogody. Z racji, czesto wystepujacej, wielo-
zadaniowosci bogow slowianskiego panteonu, Makosza, jak zamiennie by-
wala nazywana, miala pod opieka nie tylko wod. Odpowiedzialna byla za
komplet zagadnien zwiazanych z zenskim pierwiastkiem natury ludzkiej...
[…] Odpowiadala rowniez za niezmiernie wazne prace, zwyczajowo przy-
pisane kobietom. Kadziel i krosno byly jej atrybutami… […] Podarkiem i
ofiara dla Boskiej gospodyni byl klak welny pozostawiany przy nozycach.
Wszystkie kobiety byly jej zagorzalymi wyznawczyniami i posiadaly w
rzeczach osobistych jej wyobrazenia. Szukajac partnera, ludzie nierzadko
uciekaja sie do magii, by przekazac swe geny nastepnym pokoleniom...»

[2]  в дохристианскую эпоху древние славяне исповедовали язычество
и верили во многих богов: Сварога, Святовита, Перуна, Ладу и прочих,
общих для предков поляков, чехов, словаков, сербов, словен, хорватов,
русских, украинцев, русинов, белорусов и других славянских народов.

[3]  здесь под плодами имеются в виду жертвы от полей, обычно, мед,
молоко и просо, на что указывает следующая строка: «За добро молил
свое Макошь ругой разных яств».

[4]  ру'га (устар.) — оплата хлебом или иными продуктами в сельских
храмах. Во времена язычества — языческих, а после — христианских.
См. в веб-словаре: https://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/239380/руга

[5]  орало (устар.) — плуг, соха. См. пояснение в следующем словаре:
https://ru.wiktionary.org/wiki/орало

[6]  Крода – погребальный костер на тризне, на коей в старые времена
происходило с почестями сожжение тела умершего. Тела всех знатных
воинов, князей или вождей, обычно клали во гроб погребальной ладьи
и предавали огню. Вот как описывают этот древней славянский обряд:

«Само понятие «Крода» означает отправление человека «к Роду». Кро-
дой так же называется погребальный костер. […] если погибший воин
или знатный родович, поверх полога ставили еще сруб или погребаль-
ную ладью. […] После прощания, жрец или проводящий обряд накры-
вал лицо умершего и всё тело белым покровом, и (им) мог подоткнуть
под тело, чтобы, когда загорится, его сразу же не унесло огненным по-
током.» Статья «Обряд Крода»: https://derzhavarus.ru/obryad-kroda.html

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

в качестве иллюстрации к материалу произведения
размещен рисунок художника Бориса Ольшанского
https://images89.fotosik.pl/413/13c1b94bdd13a128.jpg

© Copyright: Валентин Валевский, 2010, Стихи.ру
Свидетельство о публикации №110052901635