23. Куски

Нина Калашникова
Куски!

Улица - это свой, особый мир.
Я не могу похвалиться, что я в него сразу вписалась. Нет.
То ли разница в возрасте - две Вали были младше меня. Нина и Аня - старше.
В общем, закадычной подружки у меня на улице в том, раннем детстве не было, и я увязывалась за братом.

А у него сразу появились друзья и лучший друг - Юра. Они так и дружили по жизни -  в детстве, в юности и в молодости. Пока судьба их не раскидала в разные стороны.
Вот к ним я и цеплялась.
Не могу сказать, что Саша был  доволен этим, особенно, когда они стали подрастать .  Но, куда ему, бедному, было деваться - сестра.

  Самое яркое воспоминание того раннего
детства на улице - это куски!
Куски выносили всегда две сестры - Валя и Нина, дяди Колины дочки. Огромные куски душистого печного хлеба, намазанные то маргарином с сахарком, то повидлом, то постным маслом с солью...
Девчонки не жадные,  и всем давали откусить!

   Как же это было вкусно!
Аня с Валей и Юрой куски не выносили, жили  победнее, а нам не разрешали кусочничать, потому, что дома всегда был завтрак, обед и ужин, а ходить с кусками- неприлично и не гигиенично!

  И за это мы получили прозвище - "культурные"
Куски съедались мгновенно, по кругу, и Валя с Ниной бежали к своей мамке, тёте Марусе, за новыми кусками.
И опять по кругу.

   Тётя Маруся знала, что нам не разрешают кусочничать и порой, заводила меня во двор и давала кусок, приговаривая:
   - Ешь, Ниночка. Только, чтоб Мари Николавна не видала.
Но есть одной было скучно и не интересно, а главное, мы же не голодные были. Важен был сам процесс - откусить в очередь, по кругу ...и жевать...вкуснооо... Эх! Детство!

   Периодически бабушка Мария, видя, как мы кусочничаем у детей, выносила и давала всей ватаге - или по пирожку, или по домашней печенке, или по куску хлеба, намазанного маслом с вишнёвым вареньем! Это был праздник!

   Но однажды к тёте Марусе и дяде Коле приехали гости из Москвы. Я это запомнила на  всю жизнь, и вот почему. Было  летнее утро. Мы с Сашей вышли на улицу . Форма одежды тогда была  у всех детей одна - трусы.
Тётя Маруся  закрывала ставни от палящего солнца и, увидев нас, махнула рукой:
-Идите сюда. Пока Мари Николавна не видит.

    После того, как дедушка Митя так строго поговорил с дядей Колей и у них в доме прекратились страшные побои, отношение к нам, и именно ко мне, слабенькой, болезненной девочке,  было особое. Она меня жалела, бабушку Марию побаивалась, дедушку Митю очень уважала. Мама была учительница. Этим всё сказано.

   Тётя Маруся завела нас с Сашей во двор. Под навесом сидела, завтракала и опохмелялась вся семья и московские гости.
Она взяла два небольших куска домашнего хлеба и намазала их чем-то белым и тягучим:
-  Ешьте. Сгущёнка.
Никогда не забуду этот вкус... никогда!.Молочная сладость, тягучесть! Полон рот счастья! ...  Ммммм... незабываемо. Саша быстро проглотил и убежал, а я растягивала удовольствие, и в результате вся перепачкалась сгущёнкой, и тётя Маруся повела меня к бочке умывать.

   И по сей день, открывая баночку сгущёнки, я беру ложечку в рот с кусочком хлеба, закрываю глаза и вспоминаю тот, детский, неповторимый вкус, тот кусок хлеба со сгущёнкой, то утро и тётю Марусю...
    Вроде - всё тоже - и белое, и тягучее...и сладкое... Но! Чего-то не хватает ... детства, что ли?


На фото мои любимые дедушка Дмитрий Захарович.
Бабушка Мария Николаевна
И моя мама, Екатерина, ей 6 лет
Фото 1930г.